Художественное руководство и дирекция

Руслан Кулухов
Ляйсан Мишарина
Артемий Харлашко
Евгений Зубов
Вячеслав Авдеев
Наталья Перегудова
Алексей Чирков
Константин Шихалев
Екатерина Капустина

Творческая часть

Медиацентр

Анастасия Казьмина
Дарья Зиновьева
Александра Машукова
Татьяна Казакова
Наталья Бойко
Олег Черноус
Алексей Шемятовский

Репертуарная часть

Наталья Беднова
Олеся Сурина
Виктория Иванова
Наталья Марукова
Людмила Калеушева
Алёна Соколова

Служба главного администратора

Светлана Бугаева
Анна Исупова
Илья Колязин
Дмитрий Ежаков
Дмитрий Прокофьев

Отдел проектной и гастрольной деятельности

Анастасия Абрамова
Инна Сачкова

Отдел маркетинга и стратегического развития

Лилия Сидорова
Мария Баженова

Музыкальная часть

Организационный отдел

Отдел кадров

Анна Корчагина

Отдел по правовой работе

Евгений Зубов
Надежда Мотовилова

Финансово-экономическое управление

Ирина Ерина
Елена Гусева

Административно-хозяйственный отдел

Марина Щипакова
Татьяна Елисеева
Сергей Суханов
Людмила Бродская

Здравпункт

Татьяна Филиппова

Хабенский: «Театр — это хобби, это далеко не место для зарабатывания денег»

Илья Копелевич, BFM.ru, 20.09.2024
Константин Хабенский — один из самых популярных и талантливых актеров в современной России, играет как в театре, так и в кино, а еще является художественным руководителем МХТ имени Чехова и имеет собственный благотворительный фонд для детей с опухолями головного и спинного мозга. Он рассказал о том, как ему удается совмещать все эти ипостаси, и о своих планах на будущее.

Аудиозапись интервью

Три года назад Константин Хабенский начал руководить Театром имени Чехова, но с тех пор еще не поставил там ни одного спектакля в качестве режиссера. Начнет он с «Чайки» Антона Чехова — знаковой постановки для этого театра. О творческих и просто рабочих планах актера, режиссера и благотворителя с ним беседовал главный редактор Business FM Илья Копелевич. 

Константин Юрьевич, вы когда-то были признаны самым популярным актером, разные есть рейтинги, безусловно, вы один из самых успешных в России киноактеров. В общем, всем простым людям кажется, что в кино славы, денег, любви, всего такого больше. Я прочитал, что с тех пор, как вы руководите Художественным театром, вы за два года 14 съемочных дней всего себе позволили. Расскажите, почему сделали выбор в пользу театра?

Константин Хабенский:
В вашем монологе очень много вопросов. Давайте отвечу на последний, почему такой выбор был, перепрыгнуть, предположим, от 250 съемочных дней в году к 14. Произошли некоторые изменения в моей жизни, доверили руководство Московским Художественным театром, надо было делать выбор, либо пытаться везде успеть, что в принципе отразилось бы, наверное, на качестве, либо заняться основным делом. И я принял решение, что большую часть времени буду посвящать проникновению в вопросы Художественного театра, это не только связанные с постановками, со спектаклями, но и с технической подоплекой, со структурой театра, набирать команду, то есть там много-много-много было вопросов, которые до сих пор в моей жизни, скажем так, передо мной не вставали. Поэтому мне нужно было в них разобраться, что-то понять, что-то делегировать команде для того, чтобы все это заработало. И, наверное, наберусь наглости и скажу, что команда собрана, и я могу позволить себе уже больше времени посвящать кинематографу.

То есть это не то, что одно исключает другое?

Константин Хабенский:
Театр — это, сейчас я не буду говорить за всех актеров, это немножко неправильно, но для меня было, есть и будет, театр — это хобби, прекрасное хобби, которым я занимаюсь, мне нравится этим заниматься. Это далеко не место для зарабатывания денег, но я очень надеюсь, что те актеры, которые у нас лишены пока возможности сниматься в кино, имеют возможность прожить на ту зарплату, которую получают в театре, если работают.

И все-таки, насколько мы знаем историю, у нас чистых киноактеров почти нет. То есть такое впечатление, что это российская такая особенность, что для наших актеров сцена, зал, живая публика и труппа, художественный руководитель — без всего этого и нет актера.

Константин Хабенский:
Нет-нет, вы заблуждаетесь, я вам скажу. У нас есть чистые киноактеры, и это по большому счету очень большой срез молодого поколения, которое хочет независимости, хочет популярности. Это нормально, потому что это все-таки самый быстрый путь, помимо скандалов, которые можно раздуть вокруг своей персоны. Есть еще путь через кино, через платформы, и не всегда, скажем так, он удачный, не всегда он складывается. Но многие, кого я знаю, говорят, что театр подождет, сейчас самое главное — это кино. Но слово здесь, наверное, главное — «подождет». Видимо, все-таки тот уклад, который со времен отцов основателей, со времен немого кино был заложен, за основу ставит какой-то островок под названием театр, в котором, во-первых, можно посвящать время фантазии, это и есть репетиции, а потом есть возможность что-то исправить, это уже спектакль. Если это хорошие спектакли, спектакль один на другой не похожи, они могут быть и провальными, могут быть мегауспешными, это дело живое, это зависит и от настроения актеров, это во многом зависит и от настроения зрителя, который пришел, от климатических условий нашей страны. То есть много составляющих, которые являются сегодняшним спектаклем, который идет именно сегодня вечером на сцене театра.

Вам что самому ближе, где вы чувствуете себя ярче, сильнее?

Константин Хабенский:
Это разные вещи. Вот я вам точно скажу, театр и кино — разные вещи.

Если бы пришлось выбирать, вот либо одно, либо другое?

Константин Хабенский:
Я бы выбрал материал и компанию, наверное, в первую очередь я бы оттолкнулся от того материала, который мне предлагают. Было это в моей жизни, не было, интересно ли мне это. И компания обязательно: это и команда, которая снимает, и команда актерская, наверное, так. Поэтому вот такой выбор я бы сделал, если бы стоял такой вопрос.

