Художественное руководство и дирекцияРуслан Кулухов Ляйсан Мишарина Артемий Харлашко Евгений Зубов Вячеслав Авдеев Наталья Перегудова Алексей Чирков Константин Шихалев Екатерина Капустина Творческая частьМедиацентрАнастасия Казьмина Дарья Зиновьева Александра Машукова Татьяна Казакова Наталья Бойко Олег Черноус Алексей Шемятовский Репертуарная частьНаталья Беднова Олеся Сурина Виктория Иванова Наталья Марукова Людмила Калеушева Алёна Соколова Служба главного администратораСветлана Бугаева Анна Исупова Илья Колязин Дмитрий Ежаков Дмитрий Прокофьев Отдел проектной и гастрольной деятельностиАнастасия Абрамова Инна Сачкова Отдел маркетинга и стратегического развитияЛилия Сидорова Мария Баженова Музыкальная частьОрганизационный отделОтдел кадровАнна Корчагина Отдел по правовой работеЕвгений Зубов Надежда Мотовилова Финансово-экономическое управлениеИрина Ерина Елена Гусева Административно-хозяйственный отделМарина Щипакова Татьяна Елисеева Сергей Суханов Людмила Бродская ЗдравпунктТатьяна Филиппова | Константин Хабенский рассказал о гастролях МХТ в Уфе, 10.03.2024 На сцене уфимской Русдрамы проходят гастроли легендарного Московского Художественного театра имени А. П. Чехова, приуроченные к 450-летию Уфы. С 9 по 12 марта МХТ покажет спектакли «Истории любви» и «Дом». Перед первым показом с журналистами встретились министр культуры РБ Амина Шафикова и художественный руководитель и директор театра, народный артист России Константин Хабенский.
Первый вопрос был адресован Амине Ивниевне, ведь в республике делается немало для развития в сфере культуры.
—Амина Ивниевна, насколько такие значительные проекты, приглашения таких именитых и знаменитых театральных коллективов важны для нашего зрителя и для развития региона в целом?
— Эти гастроли мы готовили больше года. Они проходят при поддержке Правительства РБ и Главы республики Радия Хабирова. И мы все счастливы, что получилось-таки организовать приезд МХТ им. Чехова в Уфу. Замечательная программа Министерства культуры России «Большие гастроли» позволяет нам уже много лет принимать у себя ведущие театральные коллективы страны. Ведь далеко не все жители нашей необъятной России имеют возможность выехать в Москву, посетить там прекрасные спектакли лучших из лучших столичных театров, насладиться великолепной игрой знаменитых актеров и прикоснуться к высокому искусству. Именно поэтому такие гастроли — бесценны!
Не обошли журналисты вниманием и те спектакли, которые были отобраны для показа в Уфе. Спектакли «Истории любви» и «Дом» популярны в Москве и проходят всегда с аншлагами. Например, в «Историях любви» в единое целое соединены театр, литература и музыка. На вопрос, что значат лично для худрука МХТ эти два спектакля, Константин Юрьевич начал с благодарственных слов республике и нашей столице. Сказал, что давно не был в Уфе, но прекрасно помнит искренний, теплый прием зрителей. Ведь актеры всегда ориентируются на реакцию зрителей— как они принимают, какое ощущение остается от зрительного зала. После нашей столицы они были у московских артистов очень хорошими.
— Первый наш спектакль — литературно-музыкальная композиция. Это рассказы о любви разных авторов, так или иначе причастных к МХТ. Чехов, Горький, Булгаков, Вампилов. Музыка спектакля была написана специально для этих рассказов. Это не сборная «настроенческая» фоновая музыка, композитор Кузьма Бодров очень серьезно погружался в литературу и в музыке прописал все необходимые паузы и другие нюансы. А мы все это сложили в единое дыхание. Этот спектакль мы приурочили не только к 125-летию МХТ, но и к 70-летию Юрия Башмета, чей камерный ансамбль «Солисты Москвы» виртуозно дополняет гениальную прозу классиков. Спектакль «Дом» по пьесе Евгения Гришковца и Анны Матисон поставлен режиссером Сергеем Пускепалисом тринадцать лет назад, но всегда собирает аншлаги. Он о людях и для людей. А еще мы на гастролях давно практикуем встречи со студентами местных театральных вузов, с действующими актерами театров для того, чтобы услышать, что происходит здесь, почувствовать и пропитаться творческой атмосферой и для того, чтобы поделиться тем, что происходит на театральных подмостках столицы. Сейчас, например, творческие встречи и мастер-классы для студентов и актеров проведу я и Игорь Золотовицкий, ректор Школы-студии МХАТ.
Журналисты засыпали Константина Юрьевича вопросами и о юбилее МХТ, и о премьерах нового сезона — спектаклях «Маскарад с закрытыми глазами» и «9 ряд. 10,11 место», который Константин Хабенский назвал «Признанием в любви тем людям, которые служили, служат и будут служить в театре, а также зрителям МХТ». Еще в юбилейный год театр объявил о создании собственной премии в области искусств, направленной на поддержку и популяризацию молодых, ярко заявивших о себе деятелей искусств до 35 лет.
