Режиссеры | Новую интерпретацию «Чайки» представили на открытии фестиваля «Мелиховская весна»Наталия Старцева, Подмосковье сегодня, 22.05.2023 В подмосковной усадьбе Антона Павловича Чехова проходит XXIII Международный театральный фестиваль «Мелиховская весна». Событие проходит при поддержке Министерства культуры и туризма Московской области. В этом году у фестиваля множество ярких акцентов: новый художественный руководитель – Константин Хабенский, необычная сцена на поляне и свежие, новаторские подходы в постановках по произведениям великого писателя. На открытии побывали наши корреспонденты.
СМЕЛО, ЯРКО, КОРОТКО
Первое слово, которое слышишь на фестивале «Мелиховская весна» в этом году, – перемены. Они не касаются фундамента театрального события – произведений Чехова. Пьесы писателя по-прежнему во главе угла. Однако в этом году у фестиваля появился новый художественный руководитель. О том, кто взял на себя организацию творческого процесса, рассказал журналистам и гостям мероприятия министр культуры и туризма Московской области Василий Кузнецов.
«Сейчас это Константин Юрьевич Хабенский. Смело, ярко, коротко. С МХТ им. А. П. Чехова, которым он руководит, я надеюсь, выстроится плотное взаимодействие. И мосты между Мелихово“ и Московским художественным театром возобновятся», – отметил министр.
На открытии фестиваля Константин Хабенский признался, что буквально ухватился за предложение стать художественным руководителем «Мелиховской весны».
«Также это первый шаг для того, чтобы Мелихово“ и художественный театр дальше шли в поисках прекрасного, в поисках неожиданного, в поисках новых форм», – подчеркнул народный артист РФ.
ПЬЕСА ОБРЕЛА ПРОСТОР
В первый день фестиваля Хабенский предложил зрителям новую интерпретацию пьесы «Чайка». Благо сцена под открытым небом предоставила артистам для этого все необходимое.
«Естественно, мы далеко не ходили. Мы еще два года назад запустили такую историю под названием Ландшафтный театр“. То, что в свое время проповедовал Константин Треплев – герой пьесы Чехова Чайка“: вот тебе озеро, вот тебе луна, вот тебе комары, вот тебе и театр», – объяснил задумку Константин Хабенский.
Актеры МХТ им. А. П. Чехова импровизировали, выбегали в зал, общались со зрителями. Ярко, образно, с юмористическими акцентами они подали невеселую историю героев пьесы. И публика откликнулась: она смеялась.
«Потому что если серьезно к этому подходить, то мы бы, наверное, наоборот, проиграли. Мы сели и думали, так: прекрасная погода, улица, люди пришли. Открытие фестиваля: что здесь грустить? Лучше мы посмеемся, а потом в какой-то момент раз – и задумаемся, а потом опять посмеемся, – рассказал актер МХТ им. А. П. Чехова Александр Поршин».
КЛЮЧЕВОЙ МОМЕНТ
В этом году сцену на фестивале перенесли на новое место. Теперь театр под открытым небом находится на поляне «Крыжовник». Это совсем рядом с усадьбой, где жил с семьей Антон Павлович Чехов. Для зрителей создали увеличенный крытый зал. Ряды расположили амфитеатром, чтобы всем хорошо было видно сцену. Генеральный директор Государственного литературно-мемориального музея-заповедника А. П. Чехова «Мелихово» Анастасия Журавлева объяснила, почему решили сменить локацию.
«Для тех, кто приезжает именно на фестиваль, есть театральный зал. А те, кто приезжает приобщиться, пообщаться с Чеховым, могут посмотреть здесь спектакль, а потом пойти и в тишине на чеховской лавочке посидеть рядом с его террасой», – считает Журавлева.
На сцене фестиваля в этом году покажут более двадцати спектаклей от театров из всей России. В частности, в «Мелихово» приедут труппы из Севастополя, Рязани, Владимира, Нижнего Новгорода и Санкт-Петербурга. Но львиная доля постановок будет от театров Москвы и Подмосковья. Спектакли для фестиваля отобрала специальная экспертная комиссия. Выбирая постановки для участия в мероприятии, специалисты приветствовали не только классическую подачу, но и новаторские подходы.
«Побеждает тот, кто прорывается к первичному моменту создания литературного произведения. Когда актеры, режиссеры догадываются, почему вдруг ночью вскакивал Чехов, зажигал свечку и, протыкая пером бумагу, записывал какую-то фразу. Именно эта фраза и становилась ключом произведения», – подчеркнул член экспертного совета Юрий Голышев.
Оригинал статьиПресса Два по 125, Эсфирь Штейнбок, Коммерсантъ, 21.10.2023 Контрабас, Ольга Фукс, Exclusive, № 2, 05.2014 Петушиные бои, Кристина Матвиенко, Петербургский театральный журнал, № 43, 2006 | |