Вот вы сейчас сказали, молодое поколение актеров больше любит свободу, сегодня они играют там, завтра тут, в общем, фриланс актерский. В принципе, наверное, что-то изменилось за последнюю театральную эпоху, потому что раньше театр был как монастырь, иногда как секта, где есть во главе важный человек, отец, царь и бог — главный режиссер, художественный руководитель, кстати, художественный руководитель всегда был и основным ставящим режиссером, а как иначе. А сейчас и в вашем лице тоже мы наблюдаем другое? Хорошо это или плохо, или просто нет теперь таких главных режиссеров?

Константин Хабенский:
Это ни плохо, ни хорошо.

Но это тенденция, это не случайность.

Константин Хабенский:
Послушайте, это время. Потому что у театра, в отличие от того театра, о котором вы говорите, дом, семья и так далее, появилась очень большая конкуренция — телевизор, платформы, интернет и так далее и тому подобное. И как таковая, наверное, семья разрушилась. Театр сейчас — это команда людей, которые собираются по интересу и по любви к делу.

И в моменте, а не на десятилетие, как раньше это было принято.

Константин Хабенский:
В спланированном моменте: раз — все будет, повтора не будет, это другая история. Спланированный момент — это мы собираемся, мы говорим: «Мы работаем? Мы работаем. Мы сколько работаем, год-два-три-пять-десять? Десять. Хорошо, поехали». Мы работаем, учитывая интересы на стороне, как-то кино, так и другие театральные постановки и так далее. Как мне кажется, время крепостничества прошло.

А как же тогда лицо театра, как мы десятилетиями считали, что у Московского Художественного театра одно лицо, Театр Вахтангова, который вышел когда-то из МХТ, — чуть-чуть другое. Потом другие режиссеры появились, другие школы, они имели лица. Сейчас у МХТ есть свое лицо?

Константин Хабенский:
Ответ на первый вопрос. Я вам скажу следующее: не так много времени прошло осенью будет третий год, как я руковожу театром. Естественно, каждый год идет набор новых актеров, выпускников. И я стараюсь собирать молодую команду, молодых актеров одной крови театральной из театральных школ, которые мне нравятся.

Это Школа-студия МХАТ в основном или неважно?

Константин Хабенский:
Не обязательно, но Школа-студия МХАТ, естественно, в первую очередь, больше внимания к ней. Во-первых, она ближе, и можно зайти посмотреть, что они там делают. Но школу молодых актеров по крови я собираю.

А словами можно хоть одну отличительную черту этой крови. Я понимаю, что это как про музыку, довольно сложно.

Константин Хабенский:
Очень просто. Во-первых, люди талантливые.

Все таких хотят.

Константин Хабенский:
Во-вторых, люди, которые не боятся кидать себя в пробы различные. В-третьих, люди, которые действительно очень хотят работать по профессии. Я, наверное, сказал очень общие вещи.

Да все подпишутся, любой.

Константин Хабенский:
Здесь есть еще один нюанс, который я не буду вам объяснять словами, потому что это не объяснить, а расскажу ассоциативно. Очень много талантливых ребят приходит, показываются и так далее, почему же вы не взяли меня? Я могу ответить очень просто. Вы знаете, я набираю, предположим, команду людей, которые играют в футбол, мне в этой команде не совсем нужны прекрасные спортсмены, которые блестяще играют в волейбол. Идите в тот театр, который пропагандирует игру в волейбол, там вас возьмут, а здесь играют в футбол.

МХТ традиционно, если понимать его ауру, имеет мхатовскую паузу. Это стереотип, но он не на пустом месте возник. 

Константин Хабенский:
Что такое мхатовская пауза? Это способность актера держать зрителя без слов, без беготни, магнитить зрителя своим талантом и внутренним монологом. Это актер, который может держать зрителя, вот что такое мхатовская пауза. А не вымеренное до секунд определенное пространство тишины между одной репликой и другой, я бы не рассматривал мхатовскую паузу, как что-то такое придуманное только в Московском Художественном, нет, это актеры, которые умеют держать зрителя.

Это часть вашего футбола, да?

Константин Хабенский:
Да. Я очень надеюсь, что в спектакле «Чайка», который выйдет 30 ноября, без которого Московский Художественный театр не может долго быть, [тоже это будет]. Надо было с чего-то начать [в качестве режиссера], и я подумал, что самый скромный вариант — это начать с «Чайки», хочешь сделать хорошо, сделай сам.

Вы Константина Треплева играли (персонаж пьесы — BFM.ru)?

Константин Хабенский:
Нет.

А Бориса Тригорина (тоже персонаж пьесы — BFM.ru)?

Константин Хабенский:
Тригорина играл как раз у Константина Юрьевича Богомолова, разбирался в этом материале. Что касается мхатовских ли пауз, отношения ли к Чехову, к чеховским персонажам, к текстам, почему мы ставим этот спектакль сейчас, почему он сейчас актуален? Я думаю, что все ответы на этот вопрос зрители увидят, придя на премьеру или на последующие спектакли. Потому что мы сейчас копаемся с командой единомышленников и однозначно приходим к выводу, что это настолько живая и про людей вещь.

Вы хотели когда-нибудь сыграть именно Треплева, между Треплевым и Тригориным?

Константин Хабенский:
Я не помню, чтобы у меня было такое вот страстное желание. ..

Сыграть кого бы то ни было?

Константин Хабенский:
Рваться на какие-то главные позиции. Тем более, что я не совсем уверен, что мужские позиции в пьесе «Чайка» являются главными. Даже я вам скажу, что совсем о другом мы делаем спектакль и высказывание, не о мужчинах, а о женщинах, которые делают мужчин. Либо они их возносят наверх, либо они их топчут в грязи. Мы делаем про женщин спектакль, которые дали крылья в свое время Сальвадору Дали, которые воспитали поэтов, писателей, киношников и так далее.

Не буду углубляться дальше в «Чайку», потому что лучше будет посмотреть. Если я скажу, что почти все пьесы Чехова, а уж тем более «Чайка», могут иметь миллион прочтений, кто там хороший, кто плохой, в каких они отношениях, я скажу банальность. Но ни один спектакль «Чайка» не похож на другой.

