ХудожникиХудожники по костюмамХудожники по светуВидео | Вниз по аллееАлиса Никольская, Взгляд, 1.06.2007 В нынешнем сезоне Музыкальный театр Станиславского работает ударными темпами. Наверстывает упущенное за время пожаров и реконструкций время. Коллектив гостеприимно принял нескольких видных гастролеров, в том числе Мариинский театр и Латвийскую национальную оперу, и большое количество бомонда на светские съезды.И, разумеется, выпустил ряд новых спектаклей. В том числе давно готовившегося «Евгения Онегина» и два одноактных балета, «Цвета белого» и «Вечерние танцы». Значимость их не столь велика, как вышедшая пару месяцев назад «Чайка» знаменитого хореографа Джона Ноймайера. Но, тем не менее, о них стоит рассказать. В нашем доме? «Cцена дуэли как-то очень поспешно переходит в сцену бала, и безымянные дворники, убирая снег, подметают заодно и труп Ленского, комично укатывающийся за кулисы» В отличие от нашумевшего «Евгения Онегина» в Большом театре, новый московский «Онегин» спокоен по части смысловых акцентов. Хотя от Александра Тителя, человека, как раз любящего по-новому прочитывать известные сюжеты, ожидалось большего. Одно из основных достоинств спектакля красивая картинка. Сценография покойного Давида Боровского и работа художника по свету Дамира Исмагилова достойны всяческих похвал. Уходящая вдаль по косой колоннада, символизируя стройность и логичность мира героев, то угрожающе наклоняется подобно Пизанской башне, то поворачивается черной стороной одним словом, всячески поясняет происходящее. А благодаря свету возникает то золотистый осенний день, то душная ночь, когда было написано роковое любовное письмо, то сверкающий холодными огнями петербургский бал. Этого оказывается достаточно для обрисовки сюжета, и режиссер не особенно стремится добавить смыслов. Выходит немного однообразно. Некоторые придумки хороши. Так, Ленский объясняется в любви Ольге по книжке, а заканчивает арию уже в одиночестве, не заметив, что возлюбленная уходит. Тем самым демонстрируя, что для него сам факт изъявления чувств важнее объекта. А кое-что озадачивает. Например, объяснение Онегина и Татьяны происходит где-то на заднем дворе, среди развешанных на просушку простыней, и Татьяна видимо, чтобы унять любовный пыл, заворачивается в одну из них. А сцена дуэли как-то очень поспешно переходит в сцену бала, и безымянные дворники, убирая снег, подметают заодно и труп Ленского, комично укатывающийся за кулисы. Исполнители главных ролей работают грамотно и точно, но слишком правильно. Трактуя образы так, как и ожидаешь. Исключение, пожалуй, одно, но существенное Онегин Дмитрия Зуева просто чудо как хорош. Эффектный подвижный юноша с артистическим «хвостом» и сумрачным взглядом, он заметно отличается от остальной компании. Неудивительно, что его появление создает такой сумбур. От этого Онегина все чего-то хотят: любви, улыбок, вежливости, внимания, но никто не готов поделиться чем-то взамен. Поэтому таким потрясением становится для него смерть Ленского: какой-никакой, а все же друг. И чересчур нервная реакция Татьяны на отказ вызывает не скуку, а горечь: ну вот, опять меня не поняли, а я никого не хотел обидеть. В итоге к финалу Онегин приходит совершенно опустошенным; он молод, но жизненные силы ушли. Молодой певец отлично отыгрывает все сложные душевные метания своего героя, делая образ Онегина вполне сегодняшним. Благодаря ему выстраиваются основные смысловые линии спектакля, и смотреть становится по-настоящему интересно. Смерть нимфы Одноактный балет «Вечерние танцы» на музыку Шуберта в постановке немецкого хореографа Тома Шиллинга был поставлен в Театре Станиславского в восьмидесятом году прошлого века как часть дилогии «Образы и звуки». В те поры бессюжетные балеты считались авангардом. На сегодняшний день публику