Режиссеры | Истории любвиЕлена Алексеева, Ревизор, 28.01.2023 К 70-летнему юбилею Юрия Башмета и к 125-летию МХТ им. Чехова прошла премьера спектакля-концерта «Истории любви» в рамках IV Зимнего Международного фестиваля искусств. Знаменитые актеры Игорь Золотовицкий, Михаил Пореченков, Игорь Верник, Ирина Пегова, Авангард Леонтьев, Кристина Бабушкина, Анна Чиповская читали рассказы русских писателей о любви. Действующее лицо спектакля музыка Кузьмы Бодрова в исполнении Камерного ансамбля «Солисты Москвы» под руководством Юрия Башмета. Режиссер Георгий Ковалев.
Зимний Международный фестиваль искусств под руководством Юрия Башмета, который проходит в четвертый раз в Москве, традиционно представляет литературно-музыкальные премьеры. По словам Юрия Абрамовича Башмета, он давно подбирался к теме любви. 70-летний юбилей Маэстро совпал с 125-летием прославленного чеховского театра в Камергерском переулке. Тема любви исчерпывающе подходит к юбилейным датам, когда наступает время признаваться в любви. Премьера башметовского фестиваля «Истории любви» на сцене МХТ открывает череду праздничных событий, которые будут иметь место в текущем сезоне труппы. 24 января Юрий Башмет отметил свою круглую дату, 26 октября МХТ им. Чехова отметит свою историческую веху.
Константин Хабенский, художественный руководитель МХТ им. Чехова лично открыл музыкально-поэтическое представление цитатой А. П. Чехова о любви. Кого же еще, как не Антона Павловича, автора, который столько написал для мхатовцев, было уместно поставить эпиграфом к спектаклю. Вместе со словами зазвучала музыка.
Первым взял лирическое слово Игорь Золотовицкий. Он читал рассказ «Святая любовь» Александра Куприна. По словам Игоря Яковлевича, что может быть прекраснее соединения великой литературы и музыки, да еще на такую тему. Сегодня нам так не хватает любви. Актер, который отмечает в этом году свой 40-летний юбилей пребывания в труппе МХТ, считает, что миссия театра нести любовь во всех ее проявлениях и эпостасях. Как ректор Школы-студии МХАТ, Игорь Яковлевич напомнил о 80-летии учебного заведения также в этом году.
А. Чехов, И. Бунин, А. Куприн, М. Булгаков, М. Горький, А. Вампилов, тонкие знатоки души человеческой, поведали голосами актеров МХТ им. Чехова пронзительные истории о любви в этот вечер. Нежность, трогательность, драматизм, юмор соединились в чувстве любви и его необъяснимости в соприкосновении с музыкальной составляющей постановки. Маэстро Башмет и «Солисты Москвы» мастерски тонко сопровождали рассказчиков, подчеркивая смыслы, порой, конфликтуя и досказывая там, где заканчивалась магия слова. Каждый актерский номер был наполнен соответствующим музыкальным настроением, эмоциональным фоном. Сам композитор Кузьма Бодров расположился в оркестре, исполняя фортепианные соло. Основная сцена МХТ им. Чехова предоставила почти оркестровую яму для музыкантов. Центральная часть пола была опущена вниз. Актеры использовали все пространство на возвышении вокруг оркестрового прямоугольника.
Ирина Пегова совершенно прелестно создала образ героини Ивана Бунина в рассказе «Легкое дыхание». Выразительная игра, непринужденное повествование актрисы бунинской прозы усилили красоту авторского слова. Вальсообразное движение в оркестре рифмовалось с легким девичьим дыханием персонажа. Второй раз Пегова вышла в дуэте с Игорем Верником. «Псалом» Михаила Булгакова также выиграл от милого образа мальчишечки Славки, который смешно картавил голосом актрисы. Игорь Верник оттенил партнершу задушевной сердечностью фраз.
Другой актерский дуэт Михаила Пореченкова и Анны Чиповской инсценировал «Рассказ о безответной любви» Максима Горького. Холодная сердцем героиня и преданный ей горячий душой герой читали историю трагической любви на предельном контрасте. Музыкальный номер оказался самым напряженным из всего цикла, насыщенный резкими гармониями и повышенной динамикой.
Кристина Бабушкина и Авангард Леонтьев, выступая с чеховскими миниатюрами, привнесли моменты юмора и легкой иронии в общее настроение вечера. «Рассказ госпожи NN» актриса читала выпуклыми интонациями и фразами, увеличивала эмоциональный подтекст, создав общую драматургию своей истории. От предельно высокой ноты счастья тональность опустилась глубоко в несчастный регистр. Последнее короткое арпеджио фортепиано поставило завершающий аккорд в рассказе, будто пробудив героиню от мечтательных снов юности навсегда.
Авангард Леонтьев весь рассказ «Любовь» иронизировал над этим прекрасным чувством, принижая великое смятение души. Подтрунивания над незавидным статусом жениха, а потом мужа актер непонятным образом обернул гимном любви.
Игорь Верник рассказом «Моя любовь» Александра Вампилова завершил литературно-музыкальный вечер, транслируя в зал возвышенное чувство. Любовь, неузнанная, необъяснимая, разная, непонятная, но всегда остро востребованная, прекрасна во все времена. Каждый-каждый нуждается во фразе: «Я тебя люблю». Чудесная фраза в оркестре шлейфом мечты подарила надежду.
На поклоне артистов Константин Хабенский вновь вышел на сцену с огромным букетом. Признавшись в любви Юрию Башмету, от имени МХТ поздравил Маэстро с юбилеем.
Следующее признание в любви, в любви к джазовому искусству, состоится 29 января в Концертном зале им. Чайковского. В рамках IV Зимнего Международного фестиваля искусств состоится вечер «Классика встречает джаз».
Оригинал статьиПресса Два по 125, Эсфирь Штейнбок, Коммерсантъ, 21.10.2023 Контрабас, Ольга Фукс, Exclusive, № 2, 05.2014 Петушиные бои, Кристина Матвиенко, Петербургский театральный журнал, № 43, 2006 | |