Целевая аудитория «МГ» — молодежь. Поэтому мы вспомнили о чудесном уникальном театральном образовательном проекте Хабенского сети студий творческого развития, открытых им в разных городах России. Если в 2008 году на всю Уфу было две-три достойные театральные студии, то после 2011 наша столица пережила настоящий театральный бум. За прошедшие годы через «Школы Хабенского» прошло много детей, впитавших любовь к театру на всю жизнь. Причем Константин Юрьевич не раз заявлял, что специально называет свои студии не театральными, а «творческого развития». Его школы не ставили задачей готовить детей в театральные вузы. Главной целью было при помощи актерского мастерства, движения, художественного слова раскрыть в детях новые грани и показать восхитительные возможности и перспективы творческого развития. Вспомнили мы о чудесном благотворительном проекте Хабенского «Поколение Маугли», и о фестивале «Оперение».
— Константин Юрьевич, ваши школы стали первой ласточкой грандиозной программы Министерства просвещения РФ по созданию школьных театров. То есть в каждой из сорока тысяч школ нашей страны должен быть свой театр. На ваш взгляд, это реально?
— Лично я считаю, что нельзя насильно, «сверху» открывать в школах театры, если там нет достойных и «горящих» любимым делом руководителей. Есть педагоги, которые умеют грамотно, правильно, тонко работать с детьми. Можно поздравить такие школьные театры. А открытые «по указке» студии портят детей шаблонными взглядами на то, что такое актер, ломают их психику. На нашем большом слете с коллегами в Калуге я озвучил свою точку зрения на этот вопрос и меня поддержали практически все. Нужен более точный и тонкий подход к таким вещам, он требует штучный товар.
— Мы в ответе за тех, кого приручили. За прошедшие годы воспитанники школ Хабенского выросли. Константин Юрьевич, встречаетесь ли с ними на съемочных площадках или театральных проектах? Следите ли за их судьбой?
— Я поддерживаю связь с чудесной уфимской студией «Хахачу». Конечно, физически невозможно отследить судьбу всех моих школьников. Да, с некоторыми своими студийцами мы пересекались потом на съемочной площадке, с кем-то на театральных подмостках. Знаю, что некоторые ребята учатся в театральных вузах. Хотя на занятиях мы не раз рассказывали, что профессия актера далеко не такая радужная, как мы ее представляем и требует неимоверных душевных затрат. Но молодые люди осознанно выбрали свой путь в жизни. Для меня основное достижение всех студий — что прошедшие через наши школы ребята из разных городов однажды пришли ко мне и сказали, что хотят открыть студию творческого развития в Москве. Я тогда понял, что все усилия потрачены не зря. Было радостно, что дело продолжается. Сейчас московская студия поддерживает отношения со студиями в других городах, с фестивалем «Оперение». На фестиваль съезжаются все студии и эта неделя показов, разговоров, обсуждений и фантазий заряжает нас на следующий год работы. Во всех студиях очень хорошие педагоги, ребята выходят из этих школ с пониманием того, что они есть в этой жизни, с очень правильными установками. С помощью благотворительного проекта «Поколение Маугли» мы собрали более 50 миллионов рублей для помощи больным детям. Но главная ценность проекта в том, что нам удалось на примере спектакля заронить в ребятах зернышко благотворительности. Оно обязательно даст всходы и благотворительность, непременно, станет культурой их жизни. Если ты один раз в это вошел спокойно, легко и радостно — тебя уже не переучить.
— Амина Ивниевна, в Москве есть замечательная Летняя школа СТД, где молодые артисты до 35 лет в течении месяца проходят плотную стажировку от ведущих преподавателей лучших театральных вузов России. Для студентов театральных вузов есть «Фабрика Станиславского» Сергея Безрукова, где тоже знаменитые артисты и режиссеры дают мастер-классы по разным дисциплинам. Есть ли желание у нашего Минкульта организовать такой летний лагерь для повышения профессионального мастерства наших молодых актеров из разных городов Башкортостана?
— Наши желания не всегда совпадают с нашими возможностями. А если серьезно, то по возможности такие мастер-классы мы проводим. Например, в рамках гастрольных приездов. В мае состоится фестиваль «Туганлык». Там очень большая программа творческих встреч, общения, мастер-классов. Далее мы впервые в Башкортостане встретим Фестиваль театров малых городов. Там тоже планируем образовательную программу. Но, конечно же, плотное обучение в течении трех недель, более эффективно. Будем об этом думать. Спасибо за предложение!
Оригинал статьиПресса Два по 125, Эсфирь Штейнбок, Коммерсантъ, 21.10.2023 Контрабас, Ольга Фукс, Exclusive, № 2, 05.2014 Петушиные бои, Кристина Матвиенко, Петербургский театральный журнал, № 43, 2006 | |