Режиссеры | Коллекция ТабаковаМария Львова, Вечерний клуб, 16.05.2002 Художественный театр продолжает массированное репертуарное наступление по всем фронтам: «Утиная охота» Александра Вампилова стала десятой премьерой театра в текущем сезоне.
Безнадежно грустные пьесы Вампилова о провинциальных людях и их провинциальных драмах не слишком часто ставятся в последние годы. Сразу после трагической и нелепой гибели драматурга в 1972 году в стране был недолгий, но основательный вампиловский бум один только «Старший сын» шел в сорока четырех театрах. Пьесы Вампилова были признаны классикой, но вскоре почти перестали появляться на сценах.
Человек дела Олег Табаков упрямо насаждает любимую им вампиловскую драматургию на всех подведомственных подмостках: в Школе-студии студенты его мастерской играют «Прощание в июне», в Табакерке недавно вышли «Провинциальные анекдоты», а теперь главная пьеса Вампилова в главном театре страны.
Успех «Утиной охоты» у публики был очевиден заранее. И основная приманка зрителей не Вампилов, а герои из телевизора: Игорь Плахов и Леха Николаев, сериалы «Убойная сила» и «Агент национальной безопасности». За полчаса до начала спектакля на меня, а точнее на мою программку накинулась группка молодых людей с единственным вопросом: «А правда, что менты сегодня играют?» Сериальная слава, конечно, неизмеримо шире сценической, но петербургские актеры Константин Хабенский и Михаил Пореченков заслуженно знамениты и среди театралов. В команде своего однокурсника режиссера Юрия Бутусова они играют на сцене Театра Ленсовета жесткие и сложные спектакли по Беккету, Камю, Бюхнеру (премии «Золотой софит» и «Золотая маска»).
Спектакль во МХАТе довольно редкий для сегодняшней сцены случай, когда театр идет за пьесой «след в след», не подчиняя ее головокружительным режиссерским концепциям, почти буквально выполняя ремарки автора. Раньше это было естественно и необходимо, сегодня чуть ли не революционно. Трагедия героя Хабенского Зилова, утопающего в унылом цинизме и примелькавшемся лицемерии жизни, сыграна скупо, с предельным напряжением актерских сил. Милая, но привычная жена, обыденно пошлые друзья-подруги, случайная наивная девушка, которую так просто завоевать, мечта о недосягаемой утиной охоте все крутится вокруг Зилова. Хабенский с блестящей достоверностью играет и тупое утреннее похмелье, и лихорадочный пафос обличения, и душевную тонкость, и самоупоенный полет вранья, и полное безразличие к чувствам окружающих?
Незыблемым столпом высится в этой карусели лишь трезво равнодушный Официант, настоящий охотник, холодный и жестокий, каким никогда не быть неврастенику Зилову. Отлично укладываются в эту роль фирменные черты «агента национальной безопасности» Пореченкова крепкий небритый подбородок, поигрывающие мускулы, поблескивающие белки глаз.
На поворотном круге малой сцены мелькают места действия: квартира, кафе «Незабудка», контора, в которой работают персонажи, автомобиль шефа, охотничья лодка. В финале навстречу всему этому по кругу бежит несостоявшийся самоубийца Зилов, снося мебель, всем телом ударяясь о двери и стены. И в сгущающейся темноте звучит еще один выстрел, незапланированный автором, каждый может додумать сам, куда он был направлен в утку или в себя.
Руководитель МХАТа продолжает собирать в свою труппу все самое многообещающее, что есть в отечественном театре. Пока Хабенский и Пореченков мотаются на репетиции и спектакли в Москву из Питера и обратно, но их судьба обсуждается возможно, друзья перейдут в штат Художественного театра.Пресса Два по 125, Эсфирь Штейнбок, Коммерсантъ, 21.10.2023 Контрабас, Ольга Фукс, Exclusive, № 2, 05.2014 Петушиные бои, Кристина Матвиенко, Петербургский театральный журнал, № 43, 2006 | |