ХудожникиХудожники по костюмамХудожники по светуВидео | Дама полутьмыЕкатерина Бирюкова, Коммерсант, 8.10.2007 Большой театр открыл сезон премьерой «Пиковой дамы» Чайковского, в которой оперными дебютантами выступили дирижер Михаил Плетнев и режиссер Валерий Фокин. ЕКАТЕРИНЕ Ъ-БИРЮКОВОЙ на премьере самым интересным показался оркестр.В последнее время рецензии на оперы обычно начинаются с долгих описаний режиссерской работы и уже потом по-быстрому рассказывают о том, как это звучит. В данном случае хочется все сделать наоборот. Потому что если чувствуется в этой постановке чье-то личное отношение к шедевру Чайковского, то это отношение дирижера Михаила Плетнева. И если где искать новое его прочтение, то в оркестровой яме. Работа господина Плетнева не всегда ровна, солисты и особенно хор периодически расходятся с оркестром, непривычностью озадачивают не только темпы, но и слова к либретто, написанному братом композитора Модестом Чайковским, маэстро подошел весьма критически и кое-что в нем поменял. Тем не менее, слушая новую «Пиковую даму» в Большом, нельзя не вспомнить, что у Плетнева-пианиста, потом у Плетнева симфонического дирижера долгие и серьезные отношения с музыкой Чайковского. И теперь их довольно рискованно продолжает оперный дирижер Плетнев. Он не боится замедлять, иногда до предела, темпы, не боится сниженной динамики и, наоборот, резкостей. С первых же звуков вступления ясно, что самым выразительным героем в его интерпретации является оркестр, пусть и не свой, Российский национальный, а Большого театра. Маэстро сумел раскопать в нем новые краски и вдохнуть в него совершенно новую жизнь. К сожалению, с тем, что звучит со сцены, дела обстоят менее увлекательно. Главная проблема, что нет убедительного Германа, хотя ясно, что и для дирижера, и для режиссера он самый волнующий персонаж. Роману Муравицкому, который поет во втором составе, эта партия не по голосу и не по характеру, в ней он выглядит совсем блекло. Но и Бадри Майсурадзе, на которого сделана основная ставка и который гораздо звучнее и демоничнее, все равно не дотягивает до идеала. Ему не хватает тонкости, лирики и хорошей дикции, кроме того, он переигрывает со своей чудаковатостью, доходя до комического эффекта и временами напоминая какого-то Шрека. С Лизами дело обстоит получше, хотя они явно меньше занимают постановщиков. Премьерный спектакль пела Татьяна Моногарова, прославившаяся год назад в Большом своей Татьяной в «Евгении Онегине» Дмитрия Чернякова. Здесь она тоже пленяет фирменной нервностью и музыкальностью, хотя предсмертная сцена у Зимней канавки тяжела ее лирическому сопрано, что сразу отражается на дикции. Елена Поповская из второго состава не так нервна, зато сполна осиливает все вокальные тяжести партии. Есть что-то печальное в том, что, пожалуй, наиболее безукоризненными солистами в новой работе Большого стали исполнители партий второго плана статный баритон Василий Ладюк в роли Елецкого и игривая сопрано Анна Аглатова, которая поет Прилепу в интермедии «Искренность пастушки». Разумеется, особняком стоит Елена Образцова в роли старой графини. Певица сама по себе уже является предметом искусства и притягивает внимание просто одним своим появлением без нее эта роль просто теряется. И это укор даже не в адрес Ирины Чистяковой, которая играет графиню во втором составе, а в адрес Валерия Фокина, пополнившего ряд режиссеров драматического театра, шагнувших в оперные пучины. Потому что, в сущности, все психологические кульминации в этом спектакле держатся не на его работе, а на харизматичности (если таковая есть) солистов. Такие