Художественное руководство и дирекцияРуслан Кулухов Ляйсан Мишарина Артемий Харлашко Евгений Зубов Вячеслав Авдеев Наталья Перегудова Алексей Чирков Константин Шихалев Екатерина Капустина Творческая частьМедиацентрАнастасия Казьмина Дарья Зиновьева Александра Машукова Татьяна Казакова Наталья Бойко Олег Черноус Алексей Шемятовский Репертуарная частьНаталья Беднова Олеся Сурина Виктория Иванова Наталья Марукова Людмила Калеушева Алёна Соколова Служба главного администратораСветлана Бугаева Анна Исупова Илья Колязин Дмитрий Ежаков Дмитрий Прокофьев Отдел проектной и гастрольной деятельностиАнастасия Абрамова Инна Сачкова Отдел маркетинга и стратегического развитияЛилия Сидорова Мария Баженова Музыкальная частьОрганизационный отделОтдел кадровАнна Корчагина Отдел по правовой работеЕвгений Зубов Надежда Мотовилова Финансово-экономическое управлениеИрина Ерина Елена Гусева Административно-хозяйственный отделМарина Щипакова Татьяна Елисеева Сергей Суханов Людмила Бродская ЗдравпунктТатьяна Филиппова | Новая «Чайка» на старой сцене: Хабенский представил дебютную постановку в МХТМарина Чечушкова, Московский комсомолец, 1.12.2024 В МХТ имени А. П. Чехова состоялась премьера «Чайки», «комедии с печальным оттенком», знаковой пьесы для театра. Здесь ее ставят уже в шестой раз. Первыми в этом театре «Чайкой» занимались Константин Станиславский и Владимир Немирович-Данченко. Знаковой была постановка Олега Ефремова, о которой накануне премьеры много вспоминали. А теперь за пьесу взялся режиссер-дебютант Константин Хабенский. За полетом шестой «Чайки» в МХТ наблюдал корреспондент «МК».
Еще на сборе труппы в начале сентября Константин Хабенский сделал громкое заявление: «30 ноября. Антон Павлович Чехов. Чайка“. Режиссер Константин Хабенский. Всё». Зал взорвался громкими аплодисментами — так был объявлен грядущий режиссерский дебют знаменитого актера.
Свет на сцене можно не включать — освещать ее будет звездный состав спектакля. Голоса Кристины Бабушкиной (Ирина Аркадина) и Игоря Верника (Евгений Дорн) любой зритель узнает с закрытыми глазами. Вместе с ними на сцене будут Станислав Любшин и Анатолий Кот (оба играют Петра Сорина), а также молодые артисты Андрей Максимов (Борис Тригорин), Софья Шидловская (Нина Заречная), Илья Козырев (Константин Треплев) и другие. А музыкальное сопровождение — песни Леонида Федорова, лидера группы «АукцЫон».
Со слов режиссера, их прочтение «Чайки» — это «комедия с печальным оттенком, комедия-неслышание людьми друг друга». Текст купировали минимально, убрав только то, что неактуально и непонятно сегодняшнему зрителю, а еще постарались отойти от «придуманной шаблонной напевности Чехова» и добавили мхатовские паузы.
Особенное любопытство у публики вызвал факт режиссерского дебюта Константина Хабенского:
— Я не нашел режиссера, который согласился бы поставить «Чайку», — объясняет Хабенский свое решение, — видимо, какие-то другие идеи витают в головах режиссеров, к которым я обращался, а объяснять, как я хотел бы это сделать… Набрался наглости и пошел.
Сами актеры тепло отзывались о работе с Хабенским-режиссером. Кристина Бабушкина отметила, что «это удивительный опыт работать с играющим тренером, с играющим гроссмейстером». А Андрей Максимов сказал, что для него как для актера главное не какой он режиссер, а что «Хабенский очень хороший человек, удивительно добрый и чуткий, и эти качества позволяли репетировать в атмосфере любви и доверия».
Интересно расставлены смысловые акценты: главные герои пьесы — женщины. Так считает сам режиссер, который ставил спектакль с девизом «С огромной благодарностью всем женщинам в моей жизни». Потому что, по мнению Хабенского, именно женщины делают мужчин героями благодаря вниманию, а обделяя их вниманием — делают их, напротив, несчастными.
Кристина Бабушкина поделилась, что ее Аркадина — это обыкновенная женщина, что акцентирует сам Чехов, не выдуманный персонаж с эфемерными проблемами, а человек со своими трагедиями и болью и стремлением к тихой, прекрасной жизни.
Для Игоря Верника это вторая роль в «Чайке» — не так давно он играл Тригорина в постановке литовского режиссера Оскараса Коршуноваса:
— Когда Хабенский позвонил и сказал, что у него ко мне есть неожиданное предложение насчет «Чайки», я подумал, что «неожиданно» снова буду играть Тригорина, прекрасно! Я еще в нем живу! — смеется Верник, — А Константин Юрьевич вдруг говорит: «Доктор!»
Актер также вспомнил доктора в исполнении Смоктуновского: тот доктор потерял интерес к жизни. А в новой «Чайке» доктор полон жизнелюбия, несмотря на бесконечную работу и поездки. Доктор Верника верит в любовь! А Тригорин здесь будет ровесником Треплева, что лишь усиливает конфликт между актрисой и сыном.
Хабенскому припомнили, что «Чайку» до него ставили многие, на что режиссер ответил:
— Все хорошо, если есть определенный взгляд и тема. Время идет, ритмы другие, сегодняшний зритель привык к более быстрой подаче информации. Размышление Ефремова о «Чайке» для того времени очень точное и убедительное. Но мысли Эфроса оказались мне ближе…
Но в диалоги с предыдущими постановками здесь не вступали, режиссер объяснил это тем, что если вести диалоги с величайшими людьми, которые находились в этом театре до нас, то «есть большой шанс, что тебя свяжут и отвезут в сумасшедший дом». Поэтому здесь отнеслись с уважением к предыдущим постановкам, но своими инструментами сделали «новаторский человеческий спектакль про людей и для людей».
Оригинал статьиПресса Два по 125, Эсфирь Штейнбок, Коммерсантъ, 21.10.2023 Контрабас, Ольга Фукс, Exclusive, № 2, 05.2014 Петушиные бои, Кристина Матвиенко, Петербургский театральный журнал, № 43, 2006 | |