Одиссей уже спустился в Аид

Полина Кондрякова, Porusski.me, 20.03.2023
В МХТ им. Чехова идёт IV сезон лаборатории Марины Брусникиной и Павла Руднева «АРТХАБ». 7 марта на Новой сцене показали одиннадцатую песню из гомеровской «Одиссеи». Гомер, прижизненная встреча с мертвыми, панки и приключения греков в России — именно так могли бы выглядеть теги, описывающие новую постановку Василиоса Самуркаса на сцене МХТ, но будем говорить обо всем по порядку.

Проект «АРТХАБ» — довольно заметное явление в поле экспериментального московского театра, причем не только благодаря авторитету его кураторов Марины Брусникиной и Павла Руднева. Молодые режиссёры предлагают «эскизы» своих спектаклей длиной чуть меньше часа, за каждым показом следует обсуждение, после которого зрителям предлагается проголосовать за или против добавления постановки в репертуар. Схема более чем прозрачна, а главное — демократична, наконец-то зритель может проголосовать не только рублём, но и в самом деле сформировать «свой» театр.

Чем же сегодня интересна «Одиссея», и почему мы по-прежнему готовы идти на Гомера? Пожалуй, нужно сказать, что режиссёр Василиос Самуркас — коренной грек, что уже вызывает любопытство. Как человек, родившийся и выросший в непосредственной близости античных руин, будет реинтерпретировать Гомера на московских подмостках? Вторая важная деталь — использование нового перевода, сделанного филологом и поэтом Григорием Стариковским. Самуркас уходит от белых хитонов, Стариковский — от пышности и литературных мелизмов Василия Жуковского.

Одиннадцатая песня «Одиссеи» рассказывает о путешествии героя в царство мёртвых, а тема смерти — самая вечная и общечеловеческая. Поскольку главная особенность любого эпоса — говорить на уровне архетипов, постановка в первую очередь представляет интерес с точки зрения их раскрытия. Герой поочередно встречает Эльпенора — молодого глуповатого воина, напившегося вина и упавшего с крыши; собственную мать Антиклею, умершую от тоски и, наконец, Агамемнона, зарезанного своей же женой. Мораль: не пейте вина, не забывайте мать, не верьте женщинам. Примечательно, что в театральной зарисовке отсутствует фигура прорицателя Тиресия, к которому по сюжету и приходит Одиссей. Почему? Видимо, потому что человек по своей натуре не способен довольствоваться готовыми ясными ответами, ему нужен собственный опыт, нередко травматичный.

Хотя российский театр очень текстоцентричен, а зрители склонны сравнивать любую постановку с «неповторимым оригиналом», в данном случае хочется уйти от привычной схемы поиска отличий и сконцентрироваться на присутствии современности в визуальном решении. 

Василиос Самуркас вместе с художником Юлианой Лайковой создают панк-визуальность. Тоги заменили черные полукимоно в стиле casual, а театральный задник превратился в глухую стену. На сцене нагромождение античных бюстов, среди которых хаотично установлены неоновые лампы, больше похожие на джедайские мечи; груда полупустых винных бокалов; пыль на полу и дымная завеса. Это трехцветный мир: только черный, белый и красный. Античная Греция лишается здесь слепящей белоснежности мрамора, на смену которой приходит эстетика dark side. Вершиной чудесного мракобесия становится появление Одиссея с ирокезом.

Современный театр тяготеет к минимализму, который, как ни странно, врезается в память сильнее любых барочных завитушек. Дело вовсе не в отсутствии бюджетов: просто лучше использовать одну сильную деталь, чем одурманить зрителя пышной роскошью. Здесь такой деталью стали белые мутные линзы мертвецов. Хорошая метафора, чтобы показать слепоту общества: каждый говорит и думает о себе, своя история дороже слушания. Неслучайно действие разворачивается, как сменяющие друг друга новеллы. Вы будто листаете ленту в соцсетях с бесконечными личными блогами, где каждому важно высказаться.

Сегодня обращение к Гомеру может восприниматься со скепсисом: зачем нам Античность, нафталин и старина? Другая сторона – отрицание: зачем портить добрую старину современной пластикой, хореографией, сценографией — фикция и игра на авторитетах. Тем не менее эпос тем и хорош, что он говорит базовыми формулами, которые можно облечь в современную форму и получить абсолютно актуальное произведение. Визуальность начинает доминировать над текстом и сама становится содержанием, главное, не переставать экспериментировать.