сцены, как объяснение Лизы с Германом, смерть графини, Канавка, игорный дом, то есть то, чем эта опера славна, решены с режиссерской точки зрения слишком статично и трезво. Вообще в отличие от происходящего в яме происходящее на сцене производит впечатление чего-то холодного, рационального, грамотного, элегантно-дизайнерского и безличного. Декорации к спектаклю сделал Александр Боровский. Их несменяемой основой является ажурный питерский мостик, будто отраженный в воде (почему-то это никак не работает в сцене смерти Лизы топиться она убегает все-таки за кулисы). Вместе с мостиком весь вечер на сцене стоят ровные, худые, всеми возможными способами подсвечиваемые (художник по свету Дамир Исмагилов) колонны, что сразу портит спектакль ощущением легкого дежавю практически такие же стоят в недавнем «Евгении Онегине» Театра Станиславского и Немировича-Данченко, в постановке которого господин Боровский-младший принимал участие. Еще одна константа спектакль, в котором герои одеты в условно старинные костюмы, жестко выдержан в черно-белых тонах. Черное во всех своих разновидностях доминирует, белое лишь сигнализирует о потустороннем. Даже Герман застреливается как-то бескровно. Это черно-белое решение, что и говорить, вызывает уважение своей последовательностью, но довольно быстро утомляет надуманностью. Вместо душевного мрака эта изощренная темень скорее рисует красивые картинки, где очень важны такие вещи, как свет, фактура, симметрия. Хор (который, кстати, даже не совпадая с дирижером, поет очень хорошо) выстроен ровным анонимным фоном, солисты составляют уравновешенные скульптурные композиции, и даже покойная графиня пиковая дама является Герману в количестве шести штук, с равными промежутками распределенных по двум этажам декораций. Новой постановкой Большой продолжает пересмотр золотой русской классики. Как и премьерные названия прошлого сезона, «Пиковая дама» относится к тем, что жили в неизменном виде на сцене театра десятилетиями, олицетворяя нарядный «большой сталинский стиль». Прошлая ее постановка с теми или иными переделками дожила здесь практически до наших дней с 1944 года. И если суммировать отличительные черты новой черно-белой «Пиковой дамы» с предыдущей многокрасочной премьерой театра «Борисом Годуновым» Александра Сокурова, то, как ни странно, уже можно нащупать черты нового «большого стиля», не менее степенного и нарядного. Пресса Отдых в деревне, Алиса Литвинова, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 18.01.2024 Видеоверсия спектакля «Месяц в деревне», Культура.РФ, 11.09.2022 Линия интуиции и чувства, Ольга Егошина, Вопросы театра, 25.07.2021 У Бога нет мертвых, Светлана Бердичевская, Экран и сцена, 24.06.2021 Поминальный стол по мальчикам, Наталья Ртищева, Петербургский театральный журнал, 27.05.2021 В окопах МХТ. Сергей Женовач поставил спектакль по роману Виктора Некрасова, Вероника Словохотова, Независимая газета, 25.05.2021 Дамир Исмагилов – о спектакле «В окопах Сталинграда», видеосюжет телеканала «Культура», 16.05.2021 Поэзия для голодных, Наталья Шаинян, Экран и сцена, 14.05.2021 Чайка под пулями, Ирина Корнеева, Российская газета, 11.05.2021 Пейзаж между битвами, Ольга Федянина, Коммерсантъ, 11.05.2021 В спектакле МХТ в окопах искали правду о войне, Марина Райкина, Московский комсомолец, 7.05.2021 В МХТ имени Чехова премьера спектакля «В окопах Сталинграда» по повести Виктора Некрасова, видеосюжет Первого канала, 5.05.2021 В МХТ имени Чехова — премьера спектакля «В окопах Сталинграда», видеосюжет телеканала «Культура», 5.05.2021 Сергей Женовач представит премьеру спектакля «В окопах Сталинграда» в МХТ им. Чехова, ТАСС, 5.05.2021 Премьера в МХТ имени Чехова: парад эгоцентриков, марш неудачников и заговор чувств, Татьяна Москвина, Аргументы недели, 4.05.2021 Фильм о спектакле Сергея Женовача «Заговор чувств», Медиацентр МХТ, 26.04.2021 Время заговоров, Марина Токарева, Новая газета, 9.04.2021 Премьера «Заговора чувств». Фоторепортаж Александра Иванишина, Медиацентр МХТ, 31.03.2021 «Заговор чувств»: МХТ им. Чехова приготовил премьеру по произведениям Олеши, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 31.03.2021 «Энциклопедия советских 20-х годов» — в новом спектакле МХТ имени Чехова «Заговор чувств», видеосюжет телеканала «Культура», 30.03.2021 Маргарита правит бал, Наталья Шаинян, Петербургский театральный журнал, 10.03.2021 Бульвар им. Маргариты Леско. О новом спектакле Ренаты Литвиновой в МХТ имени Чехова, Сергей Николаевич, Сноб, 5.03.2021 Что может быть лучше плохой погоды / «Месяц в деревне» в МХТ им. А. П. Чехова, Виктория Пешкова, Страстной бульвар, 10, 3.03.2021 Черное небо любви, Марина Токарева, Новая газета, 29.01.2021 Месяц неисцелимых, Мария Хализева, Экран и сцена, 14.01.2021 На сцене МХТ им. Чехова премьера спектакля «Месяц в деревне», видеосюжет телеканала «Мир 24», 4.01.2021 Растительная жизнь: тургеневское сено и апельсины Вознесенского, Влад Васюхин, Известия, 1.01.2021 Сырой Тургенев, Марина Шимадина, Театрал, 29.12.2020 В МХТ имени Чехова представили спектакль «Месяц в деревне», видеосюжет телеканала «Культура», 27.12.2020 МХТ им. Чехова представил «Месяц в деревне» Ивана Тургенева, Марина Райкина, Московский комсомолец, 27.12.2020 «Месяц в деревне» — первая премьера сезона в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 24.12.2020 Загадочный Хабенский, похудевший Семчев: кадры из МХТ. Фоторепортаж Натальи Мущинкиной, Московский комсомолец, 7.09.2020 Телеверсия спектакля «Белая гвардия» (запись 2005 года), ГТРК «Культура», 15.05.2020 Телеверсия вечера «Ваш А. Солженицын» (запись 2018 года), телеканал «Культура», 8.05.2020 Чудо света, Елена Федоренко, Культура, 20.09.2019 Тараканий бег времени, Ольга Егошина, Театрал, 27.05.2019 Московский Художественный видит сны, Марина Токарева, Новая газета, 24.05.2019 Женовач поставил «Бег» Булгакова: то ли сон, то ли явь, Марина Райкина, Московский комсомолец, 21.05.2019 Булгаковский «Бег» на сцене Художественного театра, видеосюжет Zond News, 17.05.2019 Фоторепортажи с премьеры спектакля «Бег», 15.05.2019 Фоторепортажи с открытия 121-го сезона МХТ, 2.09.2018 Золото от дяди Вани, Ирина Корнеева, Российская газета, 27.10.2015 Пошла хорошая карта, Ольга Егорова, Новые известия, 16.10.2007 В одном черном, черном городе?, Екатерина Кретова, Московский Комсомолец, 8.10.2007 Дама полутьмы, Екатерина Бирюкова, Коммерсант, 8.10.2007 Вниз по аллее, Алиса Никольская, Взгляд, 1.06.2007 Чистейшей оперы чистейший образец, Варвара Турова, Время новостей, 23.05.2007 Ленского замели, Мария Бабалова, Известия, 21.05.2007 Большой компьютерный, Петр Поспелов, Ведомости, 27.04.2007 Лишь оцените красоту игры, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 24.04.2007 Крапленые люди, Глеб Ситковский, Газета, 17.04.2007 В кассу!, Итоги, 10.10.2005 СМЭШки в зале, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 1.10.2005 Ромео стал тенором, Ольга Егошина, Новые известия, 30.08.2005 Одолженный смех, Глеб Ситковский, Новые известия, 30.08.2005 Как важно быть серьезным, Нина Суслович, Литературная газета, 20.02.2002 Дамир Исмагилов: Еще десяток спектаклей и я пойму, что такое Большой театр, Большой театр, 27.04.2000 |