Константин Хабенский:
Я думаю, что самое главное сейчас, если закончить историю про «Чайку», — это убедить команду актеров и команду создателей спектакля в том, что это не музейная история, не музейная постановка, а это очень живая история про сегодняшних людей. И это неважно, в каких костюмах они ходят, где действие происходит и так далее. Если зритель в зрительном зале считывает информацию про себя, значит, это классика на все времена. Просто нужно понимать, какую информацию сегодня мы даем зрителю.

Театр всегда, наверное, про сегодняшнее. И вот, знаете, спор, который идет в кругах интеллигенции, более молодой и более возрастной, насчет переделок классики. Я понимаю, что «Чайку» не надо переделывать. Но в нашем театре, можно по-разному это назвать, кто-то называет переделкой, кто-то интерпретацией, кто-то версией, люди по этому поводу сильно спорят. Чем люди более взрослые, тем чаще их это раздражает. Был знаменитый спор по телевизору между Познером и Богомоловым. Вот он тоже, так сказать, не выдержал того, что не увидел там того, что он себе представляет как читатель. А как зритель он увидел другое. Где вы здесь вот в этом, что вы можете себе позволить?

Константин Хабенский:
Константин Юрьевич Богомолов — это человек пишущий, талантливый, и он в свое время пошел по пути Мольера, который в принципе так и создавал свой театр — переписывал какие-то древние пьесы на сегодняшний лад и тем самым будоражил публику, талантливо, естественно, это делал, но это был, скажем так, актуальный театр сегодняшнего времени с узнаваемыми сегодняшними политическими или бизнесовыми или еще какими-то персонажами. У меня на это не хватает таланта, чтобы переписывать, дописывать и фантазировать на эти темы, я стараюсь разбираться в классическом материале, который мне предоставляется, и в котором я нахожу, как мне кажется, сегодняшнее звучание, вот и все. Поэтому человек, который боготворит пьесы Чехова, узнает текст. Может быть, он увидит, что это адресовано кому-то другому, нежели от персонажа к персонажу, может быть, он увидит какие-то исповеди напрямую со зрителем, это называется интерактив, может быть, он увидит, если он хорошо знает пьесу «Чайка» и знает, что там всего четыре действия, может быть, он увидит еще и пятое действие, которое мы сочиним, но оно будет визуальное и будет нас перекидывать в следующее пьесы Антона Павловича Чехова. Вот такие вещи мы себе позволяем, может быть, местами довольно яркие по проявлениям, это, возможно, немножко шокирует чехолюбов, но мне кажется, все имеет право на существование. Поэтому я разбираюсь в классическом тексте, который мне предоставлен.

Про драматургов тоже хотел поговорить. В золотой советской кинотеатральной эпохе были большие и главные режиссеры, большие школы и драматурги, которые были при театрах. Собственно, это до революции началось, «Чайка» с Комиссаржевской провалилась в Александринском театре, но была поставлена в Москве и стала мировым явлением. Чехов и Горький, потом в советское время Арбузов, Горин и Арканов ставили в «Ленкоме», Вампилов — во МХАТе. А что сейчас?

Константин Хабенский:
Естественно, эпоха перековки писателей в драматургов происходила непосредственно при содействии отцов-основателей Московского Художественного театра, естественно, Чехов, Горький и Булгаков всех собирали сюда для эксперимента. Это был эксперимент, и это нормальная ситуация, когда в театре есть драматург. Сказать, что сегодня в Художественном театре есть свой драматург, я не могу, потому что мы только-только начинаем.

Расскажите нам, что происходит в «Артхабе» у вас?

Константин Хабенский:
В «Артхабе» 2,5 года происходило следующее: мы делали эскизы на определенные темы, в том числе по современной драматургии, в том числе по содружеству режиссера и драматурга, они сами сочиняли в поисках тем для комедии, молодежных спектаклей и так далее. То есть каждый блок, в котором было по пять эскизов, был направлен на определенную тему. Это была достаточно бурная жизнь Художественного театра на протяжении 2,5 года. Скажу, что результаты очень хорошие. Мы нашли для себя и молодых нестандартных режиссеров, мы с ними работаем, вот что самое главное. Предположим, есть прекрасный Дмитрий Данилов, драматург современный, который пишет, пьеса «Стоики» была написана специально для Художественного театра, она идет на Малой сцене. Мы с Димой договорились, что он будет писать еще. Это все начало захода драматургии разного веса, но талантливой драматургии, в Художественный театр, этим нужно дорожить. Поэтому я не говорю, что у нас сейчас есть, нет, мы в поиске, мы открыты. Приходится много читать всякой дребедени, не скрою, на это тратить свое время, но, когда находится талантливый человек, естественно, мы цепляемся за него.

Есть какая-то роль в кино, которая ближе всего вам как личности, где вы играли больше всего себя самого?

Константин Хабенский:
Слушайте, играть себя самого, с одной стороны, сложно, с другой стороны, неинтересно, к этому надо прийти. Во-первых, это нужно сойти с ума для того, чтобы играть самого себя.

Ну, из того, что вам предлагали?

Константин Хабенский:
Чем дальше от меня, тем интереснее, тем интереснее находить какие-то соприкосновения, точки соприкосновения. Чем дальше, тем интереснее, чем глубже упасть или взлететь, чем шире налево или направо, тем интереснее искать какие-то точки единения. 

Первая премьера в этом сезоне, на которой я был и которая мне очень понравилась, хотя я вижу третий спектакль «Самоубийца» в своей жизни, мне очень понравилось то, что я увидел здесь. Еще Станиславский просил вождя народов разрешить этот спектакль, потому что цензура, вполне объяснимо, не очень разрешала, и в итоге так и не разрешила. А сейчас с кем-нибудь советоваться надо или не надо?

