>  31 июля
135 лет со дня рождения Лидии Кореневой


Сегодня 135 лет со дня рождения актрисы Лидии Кореневой (1885-1982). Публика помнит о ней благодаря «Театральному роману» Булгакова, в котором Коренева выведена под именем истеричной и отчаянно молодящейся актрисы Людмилы Сильвестровны Пряхиной.
«Вбежав, дама засмеялась переливистым смехом и воскликнула:
– Нет, нет! Неужели вы не видите! Неужели вы не видите?
– А что такое? – спросила Торопецкая.
– Да ведь солнышко, солнышко! – восклицала Людмила Сильвестровна,
играя платочком и даже немного пританцовывая. – Бабье лето! Бабье лето!»
Булгаков не любил Кореневу, считая ее капризной интриганкой. Эта особенность ее натуры нашла отражение и в дневнике Алисы Коонен.
Лидия и Алиса были приняты в МХТ почти одновременно – с разницей в год. Лидия была старше, но девушки приятельствовали. Конечно, конкурировали. Именно Коренева передала Коонен слова Лужского о ней, которые Алиса записала в дневнике с большим огорчением: «Сейчас узнала от Кореневой неприятную вещь: будто Вас. Вас. сказал про меня — “Коонен с хитрецой: умеет делать глазки директорам”. Это такой ужас, такой ужас!»
Через несколько лет под удар Лидии Михайловны попала другая молодая актриса – Софья Гиацинтова. Станиславский тогда репетировал «Тартюфа», Гиацинтову определили во второй состав на роль Марианы, которую играла Коренева. На репетиции Гиацинтова заслужила похвалу мэтров, и Коренева сказала ей неприятные слова.
«Молодежь не вызывала у нее симпатии и сочувствия. А я любила ее на сцене, и внешне она мне нравилась, – писала Гиацинтова в мемуарах. –Помню, как Лидия Михайловна мелко-мелко бежала через двор театра и серо-голубая вуаль на шляпе волной колыхалась за ней. Мне казалось, она сошла с картин Боттичелли».
Коренева была не просто красивой и изысканной женщиной, одной из главных модниц Москвы. Она действительно была уникальной актрисой. Блистательно играла Lise в «Братьях Карамазовых», Аню в «Вишневой саде», Веру в «Месяце в деревне». Ее очень ценил Станиславский. Образ капризной и взбалмошной женщины разбивается о некоторые факты биографии Лидии Михайловны. Она была человеком поступка. Известно, с каким мужеством она вела себя в страшное лето 1941 года, когда мхатовцы, застигнутые войной на гастролях в Минске, пешком выходили из горящего города. И что Коренева единственная из сотрудников МХАТа отказалась эвакуироваться из Москвы – осталась ухаживать за умирающей Марией Петровной Лилиной, вдовой Станиславского. И что позже, войдя в состав фронтовой бригады, Лидия Михайловна ездила выступать перед бойцами – хотя статус позволял ей этого не делать.
Но верность создателям МХТ сыграла с нею злую штуку. Очень точно об этом написала та же Гиацинтова. «Произошел чрезвычайный парадокс: благородная преданность великим учителям не окрылила, а сковала, ограничила ее актерскую жизнь. И со временем она показалась консервативной, старомодной».
В 1958 году Кореневу — с явным облегчением! — проводили на пенсию, что само по себе было ситуацией уникальной: во МХАТе «стариков» провожали только в последний путь. Такая отставка стала для актрисы трагедией. Лидия Михайловна прожила еще 24 года – в одиночестве, не переступая порога родного театра. Умерла в 1982 году, ей было почти 97.
Сегодня мы можем своими глазами увидеть, какой была Лидия Коренева в молодости. Для этого достаточно найти на YouTube немые фильмы Евгения Бауэра 1917 года – «Король Парижа» и «За счастьем». А еще предлагаем вам вглядеться в фотографии, предоставленные Музеем МХАТ. 
>  29 июля
130 лет со дня рождения Серафимы Бирман


