Художественное руководство и дирекцияРуслан Кулухов Ляйсан Мишарина Артемий Харлашко Евгений Зубов Вячеслав Авдеев Наталья Перегудова Алексей Чирков Константин Шихалев Екатерина Капустина Творческая частьМедиацентрАнастасия Казьмина Дарья Зиновьева Александра Машукова Татьяна Казакова Наталья Бойко Олег Черноус Алексей Шемятовский Репертуарная частьНаталья Беднова Олеся Сурина Виктория Иванова Наталья Марукова Людмила Калеушева Алёна Соколова Служба главного администратораСветлана Бугаева Анна Исупова Илья Колязин Дмитрий Ежаков Дмитрий Прокофьев Отдел проектной и гастрольной деятельностиАнастасия Абрамова Инна Сачкова Отдел маркетинга и стратегического развитияЛилия Сидорова Мария Баженова Музыкальная частьОрганизационный отделОтдел кадровАнна Корчагина Отдел по правовой работеЕвгений Зубов Надежда Мотовилова Финансово-экономическое управлениеИрина Ерина Елена Гусева Административно-хозяйственный отделМарина Щипакова Татьяна Елисеева Сергей Суханов Людмила Бродская ЗдравпунктТатьяна Филиппова | Любовь в девятом ряду. О чем могут думать Он и Она на юбилейном спектакле МХТ им. Чехова?Инга Бугулова, Российская газета, 28.10.2023 МХТ им. Чехова, по словам худрука Константина Хабенского, отмечает юбилей исключительно творчески «не подведением итогов, а рождением нового спектакля». Главной премьерой театра к его 125-летию стала постановка «9 ряд. 10, 11 место», которую первые зрители увидели на минувших выходных.
Режиссер Денис Азаров вместе с драматургом Юлией Поспеловой предлагает нам прожить историю театра каким бы легендарным и солидным ни казалось детище Станиславского и Немировича-Данченко прожить вместе с героями спектакля, в судьбы которых так или иначе вмешались эти два слова Художественный театр. Не так уж важно, кто они именитый актер или простой монтировщик, ищущий вдохновения режиссер или бдительный зритель. Важнее само пространство, способное преобразить все и всех, кто попадет в него.
Вот занавес открылся, и…
И на распахнувшейся сцене, словно отраженный в зеркале, мхатовский зрительный зал. Те же деревянные спинки кресел с номерами не отличить. Тот же занавес, но развернутый наизнанку знаменитой чайкой в сторону сцены, а изнанкой к публике. Так видят зал артисты со сцены. Зрители будто местами поменялись с актерами (сценография Николая Симонова): это на нас смотрят из того, «отраженного» зала, это мы - на сцене.
Вот и декорации, которые прямо сейчас, на глазах, разбирают техники, обращены к нам спиной: не сразу и поймешь, что это огромные деревья.
А в зале том зале, который на сцене, тем временем двое. Он и Она. В который раз пришли в театр и сели на привычные места. Они называют эти места «своими», потому что всегда сидят именно на этих креслах номер 10 и номер 11. Встречи их каждый раз долгожданные, и реже, чем хотелось бы, но так уж складывается жизнь. А помнишь? А помнишь, как-то Он подарил ей штурманские часы. А как-то ждал ее перед спектаклем, а Она опоздала на целых два часа! «Почему ты никогда так и не женился?» спросит Она. А Он ответит что-то в шутку про цыганку, нагадавшую ему смерть от злой жены. Как объяснишь, что жизнь сложилась, как сложилась, когда все главное в ней на самом деле в полутенях, полутонах и полувзглядах.
История героев Станислава Любшина и Натальи Теняковой, легендарных мхатовских актеров, это история о прожитом, утерянном так что щемит в груди центральная линия всего спектакля. Герои Любшина и Теняковой говорят совсем немного знаете, что такое чувства, когда слова уже и не нужны? Взгляд, движение, как открывает сумочку, как смахивает прядь со лба… Неуловимое, не облекаемое в речь, на кончиках пальцев. Они, конечно, пронесли любовь через годы, сомнения и разлуки. Но почему тогда они не вместе?