Константин Хабенский:
Спектакль «Самоубийца», о котором мечтал Константин Сергеевич Станиславский в 1931 году, писался, по-моему, два года, в довольно серьезном переходном периоде. Переход от НЭПа к более стройной системе пролетариата. Эрдман начинал еще в период НЭПа, а заканчивал уже в стройной системе. Возможно, именно поэтому в тот момент ни у Мейерхольда, ни у Константина Сергеевича Станиславского не получилось найти понимание у руководства страны, что это действительно яркая сатирическая, на уровне «Ревизора», пьеса, говорящая о проблемах страны. Может быть, это был не самый удачный период. Мы, спустя 91, по-моему, год, закрыли, скажем так, историческую необходимость и желание историческое Константина Сергеевича. Это произошло, это предпоследний спектакль в рамках празднования 125-летия Московского Художественного театра. Программа 125-летия Московского Художественного театра была согласована, отвечаю я вам на ваш вопрос.

Теперь о другом, о вашей работе в фонде. Я сам не смотрел, но мне рассказали про прекрасный документальный фильм, этому посвященный, который называется «Как я стал ребенком». Он, собственно, не про вас, он про ваш фонд — про людей, которые там работают, и как там все происходило. И я тоже другими глазами стал смотреть на то, как это организовывается. Во-первых, я узнал, что, как минимум, несколько лиц, с которыми мы на Business FM давно знакомы, это были наши частые гости, они активно в этом поучаствовали. Говорят, что, если посмотреть этот фильм, непонятно даже, почему вы вообще еще можете быть актером. Потому что это такое огромное великое дело.

Константин Хабенский:
Почему я вообще еще продолжаю заниматься творчеством, потому что у меня прекрасная команда, которая дает мне возможность заниматься моей профессией. Более того, я скажу, чем честнее, точнее и фантазийнее я буду заниматься тем делом, диплом по которому я имею, тем, возможно, больше результатов это даст для благотворительного фонда. Наш фонд 17-й год помогает детям и молодым взрослым с опухолями головного и спинного мозга. Мы начали, грубо говоря, совсем маленькой командой, я и одна моя помощница. В 2013 году меня познакомили с Аленой Мешковой и с ее командой, это была тогда небольшая команда, четыре-пять человек, я не помню. Алена начала структурный подход к работе фонда. Зачастую я не верил, что это может работать, но это заработало. Это заработало, мы стали помогать не только адресно, не только, скажем так, уже по факту болезни, мы стали опережать болезнь, мы стали работать в разных направлениях, знать и не бояться. Это для того, чтобы родители понимали, что это все излечимо, и чтобы родители, врачи улавливали первые симптомы, чтобы не затягивать, чтобы сразу же обращаться, эта борьба с канцерофобией, потому что у нас слово рак — это все, приговор и так далее. Мы стали раскручивать эту историю, мы стали поднимать уровень профессиональный врачей, которые занимаются онкологией. То есть благодаря нам даже есть некоторые регионы, в которые мы вывозили врачей, с которыми мы работаем, которые являются попечителями фонда, мне писали из Читинского региона, что там действительно заработали по-другому врачи. Это все история работы фонда, эта история работы с законодательной властью, когда это не только наш фонд, это сообщество благотворительных фондов, которые планомерно спокойно работают с законодательной базой Российской Федерации для того, чтобы подсказать, как проще, как правильнее, как точнее составить те или иные законы.

Вы уже много лет этим занимаетесь. Цена вопроса излечения тех диагнозов, с которыми работает ваш фонд, не падает? Она все такая же, она все так же остается недоступной для людей, у которых нет больших денег?

Константин Хабенский:
Нет, вы немного заблуждаетесь, есть квоты государственные. Говорить о том, что фонд тот или иной заменяет государство, это глупо. Тот или иной фонд имеет возможность быть более подвижным, быстрее реагировать на какие-то запросы, но вместе с государством. Есть квоты, которые выделены на лечение тех или иных болезней.

И они всегда доступны, их всегда хватает?

Константин Хабенский:
Я вам скажу очень просто, их иногда не хватает в конце года. Бывает такое, что их не хватает по разным причинам, год на год не приходится, но бывает, что их не хватает. Тут подключается фонд, разумеется, у фонда есть запасы. Фонд уже изучил проблематику работы, предположим, в нашем направлении, и мы готовы. Мы готовы поддержать, мы готовы помочь, мы готовы вместе с государственными медицинскими учреждениями сделать так, чтобы было эффективнее. Предположим, это огромные закупки современного медицинского оборудования, и КПД взлетает в тысячи раз на новом оборудовании, которое позволяет за пять минут решить и увидеть ту проблему, которую иногда решали неделями, бывает и такое. И, представляете, неделю человек сидит ждет результата или пять-семь минут, и результат уже готов. Это важная вещь, но это совместно с медицинскими государственными учреждениями, которые имеют большой ресурс, и мы помогаем. Помогаем мы, естественно, спрашивая, что вам надо. Они говорят, либо у нас все есть, либо говорят, нам нужно то-то, поможете? Мы помогаем.

Я знаю, что вы в данном случае логистику обеспечиваете, потому что эти дети зачастую не там, где им эта помощь может быть оказана.

Константин Хабенский:
Логистику мы обеспечиваем, естественно, благодаря тем людям, которые неравнодушны в нашей стране. Люди присылают не только деньги. Люди присылают свои заявки из разных городов, они говорят: «У меня нет возможности помочь вам финансово. У меня есть машина, я могу привезти, увезти. У меня есть накопленные мили — поезда, самолеты, такси, я могу передать их в фонд». Мы принимаем любую помощь. Ее, во-первых, много не бывает. Либо человек говорит: «Я готов прийти клоуном, попрыгать где-то и так далее, это моя помощь». Мы говорим: «Окей, хорошо». Фиксируем, звоним там в Екатеринбург, говорим: «Сережа и Вася, вы готовы, у вас есть команда?» Побежали и делают. Сделать так, чтобы привести человека из региона в Москву или в Питер, или в Екатеринбург, или в Казань, чтобы он там прошел часть лечения, да, это в наших силах, но в наших силах сделать так, чтобы в тех крупных регионах и областях, откуда мы везем подопечного, существовал такой же медицинский центр, реабилитационный, предположим, чтобы ему не уезжать из родного дома, чтобы он в родном регионе проводил лечение. И мы этим тоже занимаемся. Вот, предположим, госпремия за благотворительность, которую я получил пару лет назад, все деньги, а там 10 млн рублей, порядочная сумма, ушли сразу в дело, сразу в реабилитационные центры в областях. Вот и все.