130 лет назад, 29 июля 1890 года, родилась актриса и режиссёр, народная артистка РСФСР Серафима Германовна Бирман.
Мечта о театре появилась у неё в ранней юности: старшая сестра играла в МХТ в «народных сценах» и разожгла воображение младшей. Опоздав на экзамены в театр, Серафима поступает в драматическую школу А. И. Адашева. Пора её пребывания здесь совпала с временем, когда Станиславский поручил режиссёру Леопольду Сулержицкому опробовать с учениками школы первые варианты «системы». Вместе со своим старшим соучеником Евгением Вахтанговым Серафима Бирман стала одной из самых преданных посетительниц этих занятий. 
В 1911 году по рекомендации Василия Качалова молодую актрису принимают в МХТ. Её фамилия стоит первой в перечне актёров из записи Станиславского, озаглавленной «Студия. Цель». Именно нажитый в Первой студии МХТ опыт позволил получить ей первую значительную роль — шарлатанку Гортензию в спектакле Художественного театра «Хозяйка гостиницы». Дальше будет участие в спектаклях «Смерть Пазухина», «Пир во время чумы», «Село Степанчиково». Но, оставаясь в труппе МХТ до 1924 года, Бирман сама себя ощущала прежде всего актрисой Первой студии. Здесь же она дебютировала как режиссёр спектаклем «Любовь — книга золотая» А. Н. Толстого.
Как артистке ей были присущи гротесковые, экспрессионистские краски. В своей книге «Путь актрисы» Бирман писала: «Именно канатоходцы, а не просто пешеходы привлекают к себе самое живое и острое внимание зрителя. Любила и люблю в искусстве чрезвычайное, и зрители доверяют мне больше, когда играю женщин, из ряда вон выходящих. И верила, и верю, что искусство обладает правом преувеличения». Так она играла в МХАТ-2 Анну в «Чудаке» А. Афиногенова, Двойру в «Закате» И. Бабеля, Улиту в «Тени освободителя» по М. Салтыкову-Щедрину… Максим Горький назначил ей Вассу Железнову в новой редакции своей пьесы. Бирман поставила и сыграла её уже на чужой сцене: после закрытия МХАТ-2 Серафима Германовна вместе с Иваном Берсеневым и Софьей Гиацинтовой попала в Театр МОСПС (1936-1938). Дальнейшая творческая судьба всех троих была связана с Театром имени Ленинского комсомола (1938-1958). В последние годы играла в Театре имени Моссовета.
К. Станиславскому, Л. Сулержицкому, Е. Вахтангову, Михаилу Чехову, Гордону Крэгу и спектаклям МХАТ-2 Серафима Бирман посвятила многие главы в книгах воспоминаний «Путь актрисы» и «Судьбой дарованные встречи».
Актриса ушла из жизни в 1976 году. Как вспоминал её близкий друг, актёр Ростислав Плятт: «Она пыталась репетировать „Синюю птицу“ с соседями по палате… Неукротимая, она и умерла по-бирмановски — ни дня без театра!..»
>  28 июля
Театральная премия «Московского комсомольца»
Газета «Московский комсомолец» подвела итоги театрального сезона 2019-2020 и объявила имена лауреатов своей традиционной театральной премии. Среди них:

в номинации «Мэтры»
Лучшая мужская роль второго плана — Станислав Любшин (Сорин, спектакль «Чайка», режиссёр Оскарас Коршуновас, МХТ имени А. П. Чехова)
Лучшая женская роль второго плана — Нина Гуляева (Бабушка, спектакль «Белые ночи», режиссёр Айдар Заббаров, МХТ имени А. П. Чехова)

«Полумэтры» / Лучшая женская роль — Дарья Мороз (Аркадина, спектакль «Чайка», режиссёр Оскарас Коршуновас, МХТ имени А. П. Чехова)

Актёр МХТ Авангард Леонтьев вместе с Сергеем Угрюмовым, Ольгой Красько и Михаилом Хомяковым удостоен премии в номинации «Ансамбль» за спектакль Владимира Машкова «Ночь в отеле» в Театре Олега Табакова.