трудно чем-либо удивить, однако «Вечерние танцы» воспринимаются не без любопытства. Конечно, сейчас это уже не «новое слово», а просто легкая акварельная картинка. В первой части взаимодействуют три лирические пары, наряженные в стилизованные под средневековье костюмы. Во второй остается только одна, самая трагическая: демон-искуситель и очарованная-плененная им нимфа (их танцуют Татьяна Чернобровкина и Дмитрий Забабурин). Он охотится за ней, то влечет нежностью, то захватывает силой. А она то ускользает со страданием на лице, то доверчиво сворачивается у него в руках, то стрелой распрямляется и стремится убежать. В итоге, естественно, он ее покорит, но дорогой ценой. Она уляжется у его ног, не выдержав страстей, а он останется в гордом, но не очень приятном одиночестве. «Вечерние танцы» милы отсутствием претенциозности. А изящную безделушку, несерьезную, но красивую, тоже надо уметь сделать. И здесь театр не прогадал. Цветик-семицветик В один день с «Вечерними танцами» играют еще одну одноактовку: «Цвета белого» (оба спектакля идут на Малой сцене, где ни разу до этого балет не играли). Это уже оригинальная постановка, сделанная дебютантом Сергеем Петуховым. До этой работы Петухов балетом не занимался: сначала танцевал в Ансамбле Игоря Моисеева, потом ставил номера ведущим отечественным фигуристам. Наверное, поэтому в «Цветах белого» больше спортивных движений, нежели танцевальных. Временами спектакль вообще напоминает танцкласс, где разучивают разные стили, от народного танца до аэробики. Здесь как раз можно наблюдать и некоторую претензию, и хореографические проколы, и расплывающийся смысл. Эдакий дебютантский максимализм: если уж делать первый спектакль, то включить туда все свои познания. Есть в «Цветах белого» и удачные моменты, и не очень. Основная беда в том, что начинающему хореографу не удалось уложить эпизоды в единое целое. Спектакль начинается и завершается одной и той же сценой: группа людей в белом совершает некие ритуальные действия. Потом они скидывают белые плащи, оказываясь в ярких трико кислотных оттенков, и по очереди выполняют номера, названные в программке «песнями»: «песня о нежности», «песня о беззаботности» и все в таком духе. Лучшим оказался дуэт Кадрии Амировой и Виктора Дика («песня о любви») горестный, пылкий, чувственный. Команда молодых танцовщиков с присущим им азартом старается оправдать выдумки хореографа. Однако «Цвета белого» вызывают, увы, больше недоумения, чем радости. Наверное, сложно сформулировать единую репертуарную линию, которую ведет сегодня Театр Станиславского. Но надо отдать должное коллективу в том, что работают здесь очень честно, не стремятся никого переиграть или понравиться всем без исключения. И эта позиция подкупает и привлекает внимание к выходящим работам. Пресса Отдых в деревне, Алиса Литвинова, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 18.01.2024 Видеоверсия спектакля «Месяц в деревне», Культура.РФ, 11.09.2022 Линия интуиции и чувства, Ольга Егошина, Вопросы театра, 25.07.2021 У Бога нет мертвых, Светлана Бердичевская, Экран и сцена, 24.06.2021 Поминальный стол по мальчикам, Наталья Ртищева, Петербургский театральный журнал, 27.05.2021 В окопах МХТ. Сергей Женовач поставил спектакль по роману Виктора Некрасова, Вероника Словохотова, Независимая газета, 25.05.2021 Дамир Исмагилов – о спектакле «В окопах Сталинграда», видеосюжет телеканала «Культура», 16.05.2021 Поэзия для голодных, Наталья Шаинян, Экран и сцена, 14.05.2021 Чайка под пулями, Ирина Корнеева, Российская газета, 11.05.2021 Пейзаж между битвами, Ольга Федянина, Коммерсантъ, 11.05.2021 В спектакле МХТ в окопах искали правду о войне, Марина Райкина, Московский комсомолец, 7.05.2021 В МХТ имени Чехова премьера спектакля «В окопах Сталинграда» по повести Виктора