В давние времена я пару раз в Нью-Йорке был на мюзиклах, в обоих случаях спектакль заканчивался предложением публики, которая, кстати, очень разогретая эмоционально, внести что-то в какой-то благотворительный фонд, ни один не уходил, не сделав какое-то, большое или маленькое, пожертвование. У нас в театрах этого нет, могло бы это быть?

Константин Хабенский:
Вот мы сейчас будем играть спектакль «Поколение Маугли», это большой детский музыкальный благотворительный спектакль, единственный благотворительный спектакль, который идет в репертуаре театра, нигде в стране больше такого нет. Спектакль встал в репертуар в 2022 году, до этого восемь лет он мотался по городам и весям. В этом году спектаклю исполняется десять лет. Это спектакль, на который люди покупают билеты, приходят с детьми, и в конце спектакля они понимают, что стали соучастниками в хорошем смысле помощи подопечным нашего фонда, фонда, который я представляю. Вот и все, что я хочу сказать по поводу, надо ли делать подобные вещи в драматическом театре. Надо, но это нужно делать аккуратно и в радость тем, кто приходит в зрительный зал. Что касается всех остальных площадок, это могут быть и рок-, и поп-площадки, и какие-то концертные вечера, я это делаю регулярно. Я прошу моих друзей регулярно, чтобы они, выступая на больших площадках, рассказывали о фонде и предлагали зрителям, которые приходят, не проходить мимо проблем фонда и помочь. Люди мне верят, и я не могу какими-то некорректными, туманными действиями фонда подвести жертвователей, они безгранично верят мне, верят фонду, верят нашим друзьям, которые со сцены озвучивают и говорят: «Давайте поможем, я верю Константину, он делает хорошее дело». И отклик идет просто стотысячный, как вы понимаете. Но я еще раз хочу сказать, что подобных проектов, как «Поколение Маугли», в стране нет. В этом смысле Московский Художественный театр опять новатор. Вот как когда-то отцы-основатели запретили входить после третьего звонка, то есть они придумать-то это придумали, когда придумывали структуру и политику театра, но решились на это спустя десять лет, только после того как театр заработал, что вызвало страшный негатив и проклятия в сторону Художественного театра. Но сейчас это норма для всех театров: после третьего звонка вход в зрительный зал запрещен, или заходите на те места на балконе, где вам разрешат сесть. Я считаю, что благотворительный спектакль, предположим, «Поколение Маугли», который сейчас здесь живет, — это первый звоночек для других театров. Мне кажется, это вопрос самоуважения. 