Конечно же, любовь ключевое слово спектакля. Как говорил поэт, все в жизни движется любовью: и море, и Гомер. Добавим к этому: и сцена, и актеры МХТ.
Еще одна история в спектакле: про режиссера (Игорь Хрипунов) и монтировщика сцены (Константин Хабенский). Режиссер на грани срыва: он уверен, что спектакль, над которым он сейчас работает, никому от артиста до зрителя не интересен. Но если приглядеться а самому режиссеру хоть кто-то интересен?
От актрисы, которая пытается обсудить с ним тонкости монолога чеховской Ольги (небольшая, но очень яркая роль Светланы Колпаковой), он постоянно отмахивается. На монтировщика сцены орет безостановочно. И только когда вдруг, почему-то, из какого-то профессионального интереса, он начинает присматриваться к этому «маленькому человеку», открывать его проблемы и учиться у него, как просто можно все решать
Только тогда у режиссера и спектакль начинает спориться.
Все действие постоянно сменяющие друг друга дуэты и сюжеты. Очаровательны, буквально наэлектризованы Евгения Добровольская в роли принципиальной билетерши и Игорь Золотовицкий, которому позарез нужны два билета (которых, разумеется, нет). Умилителен эксцентричный Станиславский в белом костюме актеру Павлу Чинареву приходится натурально плыть в лодке по бушующему «пространству пьесы», чтобы, наконец, увидеть на горизонте Ее - актерскую Сверхзадачу.
Осталось ощущение, что Михаил Пореченков в роли Немировича-Данченко заслуживал более насыщенной актерской работы, нежели репетиция речи о славе коммунизма, которую он так и не произнесет. Вообще самыми туманными в спектакле остались, пожалуй, сцены, в которых авторы отдали дань истории войне, лагерям, известию о смерти Сталина.
Все-таки юбилейный спектакль получился и о силе любви, и о силе места. Сколько поколений встречались в Художественном театре, сколько важных слов здесь было сказано!
Есть в постановке и свой призрак «Три сестры». Они всплывают там и тут, напоминая о себе и драматурге, чье имя носит сегодня театр. О том, что стало духом и плотью этой сцены.
«9 ряд. 10, 11 место» это еще и попытка представить, зафиксировать МХТ им. Чехова таким, какой он есть сегодня. Со всеми корифеями и молодежью, глубиной и хулиганством, о котором любит говорить Хабенский. Это не от легкомыслия, а строго по завету Станиславского «Легче, проще, выше, веселее».
Ах, еще! Не забывайте в театре программки. Этим вы не только очень расстроите капельдинера, но и незаметно можете упустить кое-что судьбоносное. Что? Этот секрет узнают зрители на премьере. Ближайшие спектакли 3 и 23 ноября.
Прямая речь Денис Азаров, режиссер:
Когда мне было предложено сделать спектакль, посвященный юбилею, причем не разовую акцию, а репертуарный спектакль то я подумал, что документальную постановку про историю театра будет интересно посмотреть один-два раза очень ограниченному числу зрителей. Поэтому мы с Юлией Поспеловой решили, что будем делать спектакль про любовь, как бы это странно ни звучало.
Все действие происходит в зрительном зале. Люди встречаются в театре в разные годы случайно или, наоборот, по традиции. В начале века, в 1930-е, 40-е и далее до наших дней. Мы слышим их диалоги без начала и без конца, обрывки разговоров соседей по ряду драматургически это напоминает и чеховские «Три сестры».
Наш спектакль про театр, в котором всегда была и есть любовь. Любовь за кулисами, любовь в зале, глобальная любовь к очень странному и необъяснимому искусству. Оно правда странное и необъяснимое, на мой взгляд.
Оригинал статьиПресса Два по 125, Эсфирь Штейнбок, Коммерсантъ, 21.10.2023 Контрабас, Ольга Фукс, Exclusive, № 2, 05.2014 Петушиные бои, Кристина Матвиенко, Петербургский театральный журнал, № 43, 2006 | |