Режиссеры | Все враздробьДина Годер, Еженедельный журнал, 21.05.2002 Уже второй спектакль в амбициозном проекте МХАТа и «Табакерки» «Весь Вампилов» Табаков поручает поставить Александру Марину. Чем, кроме любви к одному из своих первых учеников, объяснить такое постоянство, ума не приложу. Известно, что Марин, один из лучших актеров первого табаковского призыва, уехал в Канаду, там стал режиссером и имел успех. Но поскольку Канада в театральном смысле поле непаханое и нам не узнать, чего по российским меркам стоили те успехи, то судить о Марине приходится по спектаклям, которые он исправно ставит последние года три на сцене «Табакерки» и МХАТа. А они заурядны и провинциальны. В нынешней постановке «Утиной охоты» пьесы замечательной и еще ни разу адекватно не поставленной Марин снова рассыпает перед зрителями свои тривиальные и пошлые режиссерские приемы. Лишь герой сказал: «Я тебя люблю», грянул романтический вальс, закружилась сцена, замигали цветные лампочки, и захотелось бежать из зала «как Мопассан бежал от Эйфелевой башни».
На сцене три с половиной часа актеры стараются кто во что горазд. Как говаривал Фирс, «все враздробь»: длинная Александра Скачкова (Валерия), как всегда, выступает клоунессой, юная Ольга Красько (Ирина) изображает искренность и чистоту глуповатой школьницы, Марина Зудина в роли жены Зилова так фальшива, скучна и праведна, что непонятно, как с ней герой и шесть-то лет прожил. Впрочем, как всегда, обаятелен толстяк Семчев, играющий Саяпина слабого, трусоватого, ненадежного. А играющий равнодушного и железного жлоба-официанта Пореченков, напротив, смело отказывается от своего знаменитого, но неуместного здесь обаяния. Но главное, конечно, Хабенский в роли Зилова.
Зилов одна из лучших ролей советского репертуара. Это прямой наследник Печорина, живущий в мелком, жуликоватом времени советского застоя и достойный его. Герой, которого позже растащили на подобия попроще, вроде Сергея Макарова из «Полетов во сне и наяву». Друг и предатель, талант и бездельник, умелый соблазнитель женщин, вдохновенный врун перед начальством, пьяница, скандалист и прочее, среди однообразной итээровской жизни мечтающий только об одном утиной охоте в сентябре.
Бывало, играли Зилова усталым притворщиком, разыгрывающим спектакли перед всеми женой, понравившейся девочкой, ворчливым шефом. Хабенский другой. В отличие от своих «полупрохладных» друзей он мгновенно загорается, и горит по-настоящему, хоть недолго, но ярко. В нем есть нерв и страстность. Неудивительно, что его так любят женщины. Только что-то придумал и вот уже сам в это поверил, распалил себя, увлекся до исступления, до слез. Он живет интенсивно, лихорадочно, но ничто не способно занять его надолго. Загорелся достиг потух. Да и утиная охота, о которой он так мечтает, притягивает его именно тем, что не дается. Он ведь всегда мажет. Нервничает.
Хабенский хорош. Не супер, до Олега Даля в этой роли пока не дотягивает, но хорош. И благодаря ему «Утиную охоту», длящуюся три с половиной часа, смотреть все-таки не скучно. Если, конечно, не замечать бесконечную карусель и мигающие лампочки.Пресса Два по 125, Эсфирь Штейнбок, Коммерсантъ, 21.10.2023 Контрабас, Ольга Фукс, Exclusive, № 2, 05.2014 Петушиные бои, Кристина Матвиенко, Петербургский театральный журнал, № 43, 2006 | |