Режиссеры | Константин Хабенский рассказал о гастролях МХТ в Уфе, 10.03.2024 На сцене уфимской Русдрамы проходят гастроли легендарного Московского Художественного театра имени А. П. Чехова, приуроченные к 450-летию Уфы. С 9 по 12 марта МХТ покажет спектакли «Истории любви» и «Дом». Перед первым показом с журналистами встретились министр культуры РБ Амина Шафикова и художественный руководитель и директор театра, народный артист России Константин Хабенский.
Первый вопрос был адресован Амине Ивниевне, ведь в республике делается немало для развития в сфере культуры.
—Амина Ивниевна, насколько такие значительные проекты, приглашения таких именитых и знаменитых театральных коллективов важны для нашего зрителя и для развития региона в целом?
— Эти гастроли мы готовили больше года. Они проходят при поддержке Правительства РБ и Главы республики Радия Хабирова. И мы все счастливы, что получилось-таки организовать приезд МХТ им. Чехова в Уфу. Замечательная программа Министерства культуры России «Большие гастроли» позволяет нам уже много лет принимать у себя ведущие театральные коллективы страны. Ведь далеко не все жители нашей необъятной России имеют возможность выехать в Москву, посетить там прекрасные спектакли лучших из лучших столичных театров, насладиться великолепной игрой знаменитых актеров и прикоснуться к высокому искусству. Именно поэтому такие гастроли — бесценны!
Не обошли журналисты вниманием и те спектакли, которые были отобраны для показа в Уфе. Спектакли «Истории любви» и «Дом» популярны в Москве и проходят всегда с аншлагами. Например, в «Историях любви» в единое целое соединены театр, литература и музыка. На вопрос, что значат лично для худрука МХТ эти два спектакля, Константин Юрьевич начал с благодарственных слов республике и нашей столице. Сказал, что давно не был в Уфе, но прекрасно помнит искренний, теплый прием зрителей. Ведь актеры всегда ориентируются на реакцию зрителей— как они принимают, какое ощущение остается от зрительного зала. После нашей столицы они были у московских артистов очень хорошими.
— Первый наш спектакль — литературно-музыкальная композиция. Это рассказы о любви разных авторов, так или иначе причастных к МХТ. Чехов, Горький, Булгаков, Вампилов. Музыка спектакля была написана специально для этих рассказов. Это не сборная «настроенческая» фоновая музыка, композитор Кузьма Бодров очень серьезно погружался в литературу и в музыке прописал все необходимые паузы и другие нюансы. А мы все это сложили в единое дыхание. Этот спектакль мы приурочили не только к 125-летию МХТ, но и к 70-летию Юрия Башмета, чей камерный ансамбль «Солисты Москвы» виртуозно дополняет гениальную прозу классиков. Спектакль «Дом» по пьесе Евгения Гришковца и Анны Матисон поставлен режиссером Сергеем Пускепалисом тринадцать лет назад, но всегда собирает аншлаги. Он о людях и для людей. А еще мы на гастролях давно практикуем встречи со студентами местных театральных вузов, с действующими актерами театров для того, чтобы услышать, что происходит здесь, почувствовать и пропитаться творческой атмосферой и для того, чтобы поделиться тем, что происходит на театральных подмостках столицы. Сейчас, например, творческие встречи и мастер-классы для студентов и актеров проведу я и Игорь Золотовицкий, ректор Школы-студии МХАТ.
Журналисты засыпали Константина Юрьевича вопросами и о юбилее МХТ, и о премьерах нового сезона — спектаклях «Маскарад с закрытыми глазами» и «9 ряд. 10,11 место», который Константин Хабенский назвал «Признанием в любви тем людям, которые служили, служат и будут служить в театре, а также зрителям МХТ». Еще в юбилейный год театр объявил о создании собственной премии в области искусств, направленной на поддержку и популяризацию молодых, ярко заявивших о себе деятелей искусств до 35 лет.
Целевая аудитория «МГ» — молодежь. Поэтому мы вспомнили о чудесном уникальном театральном образовательном проекте Хабенского сети студий творческого развития, открытых им в разных городах России. Если в 2008 году на всю Уфу было две-три достойные театральные студии, то после 2011 наша столица пережила настоящий театральный бум. За прошедшие годы через «Школы Хабенского» прошло много детей, впитавших любовь к театру на всю жизнь. Причем Константин Юрьевич не раз заявлял, что специально называет свои студии не театральными, а «творческого развития». Его школы не ставили задачей готовить детей в театральные вузы. Главной целью было при помощи актерского мастерства, движения, художественного слова раскрыть в детях новые грани и показать восхитительные возможности и перспективы творческого развития. Вспомнили мы о чудесном благотворительном проекте Хабенского «Поколение Маугли», и о фестивале «Оперение».