Остается всем пожелать, несмотря на пробки, не опоздать к третьему звонку.
Пресса
Сюда идут… Кушать подано…, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 5.12.2024
Птица неопределенного времени, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 4.12.2024
Константин Хабенский посвятил новую «Чайку» женщинам в своей жизни, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 30.11.2024
Константин Хабенский поставил «Чайку» в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 30.11.2024
«Чайка» прилетела! И снова — в МХТ!, видеосюжет Первого канала (программа «Доброе утро»), 30.11.2024
Хабенский: я набрался наглости и поставил свою «Чайку», видеосюжет телеканала «Культура», 30.11.2024
«Цыпкин, ты достал!»: Константин Хабенский, Александр Цыпкин, радио «Москва FM», 15.11.2024
«Чайку» в постановке Хабенского покажут в МХТ, Татьяна Власова, Театрал, 2.11.2024
Константин Хабенский вывел в свет «Зверька», Татьяна Уланова, Аргументы и факты, 21.10.2024
Звезды экранов — 2024, ВЦИОМ, 17.10.2024
Константин Хабенский: «Поколение Маугли» возвращается, видеосюжет Первого канала (программа «Доброе утро»), 19.09.2024
МХТ поделился планами на новый сезон, видеосюжет телеканала «Культура», 3.09.2024
Звезды МХТ разных поколений приехали на гастроли в Петербург, Светлана Мазурова, Российская газета, 17.06.2024
МХТ имени Чехова покажет на сцене БДТ два спектакля, видеосюжет телеканала «Санкт-Петербург», 17.06.2024
В Петербурге МХТ им. Чехова встречают аншлагом: худрук Хабенский рассказал, чем удивят москвичи, Вероника Мысляева, Московский комсомолец (Санкт-Петербург), 17.06.2024
«Только так может происходить движение вперёд», Богдан Клементьев, Театрал, 24.05.2024
Выступление артистов театра МХТ им. Чехова на космодроме Восточный, видеосюжет пресс-службы Госкорпорации «Роскосмос», 24.04.2024
Артисты МХТ имени Чехова выступили на космодроме Восточный, видеосюжет телеканала «Культура», 24.04.2024
МХТ имени Чехова устроит космический вечер, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 12.04.2024
У Константина Хабенского наладилась связь с космосом, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 10.04.2024
Константин Хабенский: «С национальной внешностью нужно идти в кино», Ксения Лаптева, Московский комсомолец (Уфа), 5.04.2024
Константин Хабенский: «Зритель должен кайфовать», Мила Киян, Московский комсомолец (Уфа), 27.03.2024
В Уфе с гастролями побывал легендарный МХТ имени Чехова, Гульназ Данилова, Российская газета, 13.03.2024
Завершаются «Большие гастроли» МХТ имени Чехова в Уфе, видеосюжет телеканала «Культура», 12.03.2024
Константин Хабенский рассказал о гастролях МХТ в Уфе, Молодёжная газета Республики Башкортостан, 10.03.2024
В Уфу приехали с гастролями актёры МХТ им. Чехова, видеосюжет ГТРК «Башкортостан», 9.03.2024
Творческий вечер Константина Хабенского состоялся в МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 23.02.2024
В Москве открылся V Зимний фестиваль искусств, видеосюжет телеканала «Культура», 11.01.2024
«Для и про людей»: МХТ Чехова отпраздновал свое 125-летие, Виктория Сытник, видеосюжет Пятого канала, 13.11.2023
Вечера в Камергерском. Выпуск № 5, телеканал «Культура», 27.10.2023
МХТ имени Чехова отметил 125-летний юбилей, Александра Ерошенко, Вечерняя Москва, 27.10.2023
«Молодо, бодро и с верой»: МХТ имени Чехова – 125 лет, видеосюжет «Вести-Москва» («Россия-1»), 26.10.2023
125-летие отмечает Московский Художественный театр, видеосюжет Первого канала, 26.10.2023
Как МХТ имени Чехова отмечает юбилей, видеосюжет телеканала «Культура», 26.10.2023
МХТ им. Чехова празднует 125-летие: почему театр растет, а не стареет, Алена Карась, Ирина Корнеева, Инга Бугулова, Российская газета, 26.10.2023
Вечера в Камергерском. Выпуск № 4, телеканал «Культура», 26.10.2023
Два по 125, Эсфирь Штейнбок, Коммерсантъ, 21.10.2023
26 октября МХТ имени Чехова отметит юбилей, видеосюжет телеканала «Культура», 20.10.2023
Программа «Агора»: 125-летие МХТ, телеканал «Культура», 7.10.2023
CТД провел Выездную школу для молодых актеров, Зоя Апостольская , Российская газета, 27.09.2023
Байконур встретил артистов МХТ!, видеосюжет Роскосмос медиа, 14.09.2023
Более 10 премьер: МХТ им. Чехова открыл юбилейный сезон, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 4.09.2023
Новый театральный сезон открыли в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 2.09.2023
МХТ имени Чехова открыл новый сезон, видеосюжет телеканала ОТР, 2.09.2023
В Подмосковье стартовал фестиваль «Мелиховская весна», видеосюжет телеканала «Культура», 20.05.2023
В МХТ имени Чехова провели конкурс короткометражного кино, видеосюжет телеканала «Культура», 14.05.2023
Константин Хабенский – о первой Премии Художественного театра, Владислав Флярковский, видеосюжет телеканала «Культура», 2.04.2023
МХТ привез в Петербург «Дядю Ваню», видеосюжет телеканала НТВ, 31.03.2023
Константин Хабенский рассказал, где он любит бывать в Петербурге, Марина Алексеева, Петербургский дневник, 31.03.2023
В Москве впервые вручили премии МХТ, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 28.03.2023
Хабенский, Петров, Михалкова на премии МХТ: яркие кадры, Геннадий Черкасов, Московский комсомолец, 28.03.2023
В Москве вручили I Премию Художественного театра, видеосюжет телеканала «Культура», 28.03.2023
В МХТ им. Чехова вручили молодым талантам первых «пловцов», Инга Бугулова, Российская газета, 28.03.2023
89-летний Станислав Любшин неожиданно получил молодежную премию, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 28.03.2023
В 2023 году исполняется 125 лет МХТ имени А. П. Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 20.02.2023
Константин Хабенский выступил с громким заявлением, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 20.02.2023
МХАТ и МХТ готовят премьеры к общему юбилею, видеосюжет телеканала «Россия 24», 31.01.2023
125-летие основания Московского Художественного театра, видеосюжет телеканала «Культура», 31.01.2023
«Истории любви» в МХТ имени А. П. Чехова, видеосюжет Первого канала, 30.01.2023
Истории любви, Елена Алексеева, Ревизор, 28.01.2023