Некрасова, видеосюжет Первого канала, 5.05.2021 В МХТ имени Чехова — премьера спектакля «В окопах Сталинграда», видеосюжет телеканала «Культура», 5.05.2021 Сергей Женовач представит премьеру спектакля «В окопах Сталинграда» в МХТ им. Чехова, ТАСС, 5.05.2021 Премьера в МХТ имени Чехова: парад эгоцентриков, марш неудачников и заговор чувств, Татьяна Москвина, Аргументы недели, 4.05.2021 Фильм о спектакле Сергея Женовача «Заговор чувств», Медиацентр МХТ, 26.04.2021 Время заговоров, Марина Токарева, Новая газета, 9.04.2021 Премьера «Заговора чувств». Фоторепортаж Александра Иванишина, Медиацентр МХТ, 31.03.2021 «Заговор чувств»: МХТ им. Чехова приготовил премьеру по произведениям Олеши, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 31.03.2021 «Энциклопедия советских 20-х годов» — в новом спектакле МХТ имени Чехова «Заговор чувств», видеосюжет телеканала «Культура», 30.03.2021 Маргарита правит бал, Наталья Шаинян, Петербургский театральный журнал, 10.03.2021 Бульвар им. Маргариты Леско. О новом спектакле Ренаты Литвиновой в МХТ имени Чехова, Сергей Николаевич, Сноб, 5.03.2021 Что может быть лучше плохой погоды / «Месяц в деревне» в МХТ им. А. П. Чехова, Виктория Пешкова, Страстной бульвар, 10, 3.03.2021 Черное небо любви, Марина Токарева, Новая газета, 29.01.2021 Месяц неисцелимых, Мария Хализева, Экран и сцена, 14.01.2021 На сцене МХТ им. Чехова премьера спектакля «Месяц в деревне», видеосюжет телеканала «Мир 24», 4.01.2021 Растительная жизнь: тургеневское сено и апельсины Вознесенского, Влад Васюхин, Известия, 1.01.2021 Сырой Тургенев, Марина Шимадина, Театрал, 29.12.2020 В МХТ имени Чехова представили спектакль «Месяц в деревне», видеосюжет телеканала «Культура», 27.12.2020 МХТ им. Чехова представил «Месяц в деревне» Ивана Тургенева, Марина Райкина, Московский комсомолец, 27.12.2020 «Месяц в деревне» — первая премьера сезона в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 24.12.2020 Загадочный Хабенский, похудевший Семчев: кадры из МХТ. Фоторепортаж Натальи Мущинкиной, Московский комсомолец, 7.09.2020 Телеверсия спектакля «Белая гвардия» (запись 2005 года), ГТРК «Культура», 15.05.2020 Телеверсия вечера «Ваш А. Солженицын» (запись 2018 года), телеканал «Культура», 8.05.2020 Чудо света, Елена Федоренко, Культура, 20.09.2019 Тараканий бег времени, Ольга Егошина, Театрал, 27.05.2019 Московский Художественный видит сны, Марина Токарева, Новая газета, 24.05.2019 Женовач поставил «Бег» Булгакова: то ли сон, то ли явь, Марина Райкина, Московский комсомолец, 21.05.2019 Булгаковский «Бег» на сцене Художественного театра, видеосюжет Zond News, 17.05.2019 Фоторепортажи с премьеры спектакля «Бег», 15.05.2019 Фоторепортажи с открытия 121-го сезона МХТ, 2.09.2018 Золото от дяди Вани, Ирина Корнеева, Российская газета, 27.10.2015 Пошла хорошая карта, Ольга Егорова, Новые известия, 16.10.2007 В одном черном, черном городе?, Екатерина Кретова, Московский Комсомолец, 8.10.2007 Дама полутьмы, Екатерина Бирюкова, Коммерсант, 8.10.2007 Вниз по аллее, Алиса Никольская, Взгляд, 1.06.2007 Чистейшей оперы чистейший образец, Варвара Турова, Время новостей, 23.05.2007 Ленского замели, Мария Бабалова, Известия, 21.05.2007 Большой компьютерный, Петр Поспелов, Ведомости, 27.04.2007 Лишь оцените красоту игры, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 24.04.2007 Крапленые люди, Глеб Ситковский, Газета, 17.04.2007 В кассу!, Итоги, 10.10.2005 СМЭШки в зале, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 1.10.2005 Ромео стал тенором, Ольга Егошина, Новые известия, 30.08.2005 Одолженный смех, Глеб Ситковский, Новые известия, 30.08.2005 Как важно быть серьезным, Нина Суслович, Литературная газета, 20.02.2002 Дамир Исмагилов: Еще десяток спектаклей и я пойму, что такое Большой театр, Большой театр, 27.04.2000 |