Режиссеры | Больной вопрос Хабенского: худрук МХТ им. Чехова назвал юбилей «проверкой на вшивость»Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 20.02.2023 На 2023 год приходится сразу несколько юбилейных дат: 125-летие Московского Художественного театра имени А. П. Чехова, 80-летие Школы-студии МХАТ и столетие Музея МХАТ.
В преддверии тройного юбилея худрук, директор МХТ имени А. П. Чехова Константин Хабенский поделился планами и нервно отреагировал на острые вопросы. Накануне он «травмировал голос», поэтому хрипел, пил горячий чай и, как это бывает с актерами, по ходу разговора, читай спектакля, почти выздоровел. Голос появился, а реакции были, как и полагается настоящему артисту, обостренно-нервными. Самая болезненная тема связана с взаимоотношениями со МХАТ им. Горького, который когда-то был частью целого, пока театр не раскололся на две половины. О сотрудничестве с директором горьковского МХАТа Владимиром Кехманом речи не идет. «Я вижу прекрасно отстроенное здание, в котором сделан классный ремонт, — прояснил ситуацию Константин Хабенский. — С кем дальше сотрудничать на предмет празднования? Не вижу творческого импульса, поэтому мы все делаем своими силами. Должен быть общий творческий язык, идеи и понимание того, что есть Художественный театр, первый театр страны».
Все идет своим чередом, никакой суеты. 27 марта, в День театра, будет впервые вручена премия МХТ молодым людям до 35 лет в области не только драматического театра, но и оперы, балета, кино, классической музыки. Это рассматривается как импульс для дальнейшего развития.
В день 125-летия театра состоится премьера на основе материалов музея МХАТ и пьесы Юлии Поспеловой о метафорической любви, как было сказано, и речь, надо полагать, идет об основоположниках МХТ Станиславском и Немировиче-Данченко. В юбилейный год зрителей ждут 14 премьер. Зачем такой вал? Все во имя актера, который без новой работы может превратиться в человека, работающего на конвейере. Ближайшая премьера — чеховский «Дядя Ваня» в постановке Дениса Азарова, потом — «Маскарад» Лермонтова, над которым работает Петр Шерешевский. Николай Скорик поставит пьесу «Цена жизни» Владимира Немировича-Данченко, которая 130 лет назад получила Грибоедовскую премию, обойдя Чехова. Появится спектакль «Занавес» на основе интервью, которые взял драматург и режиссер Андрей Стадников не только у актрис МХТ, но и у других его сотрудниц. А вот имя режиссера, который поставит «Театральный роман» Булгакова, пока хранится в тайне.
Константин Хабенский заявил об обновлении фирменного стиля театра, в частности, его сайта. В сентябре состоятся гастроли в Казахстане, которые охватят даже Байконур, где сотрудники театра будут провожать космонавтов в путь: как раз на это время запланирован полет. В космос отправится и сувенир от МХТ. Ну а на Земле состоится юбилейный тур в Санкт-Петербург, на родину Константина Хабенского. Это будут обменные с Александринкой гастроли. Театр берет на себя художественное руководство фестивалем «Мелиховская весна», где представят проект «Ландшафтный театр», который рассматривается как возможность «подчеркнуть проблему в регионах».
Планируется конкурс среди московских киношкол, которые поздравят короткометражными работами МХТ с юбилеем. Победитель снимет художественный фильм по сценарию Немировича-Данченко, написанному для Голливуда.
А вот свои студенты из Школы-студии МХАТ, по мнению Хабенского, должны не бояться нырять налево и направо, быть живыми. Он и сам прислушивается к тому, что происходит в зрительном зале, и хотел бы предложить публике что-то такое, что не повторяло бы происходящее на телевидении. «Важно чувствовать ухом, глазом, диафрагмой» — вот видение худрука.
Сам он все время проводит в МХТ. В кино из-за этого давно не снимается. «Но я не жалуюсь, — говорит Хабенский. — Все в наших руках. Все получится». А юбилей, по его словам, «очередная проверка на вшивость, как моноспектакль или монофильм, то, чего ты раньше не делал. Нам нужен новый зритель и новые ракурсы». Ради этого в театр привлекли блогеров, которые, как выяснилось, во время спектакля сидят в трюмах и транслируют в гаджетах своей аудитории новости. Таким образом «подманивают зрителя».
Ректор Школы-студии МХАТ Игорь Золотовицкий рассказал, как вместе с Константином Хабенским посетил 95-летнюю Инну Соловьеву — легендарного историка театра. «С ногами у нее плохо, а с мозгами роскошно», — пояснил он. Так вот, придя к ней в гости, нынешние реформаторы МХТ поинтересовались, о чем, собственно, 18 часов в ресторане «Славянский базар» беседовали Станиславский с Немировичем. А Инна Натановна им ответила, что прежде всего они там вкусно ели, и не думайте, что хотели создать новаторский театр. Они просто хотели свой театр. Золотовицкий пояснял, что мечтали поменять интонацию, сделать ее общедоступной. В общем, основоположники — это не просто висящие в фойе иконы.
А вот за происходящими в театре процессами наблюдают в Музее МХАТ, основанном Станиславским и Немировичем в год 25-летия театра. Когда-то он был его частью и располагался под сценой. Теперь это 342 тыс. единиц хранения и самостоятельная структура. А театру не уйти от пристального ока музея. Все победы и поражения будут зафиксированы.
Оригинал статьиПресса Два по 125, Эсфирь Штейнбок, Коммерсантъ, 21.10.2023 Контрабас, Ольга Фукс, Exclusive, № 2, 05.2014 Петушиные бои, Кристина Матвиенко, Петербургский театральный журнал, № 43, 2006 | |