Режиссеры | Константин Хабенский посвятил новую «Чайку» женщинам в своей жизниАнастасия Плешакова, Комсомольская правда, 30.11.2024 Для Московского Художественного театра – это не то 6-я, не то 7-я постановка этой чеховской пьесы. А то и больше, смотря как считать. И режиссерский дебют Константина Хабенского. Хотя как дебют… В «Современнике» он ставил спектакль «Интуиция». Но на мхатовской сцене – точно дебют.
Как объяснил Хабенский: не нашлось режиссёра, который бы согласился снова поставить здесь «Чайку». Поэтому набрался наглости и решил поставить сам.
«Чайка» Хабенского это комедия о юношеском максимализме и других «прекрасных» человеческих качествах. Но интересен не жанр с долей ироничной претензии, а посвящение: «С огромной благодарностью всем женщинам в моей жизни».
Как признался Хабенский, он попытается отойти от «придуманной, шаблонной напевности Чехова». И немного сместить адресность.
Главные герои в этой пьесе женщины, они делают мужчин и счастливыми, и несчастными. — говорит Константин Хабенский. — В центре – их любовь, самоотверженность, тепло, внимание по отношению к мужчинам. Это внимание может либо поднять мужчин до звёзд, либо вогнать в землю и превратить в погасшие угольки от старого костра. Так было и в жизни великих художников, писателей, композиторов.
Рассказ, который мы будем вести на сцене Художественного театра, про нормальный человеческий эгоизм. Каждый человек хочет, чтобы к нему внимательно относились, чтобы его любили, чтобы его слушали. Причём не завтра или послезавтра, а сейчас. Такой обычный эгоизм. А у молодых персонажей к этому добавляется юношеский максимализм.
В начале спектакля на сцену выбегают дети. Подразумевается, что это Костя (Треплев), Нина (Заречная), Маша, Семён (Медведенко) в нежном возрасте.
Они в имении Сориных выросли, детство проводили. Это четыре родственные души, продолжает Хабенский. Тема детства и тема женщин. Какая из них главная, не могу сказать.
Чеховский текст в новой постановке почти не изменен.
Есть фразы, который сегодня уже не актуальны, объяснил Хабенский, почему пришлось из пьесы убрать, например, про «киевского мещанина» (это говорит Аркадина о своем сыне). Мы попытались сделать новаторский, но и человеческий спектакль.
В этой пьесе нет ни одной проходящей роли, здесь у каждого судьба и всех в конце становится жалко. Это «комедия» непонимания, неслышания друг друга.
В спектакле заняты: Кристина Бабушкина, Игорь Верник, Анатолий Кот, Андрей Максимов, Алена Хованская, Илья Козырев, Софья Шидловская
Оригинал статьиПресса Два по 125, Эсфирь Штейнбок, Коммерсантъ, 21.10.2023 Контрабас, Ольга Фукс, Exclusive, № 2, 05.2014 Петушиные бои, Кристина Матвиенко, Петербургский театральный журнал, № 43, 2006 | |