Константин Хабенский: «На дураков, если они не причиняют мне физической боли, не реагирую», Татьяна Завалишина, Нурия Фатхуллина, Бизнес Online (Казань), 15.10.2022
Фестиваль «Золотая маска» проходит в Карелии, видеосюжет телеканала «Культура», 7.10.2022
В фондах музея МХАТ нашли забытые стихи Олега Ефремова, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 4.10.2022
В МХТ имени Чехова открылся юбилейный сезон, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 5.09.2022
В Красноярске стартовал фестиваль «Золотая маска», видеосюжет ГТРК «Красноярск», 5.09.2022
В МХТ имени Чехова озвучили планы на новый сезон, видеосюжет телеканала «Культура», 2.09.2022
Спецприз 44-го ММКФ вручили Константину Хабенскому, видеосюжет телеканала «Культура», 26.08.2022
В МХТ имени Чехова запустили проект «Артхаб», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 31.05.2022
В МХТ им. Чехова стартовал проект «АртХаб», видеосюжет телеканала ОТР, 25.05.2022
У спектакля МХТ имени Чехова «Контрабас» — «Новое звучание», видеосюжет телеканала «Культура», 18.04.2022
МХТ имени Чехова покажет обновленный «Контрабас», видеосюжет телеканала «Культура», 16.04.2022
Хабенский решил больше не «контрабасить», Александра Чигринская, Московский комсомолец, 15.04.2022
В Петербурге гастроли Московского художественного театра имени Чехова, видеосюжет телеканала «Россия 1» («Вести. Санкт-Петербург»), 25.03.2022
В Александринском театре начинаются гастроли МХТ имени Чехова, Светлана Мазурова, Российская газета, 25.03.2022
Петербуржцам покажут «Враки, или Завещание барона Мюнхгаузена», видеосюжет телекомпании «Санкт-Петербург», 24.03.2022
Константину Хабенскому – 50!, видеосюжет телеканала «Россия 1» («Вести»), 11.01.2022
Константин Хабенский: «Я научился играть агрессивно», Александр Фолин, Кинорепортёр, 8.12.2021
Константин Хабенский рассказал о планах МХТ имени Чехова, Владислав Флярковский, видеосюжет телеканала «Культура», 29.11.2021
Константин Хабенский провел сбор труппы в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 24.11.2021
МХТ имени Чехова на пороге перемен и обновлений, видеосюжет телеканала «Культура», 24.11.2021
Истории барона Мюнхгаузена на краю совершенного мира, Татьяна Еременко, Вечерняя Москва, 16.11.2021
Константин Хабенский сыграл барона Мюнхгаузена, Ирина Корнеева, Российская газета, 26.10.2021
Неужели, это только «Враки», Карл?, Ксения Позднякова, Scope (Яндекс Дзен), 19.10.2021
Не тот самый Мюнхгаузен, Андрей Крикунов, Свободная пресса, 19.10.2021
Хабенский сыграл Мюнгхаузена, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 18.10.2021
Константин Хабенский и его Барон Мюнхгаузен, Ирина Шведова, Московская правда, 17.10.2021
МХТ имени Чехова представляет спектакль «Враки», видеосюжет телеканала «Культура», 17.10.2021
Виктор Крамер: «Сегодня — время Мюнхгаузена», Валерия Новокрещенова, Театрал, 12.10.2021
Татьяна Хабенская: Cын сказал мне: «Пиши, мама», Надя Делаланд, Учительская газета, 12.10.2021
Music Box News: спектакль «Поколение Маугли», видеосюжет Music Box Russia, 10.06.2021
Прощание с «Контрабасом», Медиацентр МХТ, 8.06.2021
Театральный проект «Поколение Маугли» возобновится в июне, видеосюжет телеканала «Культура», 20.05.2021
Новый сезон: звезды МХТ спешат к любимым зрителям, видеосюжет телеканала Вести.Ру, 8.09.2020
МХТ имени Чехова представил планы на новый сезон, видеосюжет телеканала «Культура», 7.09.2020
Константин Хабенский пожертвует деньги с госпремии онкобольным детям, Анастасия Рышкова, Комсомольская правда, 24.06.2020
Театры придумали новую схему выживания, Марина Райкина, Московский комсомолец, 8.06.2020
«Круг чтения», вечер современной поэзии. Видеозапись от 27 марта 2020 года, МХТ имени А. П. Чехова и Благотворительный фонд Константина Хабенского, 27.03.2020
ОК на связи! Прямой эфир с Константином Хабенским (видео), социальная сеть «Одноклассники», 16.01.2020
Константин Хабенский отмечает юбилей, Анна Тимина, Театрал, 11.01.2017
Олег Табаков: «За что любят Хабенского? Конечно, за талант!», Дарья Хальзова, Комсомольская правда, 11.01.2017
Гастроли МХТ: «Женитьба», «Контрабас», «19.14» и аншлаги, Елена Маркелова, Известия (Саратов), 27.04.2016
О музыканте-ремесленнике и контрабасе, Александр Лобецкий, РИАСАР (Саратов), 26.04.2016
Хабенский с контрабасом продолжит гастроли МХТ, Андрей Пронин, Фонтанка.ру, 31.03.2016
Константин Хабенский в программе «На ночь глядя», Борис Берман, Ильдар Жандарев, Первый канал, 25.02.2016
МХТ отпраздновал 80-летие Табакова небанально, видеосюжет телеканала «Россия 24» («Вести»), 14.11.2015
Празднование 80-летия Олега Табакова проходит в МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 14.11.2015
Константин Хабенский: «Хорошо работать всегда тяжело», Светлана Жохова, Невское время, 27.06.2015
Хабенский. Зюскинд. Контрабас., Надежда Макаренко, СИА-ПРЕСС (г. Сургут), 19.05.2015
Исповедальный монолог Хабенского-контрабасиста, Светлана Леглер, Сочи Экспресс, 21.02.2015
Константин Хабенский сыграл на контрабасе в Сочи, видеосюжет телеканала «Кубань 24», 20.02.2015
Невыносимая тяжесть контрабаса, Мария Эстрова, Культпросвет, 5.01.2015
Самая быстрая премия, Мила Денёва, Новые известия, 11.12.2014
В 19-й раз вручена премия в области сценических искусств, Александр Мельман, Никита Карцев, Московский комсомолец, 10.12.2014
Константин Хабенский. Правила жизни, Полина Еременко, Esquire, 5.12.2014
Константин Хабенский: «В профессии я наглый, а в жизни — мягкий», Московский комсомолец (Санкт-Петербург), 4.12.2014
Константин Хабенский исполнил «соло на контрабасе» для липчан, видеосюжет телекомпании «Липецкое время», 17.11.2014
Константин Хабенский сыграл на «Контрабасе» в Казани, видеосюжет телекомпании «Казань», 18.06.2014
Контрабас, Ольга Фукс, Exclusive, № 2, 05.2014
Соло одинокого клоуна для контрабаса, Светлана Беляева, Ивановская газета, 25.04.2014
«Контрабас» в МХТ им. А. П. Чехова, Елена Левинская, Театральная афиша, № 5, 24.04.2014
Константин Хабенский в программе «На ночь глядя», Борис Берман, Ильдар Жандарев, Первый канал, 16.04.2014