От души поздравляем лауреатов!
Вручение премии состоится осенью в редакции «Московского комсомольца».
>  20 июля
Юбилей Василия Немировича-Данченко


Сегодня юбилей — 80-летие! — у человека, благодаря которому мы не просто «в одном рукопожатии» от основателей МХТ, но чувствуем буквально кровную связь, видим отражение и продолжение той, «прежней», жизни, слышим её интонацию. Василий Михайлович Немирович-Данченко, выпускник Московской консерватории, не только полвека заведует музыкальной частью театра, но и, как камертон, настраивает нас всех на нужный лад. Он столь же элегантен и аристократичен, как и его дед, который со всеми, кроме Чехова и Москвина, был исключительно на «вы», столь же верен Художественному театру и так же бесстрашен в искусстве.
Много лет вместе со своей женой Анжеликой Василий Михайлович играет в МХТ документальные спектакли «Семь жизней Вл. И. Немировича-Данченко» и «Твой образ милый и далёкий», основанные на письмах конца XIX – начала XX века, воскрешая голоса Немировича-Данченко, Станиславского, Горького, Чехова и Ольги Книппер, и в то же время они, без предубеждения к «новым формам», выходят на сцену в страшном и горьком спектакле-хорроре Кирилла Серебренникова «Человек-подушка».

Кирилл Серебренников: «Василий Михайлович Немирович-Данченко кровно, генетически связан с Художественным театром не только фактом прямого родства с одним из отцов-основателей, но и тем многолетним личным служением, которое проще назвать редким сегодня словом – верность. В моих спектаклях всегда звучит живая музыка, она написана „живыми“ композиторами, это значит, что помощником в МХТ мне будет Василий Михайлович. Он придёт на репетицию, спросит про состав инструментов, будет улыбчив, собран, профессионален, будет одет с иголочки, как настоящий джентльмен. Он спустится в зал, в сотый раз послушает акустику, внимательно – как врач слушает пациента, которого он наблюдает многие годы, даст единственно правильные указания по звуку. Это значит, что работать музыкантам и композиторам – нравится их музыка самому Василию Михайловичу или нет! – будет комфортно, и это значит, что спектакль выйдет таким, каким он задуман: с живым звуком оркестра, с редкими инструментами… Это значит, что верность делу театра, верность профессии для этого человека – человека, живущего, к счастью, в веке XXI, жившего в XX, но по заветам и по „тону“ века XIX, века культуры и достоинства, века чести и образованности, – важнее, шире личной жизни, общее главнее частностей…
Он выходит на сцену в моем спектакле не только как музыкант, но и как артист, играя роль острую, резкую, способную испугать актёра и из новой генерации, но всё, что он делает на сцене, в спектакле, пронизано глубиной человеческой, опытом многих лет жизни в сложном, но и великом театре, профессионализмом, – словом, верностью делу, которое было выбрано им на многие годы то ли из-за фамильного интереса, то ли из-за кровно-генетической связи с важнейшим в мире занятием – жить для людей».

Мы поздравляем Василия Михайловича с юбилеем, желаем ему здоровья и счастья и очень ждём встречи!
>  19 июля
Поздравляем Ульяну Глушкову!


Пополнение в мхатовском «детском саду» — у актрисы Ульяны Глушковой родилась дочь Мия! Художественный театр от души поздравляет родителей с дочкой, а профессора Школы-студии МХАТ Анну Николаевну Петрову — с правнучкой! Желаем счастья Мие и всей семье!
>  18 июля
Поздравляем Константина Хабенского с наградой кинофестиваля «Горький fest»!


17 июля на сцене Нижегородского театра драмы имени Горького состоялась церемония открытия кинофестиваля «Горький fest», президентом которого является Михаил Пореченков.
В ходе церемонии организаторы фестиваля вручили специальный приз «За вклад в развитие современного кинематографа» Константину Хабенскому, который, получая награду, напомнил, что одной из важных составляющих «Горький fest» является благотворительность, и нынешний год не станет исключением: «За эти три года благодаря фестивалю мы помогли 19 детям. Мальчишки и девчонки в прямом и переносном смысле встали на ноги и пошли смотреть кино».
Завершился вечер показом видеоальманаха «Гагаринцы МХТ», созданного в рамках благотворительного проекта артистов Художественного театра.
Вели церемонию Алексей Кортнев и Кристина Бабушкина.
«Горький fest» проводится в Нижнем Новогороде четвёртый год, благодаря ему нижегородцы и гости города могут бесплатно познакомиться с новинками отечественного кинематографа. В этом году «Горький fest» стал первым кинофестивалем, хоть и с ограничениями, но возобновившим свою работу после карантина, его конкурсная программа получила название «Встряска».

