Режиссеры | Во МХАТе подавили убойную силуМарина Райкина, Московский комсомолец, 28.05.2002 На главную роль, которую много лет назад играл Олег Даль, приглашен петербуржец Константин Хабенский в массовом представлении носитель «убойной силы» и секс-символ. Однако неожиданное назначение на роль дало свои результаты. На «Утиной охоте» пластика Хабенского потеряла мощь и стать, мышца не играла и вовсе провисла. Таким растерянным, с согнутой спиной, пытающимся подняться с колен и оседлать коня, чтобы наконец отправиться на охоту, предстал варяг из Питера в роли Зилова.
Кстати, конь присутствует на сцене как балкон новенькой квартирки героя и как символ. И эта сценографическая деталь без обиняков вносит ясность для тех, кто задается вопросом: а про что играют спектакль из далеких советских времен с не всеми уже узнаваемыми советскими реалиями? Как-то: квартира в «хрущобе» как предел мечтаний, водка за 1 руб. 20 коп., НИИ, туфли на платформе, сапоги-чулки у девушек и вывоз их на охоту вместо заграничного курорта.
Сборная из МХАТа и «Табакерки» скорее развлекается временным антуражем, играя человеческую трагедию, с успехом претендующую быть названной комедией. До трагической развязки действительно много смешного происходит в жизни товарища Зилова и его друзей. Одна сцена новоселья в квартире Зиловых чего стоит, но комедийный эффект достигнут в основном за счет актерской игры Александры Скачковой, Екатерины Семеновой и особенно Александра Семчева. Последний на протяжении всего спектакля, может быть, лучше других держит психологический рисунок роли минимальными средствами мимикой, паузами, полугонами в переходах от одного настроения к другому.
Вообще актерский ансамбль работает замечательно, но его энергетика захлебывается и плывет, как пленка в магнитофоне с подсевшими батареями. Для такого режиссера, как Александр Марин, потеря ощущения формы кажется удивительной его спектакли всегда отличала лаконичность и стильность. Здесь же сценическое действие периодически, особенно в первом акте, «украшают» неоправданные пластически-рапидные этюды артистов, явно затягивающие спектакль.
Дебют Хабенского на мхатовской сцене можно считать состоявшимся хотя бы потому, что ему удалось сломать стереотипный образ и дать представление о себе не только как об «убойной силе». То же самое можно сказать и о другом супермене с берегов Невы Михаиле Пороченкове, выступившем в роли официанта серого кардинала судьбы Зилова. Правда, в отличие от своего коллеги бицепсы Пореченков не потерял.Пресса Два по 125, Эсфирь Штейнбок, Коммерсантъ, 21.10.2023 Контрабас, Ольга Фукс, Exclusive, № 2, 05.2014 Петушиные бои, Кристина Матвиенко, Петербургский театральный журнал, № 43, 2006 | |