— Константин Юрьевич, ваши школы стали первой ласточкой грандиозной программы Министерства просвещения РФ по созданию школьных театров. То есть в каждой из сорока тысяч школ нашей страны должен быть свой театр. На ваш взгляд, это реально?
— Лично я считаю, что нельзя насильно, «сверху» открывать в школах театры, если там нет достойных и «горящих» любимым делом руководителей. Есть педагоги, которые умеют грамотно, правильно, тонко работать с детьми. Можно поздравить такие школьные театры. А открытые «по указке» студии портят детей шаблонными взглядами на то, что такое актер, ломают их психику. На нашем большом слете с коллегами в Калуге я озвучил свою точку зрения на этот вопрос и меня поддержали практически все. Нужен более точный и тонкий подход к таким вещам, он требует штучный товар.
— Мы в ответе за тех, кого приручили. За прошедшие годы воспитанники школ Хабенского выросли. Константин Юрьевич, встречаетесь ли с ними на съемочных площадках или театральных проектах? Следите ли за их судьбой?
— Я поддерживаю связь с чудесной уфимской студией «Хахачу». Конечно, физически невозможно отследить судьбу всех моих школьников. Да, с некоторыми своими студийцами мы пересекались потом на съемочной площадке, с кем-то на театральных подмостках. Знаю, что некоторые ребята учатся в театральных вузах. Хотя на занятиях мы не раз рассказывали, что профессия актера далеко не такая радужная, как мы ее представляем и требует неимоверных душевных затрат. Но молодые люди осознанно выбрали свой путь в жизни. Для меня основное достижение всех студий — что прошедшие через наши школы ребята из разных городов однажды пришли ко мне и сказали, что хотят открыть студию творческого развития в Москве. Я тогда понял, что все усилия потрачены не зря. Было радостно, что дело продолжается. Сейчас московская студия поддерживает отношения со студиями в других городах, с фестивалем «Оперение». На фестиваль съезжаются все студии и эта неделя показов, разговоров, обсуждений и фантазий заряжает нас на следующий год работы. Во всех студиях очень хорошие педагоги, ребята выходят из этих школ с пониманием того, что они есть в этой жизни, с очень правильными установками. С помощью благотворительного проекта «Поколение Маугли» мы собрали более 50 миллионов рублей для помощи больным детям. Но главная ценность проекта в том, что нам удалось на примере спектакля заронить в ребятах зернышко благотворительности. Оно обязательно даст всходы и благотворительность, непременно, станет культурой их жизни. Если ты один раз в это вошел спокойно, легко и радостно — тебя уже не переучить.
— Амина Ивниевна, в Москве есть замечательная Летняя школа СТД, где молодые артисты до 35 лет в течении месяца проходят плотную стажировку от ведущих преподавателей лучших театральных вузов России. Для студентов театральных вузов есть «Фабрика Станиславского» Сергея Безрукова, где тоже знаменитые артисты и режиссеры дают мастер-классы по разным дисциплинам. Есть ли желание у нашего Минкульта организовать такой летний лагерь для повышения профессионального мастерства наших молодых актеров из разных городов Башкортостана?
— Наши желания не всегда совпадают с нашими возможностями. А если серьезно, то по возможности такие мастер-классы мы проводим. Например, в рамках гастрольных приездов. В мае состоится фестиваль «Туганлык». Там очень большая программа творческих встреч, общения, мастер-классов. Далее мы впервые в Башкортостане встретим Фестиваль театров малых городов. Там тоже планируем образовательную программу. Но, конечно же, плотное обучение в течении трех недель, более эффективно. Будем об этом думать. Спасибо за предложение!
Оригинал статьиПресса Два по 125, Эсфирь Штейнбок, Коммерсантъ, 21.10.2023 Контрабас, Ольга Фукс, Exclusive, № 2, 05.2014 Петушиные бои, Кристина Матвиенко, Петербургский театральный журнал, № 43, 2006 | |