Фото Геннадия Авраменко
>  17 июля
130 лет со дня рождения Ильи Судакова


130 лет назад, 17 июля 1890 года, родился актёр и режиссёр, народный артист РСФСР Илья Яковлевич Судаков.

Недоучившийся семинарист, несколько лет проведший в ссылке за участие в революционном кружке, получивший образование в Народном университете Шанявского (там при поступлении не требовали аттестат), в 1916 году он был принят во Вторую студию МХТ и вскоре начал играть небольшие роли в Художественном театре.
После закрытия Студии в 1924 году был переведён во МХАТ, где стал одним из самых деятельных строителей нового репертуара. Первой его режиссёрской работой в театре были булгаковские «Дни Турбиных» (руководителем выступил К. С. Станиславский). В «Театральном романе» Булгаков вывел Судакова под именем Фомы Стрижа:
«…передо мною предстал коренастый блондин с решительным лицом и встревоженными глазами.
 — Ищу вас по всему театру, — заговорил новый знакомый, — позвольте представиться — режиссёр Фома Стриж. Ну, всё в порядочке. Не волнуйтесь и не беспокойтесь, пьеса ваша в хороших руках. Договор подписали?
 — Да. 
 — Теперь вы наш, — решительно продолжал Стриж. Глаза его сверкали, — вам бы вот что сделать, заключить бы с нами договор на всю вашу грядущую продукцию! На всю жизнь! Чтобы вся она шла к нам. Ежели желаете, мы это сейчас же сделаем. Плюнуть раз! — И Стриж плюнул в плевательницу. — Нуте-с, ставить пьесу буду я. Мы её в два месяца обломаем».
В дальнейшем один или под руководством К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко Илья Судаков поставил спектакли «Бронепоезд 14-69», «Платон Кречет», «Растратчики», «Блокада», «Хлеб», «Страх», «Любовь Яровая». Как актёр чаще всего выступал в спектаклях, где был сопостановщиком: так, в «Днях Турбиных» заменял Хмёлева в роли Алексея, Вербицкого в роли Тальберга, Добронравова в роли Мышлаевского и т.д.
В 1933 году возглавил Театр рабочей молодёжи. Илья Яковлевич, несомненно, был одарённым организатором. Его выступление на совещании ведущих артистов МХАТ в 1935-м вызвало бурную реакцию: «Мне кажется, что дело театра настолько сложное, в повседневности, в разнообразии всех явлений, что тут нужен один хозяйский глаз, влезающий во все норы, интересующийся тем, какие папиросы курит Хмелёв, что он сегодня завтракает, что он будет делать в будущем году, — одним словом, все мелочи театра и актёрской жизни. Настоящий директор так и поступает».
Однако Станиславский считал Судакова скорее отличным администратором, но слабым режиссёром. Идейные разногласия приводят к тому, что 1937 году Илья Судаков переходит в Малый театр и руководит им на протяжении семи лет, затем возглавляет Театр-студию киноактёра, Центральный театр транспорта, Театр имени Я. Купалы, Театр на Малой Бронной, преподаёт в ГИТИСе. В своё краткое возвращение во МХАТ в 1946-48 гг. принимает участие в работе над «Дядей Ваней», «Алмазами», «Хлебом нашим насущным».
Случившийся в конце 50-х инсульт обрывает его деятельность. Илья Яковлевич Судаков ушёл из жизни в 1969 году. Оставил неопубликованные мемуары «Моя жизнь в труде и борьбе».
>  9 июля
Мужской Хор Творцов имени Гагарина: посвящение мхатовским мамам


Мужской Хор Творцов имени Гагарина продолжает помогать своим коллегам. В этом месяце участники Хора — Константин Хабенский, Михаил Пореченков, Игорь Верник, Евгений Миронов, Алексей Кравченко, Анатолий Белый, Юрий Стоянов, Михаил Трухин, Андрей Бурковский и Станислав Дужников — решили поддержать всех мхатовских мам, у которых дети не старше трех лет, и вручить им денежную «Гагаринскую премию». «Гагаринцы» записали свое признание в любви мамам под музыку Фредди Меркури, предварив его «парой строк»:

Наш Хор Мужской сейчас не в глаз, а в бровь,
волнуется, трепещет, рвётся в крике
и слово лишь одно поёт — ЛЮБОВЬ
на все материкИ и матерИки!