Патология нелюбви, Анастасия Вильчи, ИА Index-art, 29.03.2014
«Контрабас»: перезагрузка Хабенского, Анна Балуева, Комсомольская правда, 28.03.2014
Фальшивые ноты, Григорий Заславский, Независимая газета, 17.03.2014
Хабенский сыграл на контрабасе, Марина Шимадина, Известия, 14.03.2014
Контрабасист и воспоминания о парфюмере, Анна Гордеева, Московские новости, 12.03.2014
Звуки без музыки, Ольга Фукс, Ведомости, 12.03.2014
Хабенский, перезагрузка, Юлия Шигарева, Аргументы и факты, 11.03.2014
Константин Хабенский в программе «Главная роль», Юлиан Макаров, телеканал «Культура», 5.03.2014
Одинокий голос контрабаса, Алена Карась, Российская газета, 5.03.2014
Человек в футляре, Анна Чужкова, Культура, 4.03.2014
Хабенский контрабас нашел, Николай Берман, Газета.ru, 4.03.2014
Звучная изоляция, Роман Должанский, Коммерсантъ, 4.03.2014
Константин Хабенский сыграет соло на контрабасе, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 4.03.2014
Константин Хабенский: история одного убийцыl, Анастасия Иванова, Вечерняя Москва, 3.03.2014
«Контрабас»: Соло для грустного клоуна, радио «Голос России», 3.03.2014
Хабенский с контрабасом на черной трассе, Марина Райкина, Московский комсомолец, 3.03.2014
Хабенский готовит сюрприз на сцене МХТ, видеосюжет телеканала «Россия 24» («Вести»), 28.02.2014
Хабенский и контрабас, Татьяна Филиппова, РБК daily, 27.02.2014
Константин Хабенский освоил «Контрабас», телеканал «Культура», 17.02.2014
Матрас, контрабас и полный атас, Марина Райкина, Московский комсомолец, 15.02.2014
Хабенский играет на «Контрабасе», Мария Дегтярева, видеосюжет телеканала «Россия 24» («Вести»), 14.02.2014
Фоторепортаж «Репетиция спектакля „Контрабас“ в МХТ им. А. П. Чехова», Екатерина Цветкова, Московский комсомолец, 14.02.2014
Константин Хабенский: «Когда не помогает космос, выручает сила воли», Вячеслав Завьялов, Республика Башкортостан (Уфа), 7.09.2013
В МХТ известные актеры исполнили песни о войне, видеосюжет телеканала «Россия-24», 10.05.2013
Бог без машины, Елена Ковальская, Colta.ru, 23.01.2013
Краткий курс счастливой жизни, Кристина Матвиенко, Lenta.ru, 21.01.2013
Юбиляр сказал бы «Верю!», Марина Райкина, Московский комсомолец, 19.01.2013
К. С. С. ВНЕ СИСТЕМЫ К. С. С. , Наталия Каминская, блог «Петербургского театрального журнала», 18.01.2013
150 лет назад родился Константин Станиславский, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 17.01.2013
Константин Хабенский: «Решил на время „завязать“ с театром», Олег Брюховецкий, Академия новостей (Новосибирск), 4.12.2012
Константин Хабенский: «Моё появление в Голливуде осталось незамеченным», Лариса Сокольникова, Новосибирские новости, 30.11.2012
Олег Табаков. В поисках радости. Театральная повесть в пяти вечерах, Анатолий Смелянский, телеканал «Культура», 13.08.2012
В Москве вручили премию имени Олега Янковского, видеосюжет Первого канала, 30.05.2012
Вручение премии Олега Табакова, видеосюжет телеканала «Культура», 10.04.2012
Константин Хабенский отмечает 40-летие, видеосюжет телеканала «Культура», 11.01.2012
Хабенскому дан опасный талант, Григорий Заславский, Вести-FM, 11.01.2012
МХТ привез в Петербург необычную версию «Трёхгрошовой оперы», телеканал «Россия», «Вести» — Санкт-Петербург, 10.09.2009
Новорусский сброд ограбил Швыдкого, Марина Давыдова, Известия, 1.09.2009
Криминальные таланты, Алла Шендерова, КоммерсантЪ, 1.09.2009
Шаг по отвесной стене, Алена Карась, Российская газета, 31.08.2009
Трехгрошовая опера" в постановке Кирилла Серебренникова, новостной видеосюжет ВГТРК «Культура», 5.06.2009
В МХТ представят новую версию «Трехгрошовой оперы» Бертольда Брехта, новостной видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 5.06.2009
«Трехгрошевую оперу» оценили по-новому, Видеосюжет программы «Сегодня», НТВ, 5.06.2009
Брехт со спецэффектами, Видеосюжет программы «Сегодня», НТВ, 5.06.2009
Всегда в «Дозоре», Лариса Резникова, Московский Комсомолец, 11.01.2007
Талант убойной силы, Елена Лаптева, Комсомольская правда, 11.01.2007
Константин Хабенский: Я - эгоист?, Дина Радбель, Эгоист generation, № 11, 11.2006
Наши в Эльсиноре, Жанна Зарецкая, Вечерний Петербург, 15.09.2006
Вам принца Гамлета?, Юрий Фридштейн, Страстной бульвар, 10. № 5-85, 04.2006
Юрий Бутусов: «Взаимосвязи остаются», Марина Багдасарян, Театр, № 1, 04.2006
Весёлый Гамлет Бутусова, Елена Горфункель, Театр, № 1, 04.2006
Человек проверяется на перезагрузках, Ольга Коршакова, Новая газета, 9.02.2006
Разбитые фонари Датского королевства, Марина Квасницкая, Россiя, 19.01.2006
Константин Хабенский: Профессия очень сволочная, Дмитрий Савельев, Собеседник, 17.01.2006
Бедный, бедный Гамлет, Елена Строгалева, Петербургский театральный журнал, № 43, 2006
Петушиные бои, Кристина Матвиенко, Петербургский театральный журнал, № 43, 2006
Без пистолета, Алиса Никольская, Взгляд, 23.12.2005
Михаил Пореченков: артисту без амбиций никуда!, Марина Зельцер, Вечерняя Москва, 22.12.2005
Три бойбренда, Наталия Каминская, Культура, 22.12.2005
Один как перст, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 19.12.2005
В постели с Хабенским, Елена Левинская, Московские новости, 16.12.2005
Гамлет-банд, Ольга Егошина, Новые Известия, 15.12.2005
Три товарища, Марина Зайонц, Итоги, 19.09.2005
К. Хабенский: «Зритель ждет удара молотком», Юлия Шигарева, Аргументы и факты, 23.06.2004
А абажур висит, Итоги, 6.04.2004
Между работой и волком, Екатерина Васенина, Новая газета, 2.12.2002
Осеннее обострение, Татьяна Демидова, Ваш досуг, 20.09.2002
Во МХАТе подавили убойную силу, Марина Райкина, Московский комсомолец, 28.05.2002
Трагический балаган, Марина Мурзина, АиФ Москва, 23.05.2002
Вампиловский сезон, Екатерина Васенина, ПОЛИТ. РУ, 23.05.2002
Осенний марафон, Елена Ямпольская, Новые известия, 22.05.2002
Все враздробь, Дина Годер, Еженедельный журнал, 21.05.2002
Коллекция Табакова, Мария Львова, Вечерний клуб, 16.05.2002
Альбом семейных фотографий, Елена Губайдуллина, Известия, 14.05.2002
Утка и свисток, Марина Давыдова, Время новостей, 14.05.2002
«Менты» вышли на «Утиную охоту», Марина Шимадина, Коммерсантъ, 13.05.2002