Художники

Художники по костюмам

Художники по свету

Видео

Одолженный смех

Глеб Ситковский, Новые известия, 30.08.2005
С комедиями на московской сцене беда. В лучшем случае они в силу избыточной утонченности постановщика оказываются несмешными, а в худшем вызывают громкий гогот у благодарной публики телепередачи «Аншлаг» и стойкую тошноту у оставшейся части зрительного зала. Не удариться ни в какую крайность попытался Театр имени Пушкина, начавший свой сезон с премьеры легкой бродвейской комедии «Одолжите тенора!».

Начинать рецензию, видимо, следует с сердечных поздравлений администраторам Театра имени Пушкина: они в этот момент наверняка мучают свои калькуляторы, лихорадочно прикидывая выручку со спектакля, судьба которого в пару ближайших сезонов сложится (к бабке не ходи) счастливо. Примерно так же счастливо, как у «№ 13» Рэя Куни в соседнем МХТ имени Чехова — поистине спектакля-кормильца для всей табаковской труппы. Успех мхатовского «Номера», как бы широко и простодушно ни распахивали по этому поводу глаза в Театре имени Пушкина, наверняка маячил и перед режиссером Евгением Писаревым, когда он только принимался за работу над пьесой Кена Людвига. Сделать ловкую, легкую и остроумную работу, дать вдоволь оттянуться актерам, измученным тоскливыми мелодрамами, да еще и стабилизационный фонд театра пополнить — чем не задачка? В итоге все, чего хотели, сбылось. Можно было б, конечно, сравнивая «Тенора» с «Номером», поехидничать (и труба здесь, дескать, пониже, и дым пожиже), но элементарная справедливость требует отставить упреки.

Все-таки в МХТ были брошены в бой самые отборные дивизии (одни только Евгений Миронов и Авангард Леонтьев чего стоят), а спектакль «Одолжите тенора!» сделан вчерашними дебютантами: за Евгением Писаревым как за режиссером числится пока что только детский «Кот в сапогах». Малой, получается, кровью победили. Пьеса Кена Людвига — это классическая комедия положений. Сюжет даже пересказывать неудобно, до того он всем знаком. Про то, как зашуганный очкарик (читай: Золушка) волею судеб вдруг заменяет на сцене итальянского гастролера-тенора, влюбляет в себя, как водится, прекрасную девушку, да и вообще всем утирает нос. Сделать главного героя своей комедии именно певцом — это, кстати сказать, Людвиг ловко придумал. В конце концов, все мы в душе теноры. Причем ударение в «душе» можно ставить как на первый, так и на второй слог — об этой потайной мечте каждого моющегося прекрасно рассказал Евгений Гришковец в своем спектакле «ОдноврЕмЕнно» (он там даже спел под Элвиса Пресли). В спектакле Писарева «душевых теноров» играют сразу двое — Александр Арсентьев (легкомысленный итальянский повеса, настоящий Тито Мерелли — знаменитый гастролер, заехавший в Кливленд с роковым визитом) и Сергей Лазарев (та самая «Золушка», поддельный Тито).

Для пущего комизма Тито Мерелли должен спеть партию мавра в опере Верди «Отелло», а под черным гримом и в костюме человека все равно не разглядеть. Оба героя то вместе, то по очереди поют живьем арии Верди, изображая из себя оперных певцов. Самое смешное в этой комедии положений то, что публика Театра имени Пушкина и вправду практически не замечает подмены профессионального пения актерским. Что Паваротти сейчас перед всеми выступит, что солист группы Smash!! Сережа Лазарев, — оба понравятся примерно одинаково. Вот такое кви про кво. Комических недоразумений в этом спектакле — как масла, которым кашу не испортишь. Заслуга Писарева состоит в том, что он не отпустил актеров в свободное плавание, не позволил комиковать каждому в меру его юмористических сил, а сочинил четкий рисунок всякой роли и спектакля в целом. Иному стремительное развитие комического сюжета дается легче (всяческих похвал заслуживают и Арсентьев, и Лазарев), кто-то действует потяжеловесней, но главное, что каждая нитка в итоге попадает в нужное игольное ушко, и все концы счастливо сходятся друг с другом. А ничего другого для успеха и не требуется.
Пресса
Отдых в деревне, Алиса Литвинова, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 18.01.2024
Линия интуиции и чувства, Ольга Егошина, Вопросы театра, 25.07.2021
У Бога нет мертвых, Светлана Бердичевская, Экран и сцена, 24.06.2021
Поминальный стол по мальчикам, Наталья Ртищева, Петербургский театральный журнал, 27.05.2021
Дамир Исмагилов – о спектакле «В окопах Сталинграда», видеосюжет телеканала «Культура», 16.05.2021
Поэзия для голодных, Наталья Шаинян, Экран и сцена, 14.05.2021
Чайка под пулями, Ирина Корнеева, Российская газета, 11.05.2021
Пейзаж между битвами, Ольга Федянина, Коммерсантъ, 11.05.2021
В спектакле МХТ в окопах искали правду о войне, Марина Райкина, Московский комсомолец, 7.05.2021
Время заговоров, Марина Токарева, Новая газета, 9.04.2021
Маргарита правит бал, Наталья Шаинян, Петербургский театральный журнал, 10.03.2021
Черное небо любви, Марина Токарева, Новая газета, 29.01.2021
Месяц неисцелимых, Мария Хализева, Экран и сцена, 14.01.2021
Сырой Тургенев, Марина Шимадина, Театрал, 29.12.2020
В МХТ имени Чехова представили спектакль «Месяц в деревне», видеосюжет телеканала «Культура», 27.12.2020
МХТ им. Чехова представил «Месяц в деревне» Ивана Тургенева, Марина Райкина, Московский комсомолец, 27.12.2020
Чудо света, Елена Федоренко, Культура, 20.09.2019
Тараканий бег времени, Ольга Егошина, Театрал, 27.05.2019
Московский Художественный видит сны, Марина Токарева, Новая газета, 24.05.2019
Женовач поставил «Бег» Булгакова: то ли сон, то ли явь, Марина Райкина, Московский комсомолец, 21.05.2019
Золото от дяди Вани, Ирина Корнеева, Российская газета, 27.10.2015
Пошла хорошая карта, Ольга Егорова, Новые известия, 16.10.2007
В одном черном, черном городе?, Екатерина Кретова, Московский Комсомолец, 8.10.2007
Дама полутьмы, Екатерина Бирюкова, Коммерсант, 8.10.2007
Вниз по аллее, Алиса Никольская, Взгляд, 1.06.2007
Чистейшей оперы чистейший образец, Варвара Турова, Время новостей, 23.05.2007
Ленского замели, Мария Бабалова, Известия, 21.05.2007
Большой компьютерный, Петр Поспелов, Ведомости, 27.04.2007
Лишь оцените красоту игры, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 24.04.2007
Крапленые люди, Глеб Ситковский, Газета, 17.04.2007
В кассу!, Итоги, 10.10.2005
СМЭШки в зале, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 1.10.2005
Ромео стал тенором, Ольга Егошина, Новые известия, 30.08.2005
Одолженный смех, Глеб Ситковский, Новые известия, 30.08.2005
Как важно быть серьезным, Нина Суслович, Литературная газета, 20.02.2002