Наш хор поёт и пьёт: все в ход идёт —
бокалы, чаши!!! И на закусь килька!!!
И маленькую премию вам шлёт
«гагаринскую», скромную, «на шпильки»!

Мамочки! Девочки наши! Обожаем! Любим! Ценим! Восхищаемся!

Всегда рядом! Ваш МХТ. И ваши мальчики.
>  9 июля
Юбилей Марии Полкановой


Сегодня юбилей Марии Полкановой, заместителя директора Музея МХАТ по научной работе. И это отличный повод высказать Марии Федоровне огромную признательность — ее помощь в подготовке наших исторических публикаций бесценна.
Мария Полканова работает в Музее почти сорок лет, и это работа исследователя, первопроходчика и золотоискателя, — именно так. Она блистательный театральный экскурсовод, которому чужды пафос и академичность, о «великих» и «основоположниках» она говорит как о близких людях, и их победы, открытия, заблуждения и драмы из исторических фактов превращаются в реальную пульсирующую жизнь.
«И вновь о Художественном» — так называется книга, в которой благодаря Марии Федоровне увидели свет поистине уникальные материалы, связанные с историей МХТ. В советские годы эти дневники, письма, рукописи публиковать было невозможно, и они ждали своего часа, своего пристрастного исследователя.
Как люди Художественного театра приняли революцию? Почему в 1919 году большевиками были арестованы Станиславский и Москвин? В какой атмосфере проходили репетиции Первой студии МХТ?
Это «Студийная книга», в которой свои записи – и серьезные, и шуточные – оставляли Леопольд Сулержицкий, Михаил Чехов, Евгений Вахтангов, другие участники Первой студии. Это мемуарная проза Льва Гольденвейзера, человека большой культуры и трагической судьбы: во Второй студии он служил помощником режиссера и заведующим сценой, впервые арестован был в 1919 году, много лет провел в ГУЛАГе. 
А вот из дневника времен Октябрьской революции и Гражданской войны актера и режиссера Валентина Смышляева: «Газетный переулок очень пострадал: окопы, выбитые окна, изрешечены подъезды пулями, валяется на тротуарах отбитая известка, лужи крови. Камергерский – не пострадал. Заходил в театр, видел Вл. Ив. , Кореневу, Муратову, Книппер – все они на чем свет стоит ругают большевиков… Ругайтесь, ругайтесь – ваша ругань похожа на писк клопа, если клопы умеют пищать». Эта запись была сделана Валентином Смышляевым 3 ноября 1917 года. Все есть в его дневнике – перевернувшийся уклад мира, надежды на новую жизнь, страстная любовь, неотступные мысли о творчестве, о театре.
Да, архивы Музея МХАТ по-прежнему хранят много тайн, работы там хватит на долгие-долгие годы. Мы поздравляем Марию Федоровну Полканову с юбилеем, желаем здоровья, счастья и новых ярких открытий!
>  3 июля
95 лет со дня рождения Анатолия Эфроса


3 июля исполняется 95 лет со дня рождения Анатолия Эфроса (1925-1987).

