Режиссеры | «Тот, кто предал однажды, к этому обязательно ещё вернётся»: Константин Хабенский рассказал об амбициях, новом сезоне «Метода» и отношении к предателямАнастасия Плешакова, Комсомольская правда, 23.02.2024 Накануне 23 февраля на Малой сцене Московского Художественного театра прошел вечер писателя Александра Цыпкина и худрука театра Константина Хабенского.
«Художественный разговор с художественным руководителем». Название придумал Цыпкин. Это был творческий эксперимент. Модератор вечера, он же интервьюер Цыпкин задавал вопросы звезде, то есть Хабенскому. Зрители помогали – писали записочки с вопросами. Поскольку Хабенский крайне редко дает интервью, было интересно его послушать. Тем более с Цыпкиным, с которым он дружит, Константин Юрьевич был более откровенным, чем с журналистами.
- Когда ты понял, что можешь стать худруком МХТ? Долго думал, прежде чем принял решение? – спросил Цыпкин.
Долго я думал? Нет. Одни сутки, признался Хабенский. На тот момент мудрости и жизненного опыта мне не хватило. Вот сейчас я бы задумался. Я никогда не мечтал занять эту позицию. Для этого нужно иметь опыт, приобретённый в других театрах. У меня такого опыта не было. Но так получилось, что мне сделали предложение и дали на решение один день. Вообще, быть худруком МХТ не мечта моей жизни…
- Неужели не мечта? – не поверил Цыпкин. И стал задавать разные другие вопросы:
- Какая концепция у тебя как у худрука?
Концепция одна должны стоять люди у входа в театр, у касс. Касса решает многое. Для такого внезапного старта и пробега в два года, я нахожусь в поиске темы. Хотя тема будет всегда одна это разговор о человеке. Я прислушиваюсь к мнению коллектива, иногда спрашиваю совета.
- Сколько людей работает в театре?
619 человек. В труппе 111 артистов.
- Что разочаровало за эти два года (столько Хабенский руководит театром Ред.)?
Когда я начинал, мы сверстали план на два года вперёд. Но потом этот план пришлось менять. И правила тоже. Сейчас у театра более чёткие установки. И это сложно. Нужна правильная балансировка. Всё время балансировать вот это изматывает больше всего.
- Чем МХТ отличается от остальных театров?
Сюда приходят зрители многоядные. У нас разнообразный репертуар.
- Ты – худрук МХТ. Ты уже достиг вершины. Это же Эверест. Куда ещё стремиться?
Аппетит приходит во время еды, пошутил Хабенский. Договор с Министерством культуры у меня на 5 лет. В театре я работаю ещё и артистом на полставки.
- Не скучаешь по работе в кино?
В лучшие времена 250 дней в году я проводит на съестной площадке. В первый год, когда меня назначили худруком, у меня было всего 5 съемочных дней. На следующий год чуть больше. Надеюсь наверстать. Начались съёмки картины «Авиатор» по роману Евгения Водолазкина. Режиссер Егор Кончаловский. В середине августа начнутся съёмки нового сезона «Метода». Так что летом снова начну отращивать бороду.
- Тебе понравилась новая киноверсия «Мастера и Маргариты»?
Думаю, что телевизионная версия этой работы будет убедительнее, чем та, что мы увидели в кинотеатрах.
- Какой спектакль ты собираешься поставить как режиссёр?
«Чайку» Чехова. Это знаковая пьеса для Московского Художественного театра.
- Вернётся ли Дмитрий Назаров в МХТ?
Пока не просился…
Хабенский рассказал, какие премьеры в планах театра. Из ближайших «Жаркое ковидное лето» на Малой сцене. И «Голод» по роману Кнута Гамсуна. Режиссер Марат Гацалов будет ставить спектакль по пьесе Дмитрия Данилова «Стоики». В начале следующего сезона выйдет «Самоубийца» по пьесе Николая Эрдмана. Худрук ответил на вопрос, вернутся ли на сцену спектакли Кирилла Серебренникова «Человек-подушка» и «Господа Головлёвы». Нет, не вернутся. «Месяц в деревне» (режиссер Егор Перегудов) тоже не вернётся в репертуар: «В связи с уходом актрисы». Хотя этот спектакль визуально ему очень нравится.
Спросили, как он относится к предательству. Может ли простить человека, предавшего его. «Нет, не могу. Мой маленький жизненный опыт подсказывает, что тот, кто предал однажды, к этому обязательно ещё вернётся». Хабенский рассказал, почему он так увлечен космической темой: осенью на МКС отправили специальный сувенир, который после передадут в музей театра. С его лёгкой руки теперь космонавты перед полетом приходят на спектакль в МХТ. «Чтобы перед Белым солнцем пустыни“ и пописать на колесо“ была ещё одна традиция – посмотреть спектакль в Московском Художественном театре»…
Оригинал статьи Пресса Два по 125, Эсфирь Штейнбок, Коммерсантъ, 21.10.2023 Контрабас, Ольга Фукс, Exclusive, № 2, 05.2014 Петушиные бои, Кристина Матвиенко, Петербургский театральный журнал, № 43, 2006 | |