Режиссеры | «Чайка». Московский Художественный театр. Основная сцена. Режиссёр Константин ХабенскийНикита Балашов, Ревизор.ru, 5.12.2024 Спектакль начался с песни Леонида Федорова. И это хорошо. Ну, есть у меня слабость к группе «АукцЫон». Не верю я, что режиссёр, который использует песни Федорова, поставит плохой спектакль.
И, конечно же, я не ошибся. И в очередной раз убедился в том, что музыка Федорова – на все времена.
Если называть постановку одним словом, то я подобрал бы «сбалансированность». Спектакль действительно представляет собой золотую середину решительно во всем. Начиная с подбора актеров. Тут есть и звезды, известные всей стране: Игорь Верник (Дорн), Анатолий Кот (Сорин). Есть тут и молодые актеры: Софья Шидловская (Нина Заречная), Илья Козырев (Треплев). Ну, а про то, что Кристина Бабушкина (Аркадина) является украшением любого спектакля – и говорить не стоит. Это аксиома. При этом приятно, что именитые актеры не тянут «одеяло на себя». Каждый имеет возможность раскрыться, у каждого свой, четко проработанный образ. Мы видим действительно интересный и цельный актерский ансамбль.
Кроме этого, спектакль отлично сбалансирован и по режиссёрской концепции. Константину Хабенскому удалось сделать, с одной стороны, простой спектакль, с другой – достаточно символичный. Вроде бы все понятно, вроде бы все строго по классике. Но при этом достаточное количество образов, символов, которые присутствуют в каждой мизансцене, но на них не делается акцент.
Стоит ли идти туда со школьниками? Да! Опять же четко подобран баланс для зрителей разных поколений. И взрослые, и школьники – поймут. И школьникам будет смотреть спектакль интересно. Несмотря на то, что он идёт три с половиной часа – он вовсе не затянут. Нет ни пустот, ни ненужных пауз.
То есть кто хочет Чехова «таким, каким он должен быть» – пусть смотрит с этой точки зрения. Кому нужны режиссерские находки, символы, подтекст – тоже найдется, чем заняться. Все это присутствует в каждой сцене, но крайне ненавязчиво. Отдельный респект режиссеру за тонкое обыгрывание МХТовского символа «Чайки» на занавесе. Тонко, красиво, к месту.
Можно в данном случае достаточно долго обсуждать те или иные режиссерские находки, соглашаться или не соглашаться с ними. Наиболее спорным для зрителя персонажем в данном случае является Тригорин (Андрей Максимов). Во-первых – внешне и по манере одеваться уж слишком актер похож на Маяковского, а во вторых – Андрей Максимов (Тригорин) и Илья Козырев (Треплев) почти ровесники (разница в возрасте всего четыре года), что добавляет определенной пикантности. Во всяком случае, именно эту тему обсуждали зрители в антракте. Лично меня этот момент не напряг вовсе. Главное, что созданы образы, и в обоих случаях они получились. Ну, а кому сколько лет, уже не так важно.
Единственный упрек, который я мог бы адресовать Константину Хабенскому, заключается в том, что для одной из сцен он взял песню «Конь унес любимого» в варианте, где поёт исключительно Федоров. В то время, как в оригинале это дуэт Федорова и Хвостенко. По-моему, в оригинальном варианте звучало бы лучше и глубже и грубоватый голос Хвоста добавил бы дополнительных красок. Но это так, мелочь, актуальная скорее для любителей музыки, нежели театра.
В общем, режиссёрский дебют худрука МХТ однозначно удался. Ждем продолжения.
Оригинал статьиПресса Два по 125, Эсфирь Штейнбок, Коммерсантъ, 21.10.2023 Контрабас, Ольга Фукс, Exclusive, № 2, 05.2014 Петушиные бои, Кристина Матвиенко, Петербургский театральный журнал, № 43, 2006 | |