Его имя навсегда вписано в историю МХАТ, хотя поставил он здесь не так много, всего три спектакля. В 1975-м — «Эшелон» Михаила Рощина, в начале 1980-х — мольеровского «Тартюфа» и «Живой труп» Льва Толстого.
Само его искусство накрепко связано с наследием Художественного театра. В молодости Эфрос очень увлекался системой Станиславского, мечтал очистить ее от клише и омертвения (его программная статья 1956 года так и называлась — «Бедный Станиславский»).
И всю жизнь это оставалось его символом веры. Эфрос всегда ставил про «жизнь человеческого духа», всегда видел в человеке искру божественного замысла. Поэтому так и потрясали его спектакли – хрестоматийные пьесы оказывались о каждом из нас. Поэтому так по-новому открывались работавшие с ним актеры.
Хорошо написала об этом Анастасия Вертинская: «Анатолий Васильевич сдвинул в моей душе целый пласт укоренившихся понятий по отношению к театру. Он создал совсем иную человеческо-творческую связь, профессиональные приемы или режиссерский метод не играли здесь никакой роли. (…) Он рождал в актере веру. Не важно было, какую он предлагал роль — маленькую или большую, главную или второстепенную, — я уже не размышляла. Я знала: работать с Эфросом означает обрести веру в театр и в свои возможности».
Когда в начале 80-х Эфрос переживал глубокий кризис в отношениях со своими актерами в Театре на Малой Бронной, руку помощи ему протянул именно Олег Ефремов, давний товарищ по Центральному детскому театру. Наталья Крымова вспоминала: «Я все думала, как вывести его (Эфроса – прим. ) из этого состояния. И пошла к Ефремову. Взяла с него слово, что он ничего никому не скажет. Ефремов ответил: “Конечно, пусть ставит у нас во МХАТе что хочет”. А я говорю: “Ты позвони Толе и предложи, как бы невзначай”. Так и договорились. Прихожу я домой. А. В. открывает мне дверь и говорит: “Знаешь, звонил Ефремов. Предлагает что-нибудь поставить… Думаю, “Тартюфа”».
Актеры, игравшие в «Тартюфе», вспоминали о невероятном счастье этих репетиций. Рождался спектакль в радости, в полном согласии режиссера и артистов, и после премьеры шел в театре 19 лет. «Соперничая в озорстве, поголовно влюбленные в режиссера, они сотворили в 1981 советском году, не побоюсь этого слова, комический шедевр» — слова Анатолия Смелянского.
За «Тартюфом» последовал «Живой труп» — спектакль, в котором Эфрос перевернул устоявшийся взгляд на драму Толстого. Герой пьесы Федя Протасов был напрочь лишен романтического флера, что выглядело вызывающе, ведь прежде Протасов представал личностью едва ли не героической. А Александр Калягин играл человека, который страшно мучился от фальши окружающего мира, но себя осуждал гораздо больше, чем других. Он пил, пытался забыться, изменить свою жизнь, понимая, что все тщетно: бежать-то некуда. Это был точный слепок мироощущения интеллигента эпохи застоя — причем самых глухих ее лет.

В день рождения великого режиссера предлагаем вам посмотреть уникальные снимки, запечатлевшие работу Анатолия Васильевича в Художественном театре. Фото Игоря Александрова и из фондов Музея МХАТ. 
>  1 июля
Зрительская премия «Звезда Театрала»
Журнал «Театрал», подводя итоги театрального сезона 2019-2020, объявил лонг-лист премии «Звезда Театрала» и начал зрительское голосование. 

Мхатовцы представлены в номинациях:
«Лучшая женская роль второго плана» — Нина Гуляева, роль Бабушки в спектакле МХТ «Белые ночи» (режиссёр Айдар Заббаров),
«Лучшая роль театральной актрисы в кино» — Александра Ребенок, роль Ольги Евгеньевны Крутовой в телесериале «Содержанки», 2 сезон (режиссёр Дарья Жук),
«Лучшая роль театрального актёра в кино»:
Максим Матвеев, роль Артёма Стрелецкого в телесериале «Триггер» (режиссёр Дмитрий Тюрин),
Константин Хабенский, роль Евгения Войгина в фильме «Фея» (режиссёр Анна Меликян),
«Лучший арт-ответ пандемии» — «Самоизолейшн хитс» группы «Сладкий мёд» (Кристина Бабушкина, Ольга Литвинова, Армэн Арушанян, Алексей Варущенко; режиссёр Михаил Рахлин).

«Театрал» обратился к жюри премии — к зрителям, которые и будут выбирать победителей: «У вас есть целое лето, чтобы проголосовать за самые яркие, по вашему мнению, театральные работы. В сентябре те из них, что наберут больше всего ваших голосов, будут включены в шорт-лист, и в каждой номинации останется по три претендента на награду».
Дальнейшее голосование продлится до декабря, итоги будут объявлены на торжественной церемонии в Театре имени Евг.Вахтангова.