Мила Киян, Московский комсомолец (Уфа), 27.03.2024
Легендарный МХТ им. Чехова показал в Уфе два спектакля в рамках федерального проекта «Большие гастроли». Худрук коллектива Константин Хабенский рассказал, что гастроли – «это знак любви и уважения в преддверии юбилея Уфы».
«Я против театра в каждой школе»
Московский художественный театр им. Чехова не был в Уфе больше десяти лет. Его нынешний визит приурочен к 450-летию башкирской столицы.
Наши гастроли это знак любви и уважения в преддверии юбилея Уфы. Московский художественный театр не приезжал в Уфу более десяти лет. В прошлый раз мне запомнился тёплый, искренний приём зрителей, отметил Константин Хабенский.
В этот раз московский артисты привезли два спектакля: литературно-музыкальную постановку «Истории любви», созданную в прошлом году к 125-летию МХТ, и «Дом» по пьесе Евгения Гришковца одну из своих самых успешных постановок, более десяти лет неизменно собирающую аншлаги.
Это долгожданные гастроли, мы к ним готовились, больше года вели переговоры, отметила глава минкульта Башкирии Амина Шафикова. Замечательный проект «Большие гастроли» позволяет нам уже на протяжении многих лет принимать у себя ведущие театры страны.
Открылись гастроли постановкой «Истории любви», где ведущие артисты театра читали произведения авторов, знакомых для МХТ Чехова, Бунина, Куприна, Горького, Булгакова.
«Истории любви» приурочены не только к юбилею театра, но и к 70-летию Юрия Башмета, подчеркнул худрук МХТ.
Сам маэстро, вопреки ожиданиям, на пресс-конференции так и не появился, хотя камерный ансамбль «Солисты Москвы» под его управлением является полноправным участником постановки. Во время спектакля, который длится два с половиной часа, Юрий Башмет дирижировал сидя: возможно, после перенесённого в 2021 году ковида ему трудно столько времени проводить на ногах, а возможно, так и было задумано, чтобы не отвлекать внимания от артистов.
Для худрука театра гастроли прошли в режиме нон-стоп: Константин Хабенский два вечера выходил на сцену в спектакле «Истории любви», а также в рамках открывшегося в эти дни культурного форума «Арт-курултай» провел мастер-класс для башкирских артистов, студентов театрального отделения Уфимского института искусств и юных воспитанников основанной им в Уфе студии творческого развития «Хахачу». Эта студия первоначально появилась на базе обычной уфимский школы № 49 ещё в 2011 году, но к высказанной идее открыть в каждой школе нечто подобное именитый артист отнёсся категорически отрицательно.
Да, я против принудительного навязывания в каждом учебном заведения школьного театра. заявил Константин Хабенский. Я против этого, потому что нужно сначала понять, что это и как с этим работать. Понять, как работать с детьми, а потом уже почковаться и расходиться по школам, по республике и так далее. Мои коллеги не дадут мне соврать, как мы детально, тщательно собирали коллектив педагогов в студию «Хахачу». Туда пришли все, кто хотел: мальчишки, девчонки, но коллектив педагогический собирали очень тщательно: на это был потрачен не один год. Я смотрел, как это работает.
«Зритель всегда прав и голосует рублём»
Хабенский напомнил, то каждый год проходили фестивали «для того, чтобы понять, какие есть плюсы, а от чего нужно отказаться».
Главное не навредить, потому что я очень много видел детей с покалеченной психикой. Покалеченной потому, что педагоги в разных коллективах форсируют события и пропускают первые три очень важные ступени, когда молодой человек освобождается, уже может посмеяться, что-то сказать, пофантазировать. Это необходимо для того, чтобы перейти к четвёртой и пятой ступеням к созданию какой-то продукции. Именно поэтому я против повального, я за то, чтобы делать штучное, находить единомышленников и дальше развиваться.
Артистов и студентов волновали другие проблемы: первые просили совета, как справиться с профессиональным выгоранием, вторые как найти своё место на театральной сцене. Один из артистов пожаловался, что не чувствует должного отклика от публики.
Вас не устраивает зритель? Всё очень просто: зритель всегда прав. Значит вы выбрали ту площадку, автора или режиссёра, который делает не то, что сейчас хочется зрителю, ответил Хабенский. Зритель голосует рублём. Наша профессия состоит в том, чтобы окунуть его в нашу историю, аккуратно заставить поверить в то, что происходящее на протяжении двух-трёх часов на сцене, это честно и от всего сердца. Если этого не происходит, значит, вы неверно выбрали режиссёра или драматурга. Зритель всегда прав, валить на него последнее дело. Покопайтесь в себе. А относиться к зрителю, как к человеку, который вам мешает, неправильно.
Артист одного из башкирских театров, присутствующий на мастер-классе, спросил, нужно ли в таком случае обязательно удовлетворять желания публики.
Я не говорю, что нужны «частушки» пять раз в неделю, но знаете, вас зритель не поймёт, если вы будете ему сразу предлагать послушать сложное сочинение Шнитке, отметил Константин Хабенский. Если вы считаете, что миссия вашего коллектива через театр поднимать зрителя выше, то нужно понимать, как делать правильно микс: от чего-то отказаться, что-то добавить и нарабатывать свою «паству» зрительскую, которая приходила бы к вам и ждала всё время чего-то большего. Есть и другой путь: в сложном материале найти правильные человеческие ноты и интонации для того, чтобы зритель не чувствовал себя дураком. Зритель не хочет задаваться вопросом: «А что здесь происходит?» Он должен кайфовать и видеть главные темы.