Режиссеры | В МХТ объяснились в любви прямо со сценыАнна Чепурнова, Труд, 3.11.2023 В МХТ им. Чехова отметили 125-летие театра. В юбилейный вечер здание в Камергерском переулке наполнилось именитыми гостями. Кого только здесь не было — и Михаил Швыдкой, и Константин Эрнст, и Владимир Спиваков с женой Сати, и худруки и директора, а также актеры других театров, например Алла Демидова, Сергей Безруков с супругой Анной Матисон, Владимир Урин, Кирилл Крок, Ирина Апексимова, Елизавета Боярская
Пришедших на праздник не утомляли со сцены долгими речами; собственно, прозвучала лишь одна их них — поздравление президента Владимира Путина зачитал его советник по вопросам культуры Владимир Толстой. А потом начался спектакль Дениса Азарова «9 ряд 10, 11 место» по пьесе драматурга Юлии Поспеловой, написанной специально к юбилею.
Когда открылся занавес, за ним оказался зал, зеркально почти повторяющий тот, где находилась публика, и в нем — Станислав Любшин и Наталья Тенякова. Увидеть этих патриархов МХТ им. Чехова (Любшину недавно исполнилось 90, но он по-прежнему элегантен и красив) вдвоем на сцене уже счастье. В спектакле они играют давно любящих друг друга людей, которых в молодости нелепая случайность развела в разные стороны. Только спустя много лет Он и Она встретились вновь на тех же местах в театре, на которых неизменно сидели когда-то, и поняли, что по-прежнему нужны друг другу.
«9 ряд 10, 11 место» создан по принципу коллажа из множества небольших миниатюр, в которых неизменно фигурирует театр. Например, в одной из них речь о гимназисте 1901 года, пришедшем на спектакль, чтобы в зрительном зале объясниться в любви своей учительнице (ее играет Евгения Добровольская, а подростка — юный артист Даниил Кучеренко). В другом сценическом рассказе, из сталинских времен, очень трогательны муж и жена, сыгранные красивой супружеской четой актеров — Артемом Быстровым и Ксенией Тепловой. Он отбывает срок в лагере и мысленно сочиняет супруге письмо. Мужчина надеется, что она по их старой традиции провела 31 декабря в театре. Гадает, какой их дочь, которая сейчас заканчивает школу, будет ко времени, когда он сможет ее увидеть. Наконец, все так же в воображении, встречается с женой, поднимает ее, и она в светлом платье, раскинув руки, становится похожей на символ театра — чайку.
Есть в спектакле и истории, напрямую посвященные театральной жизни. Немного иронично показан режиссер (Игорь Хрипунов), у которого не получается спектакль и не складываются отношения с обслуживающим сцену техническим персоналом. «Подозреваю, то, что я здесь делаю, вообще никому не интересно!», — кричит он. Но сам начинает приглядываться к работягам, интересоваться жизнью простых людей, особенно одного из них — монтажника Владимира. В этой роли выступает не кто иной, как худрук театра Константин Хабенский. И образ у него получается рельефный, персонаж чем-то напоминает героев фильма «Старый Новый год», в котором, кстати, играли мхатовцы. Меж тем, за режиссером с просьбой посмотреть на ее находки для роли — надо сказать, изрядно нелепые — прямо-таки бегает одна из актрис (ее очень комично играет Светлана Колпакова), а он удирает, поскольку сам пока не может ответить на ее вопросы. Две женщины-капельдинера (Мария Сокова и Полина Романова) то ссорятся, то трогательно поддерживают друг друга. А принципиальная билетерша (другая роль Евгении Добровольской) долго не желает продавать два последних билета лощеному мужчине (Игорь Золотовицкий) даже за взятку, зато в секунду отдает их юному влюбленному с букетиком цветов, спешащему на спектакль со своей девушкой.
Появляются в постановке и Немирович-Данченко (Михаил Пореченков), и Станиславский со своей ученицей Марией Осиповной Кнебель (Павел Чинарев и Вероника Васант). Правда, сцены с участием двух последних персонажей больше напоминают юбилейный капустник. Конечно, о некой экстравагантности в поведении Константина Сергеевича писали многие его современники, но они всегда отдавали дань и его гениальности. А здесь легендарный режиссер в поисках своих величайших решений производит довольно однозначное впечатление большого чудака.
Хотя в премьере пока есть и затянутые, и немного туманные места — все-таки главное создателям постановки удалось: она получилась объяснением в любви МХТ им. Чехова. И мы, зрители, вполне разделяем это чувство и желаем театру еще многих красивых юбилеев и талантливых спектаклей.
Оригинал статьиПресса Два по 125, Эсфирь Штейнбок, Коммерсантъ, 21.10.2023 Контрабас, Ольга Фукс, Exclusive, № 2, 05.2014 Петушиные бои, Кристина Матвиенко, Петербургский театральный журнал, № 43, 2006 | |