Оригинал статьи
2023
Живут миражами, Елена Жатько, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 2.06.2023
Красная рука вам будет сниться, Анастасия Ильина, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 25.05.2023
Фестиваль «Мелиховская весна» начался в Подмосковье, сайт Правительства Московской области, 20.05.2023
В Подмосковье стартовал фестиваль «Мелиховская весна», видеосюжет телеканала «Культура», 20.05.2023
«Цыпкин, ты достал!»: Маруся Фомина, радио «Москва FM», 19.05.2023
«Новая Ханума»: мы летали на хинкали, Александра Кучук, Комсомольская правда, 17.05.2023
Константин Хабенский помог молодёжи, Наталья Николайчик, 7 дней, 15.05.2023
В МХТ им. Чехова поставили новую версию старого хита, Инга Бугулова, Российская газета, 14.05.2023
В МХТ имени Чехова провели конкурс короткометражного кино, видеосюжет телеканала «Культура», 14.05.2023
«Авлабар, или Новая Ханума»: «полюблять жизнь», Ксения Стольная, Ведомости, 12.05.2023
В МХТ представят водевиль о соперничестве двух свах, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 11.05.2023
МХТ Чехова представит премьеру «Авлабар, или Новая Ханума», видеосюжет телеканала «Культура», 11.05.2023
Виктор Крамер: «Мир Авлабара очень хрупок», Александра Машукова, Ok!, 6.05.2023
Просто Слава. Станислав Любшин отметил 90-летие, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 6.04.2023
90 лет Станиславу Любшину. Поздравляем!, Марина Дмитревская, Петербургский театральный журнал, 6.04.2023
МХТ + Стешик + Шерешевский: симфония, Николай Песочинский, Петербургский театральный журнал, 5.04.2023
Константин Хабенский – о первой Премии Художественного театра, Владислав Флярковский, видеосюжет телеканала «Культура», 2.04.2023
МХТ привез в Петербург «Дядю Ваню», видеосюжет телеканала НТВ, 31.03.2023
Константин Хабенский рассказал, где он любит бывать в Петербурге, Марина Алексеева, Петербургский дневник, 31.03.2023
В Москве впервые вручили премии МХТ, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 28.03.2023
Хабенский, Петров, Михалкова на премии МХТ: яркие кадры, Геннадий Черкасов, Московский комсомолец, 28.03.2023
В Москве вручили I Премию Художественного театра, видеосюжет телеканала «Культура», 28.03.2023
В МХТ им. Чехова вручили молодым талантам первых «пловцов», Инга Бугулова, Российская газета, 28.03.2023
89-летний Станислав Любшин неожиданно получил молодежную премию, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 28.03.2023
«Дяде Ване» выдали балетные юбки, Марина Райкина, Московский комсомолец, 21.03.2023
«Дядя Ваня», приятный во всех отношениях, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 21.03.2023
Одиссей уже спустился в Аид, Полина Кондрякова, Porusski.me, 20.03.2023
Денис Азаров поставил в МХТ «Дядю Ваню», видеосюжет телеканала «Культура», 20.03.2023
В МХТ им. Чехова поставили своего «Дядю Ваню», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 20.03.2023
Беседа с главным художником МХТ Николаем Симоновым, видеосюжет телеканала «Культура», 19.03.2023
Денис Азаров: «Я решил пойти путём риска», Александра Машукова, Ok!, 16.03.2023
В 2023 году исполняется 125 лет МХТ имени А. П. Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 20.02.2023
Константин Хабенский выступил с громким заявлением, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 20.02.2023
МХАТ и МХТ готовят премьеры к общему юбилею, видеосюжет телеканала «Россия 24», 31.01.2023
125-летие основания Московского Художественного театра, видеосюжет телеканала «Культура», 31.01.2023
Тоска по лучшей жизни (сны Татьяны), Ольга Вайсбейн, Петербургский театральный журнал, 30.01.2023
«Истории любви» в МХТ имени А. П. Чехова, видеосюжет Первого канала, 30.01.2023
Истории любви, Елена Алексеева, Ревизор, 28.01.2023
В Музее МХАТ открыли выставку «Станиславский. Начало», видеосюжет телеканала «Культура», 17.01.2023
Семейные постановки вдохновили Станиславского на дело всей жизни, Александра Ерошенко, Вечерняя Москва, 17.01.2023
К 160-летию со дня рождения Константина Станиславского, видеосюжет телеканала «Культура», 17.01.2023
На Новой сцене МХТ имени Чехова покажут спектакль «Космос», видеосюжет телеканала «Культура», 17.01.2023
Входит и выходит, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 9.01.2023
Винни-Пух и всё, вся, все: куда пойти всей семьей, Марина Иванова, Известия, 3.01.2023