«Жизель Ботаническая»: о любви и «любви» в МХТ

Ирина Петровская-Мишина, Musecube, 13.08.2023
Под занавес 125-го сезона МХТ им. Чехова выпустил на Малой сцене «комедию о горькой жизни» под названием «Жизель Ботаническая». Интересно, что спектакль этот стал последней (как минимум на год) московской работой постановщика Никиты Кобелева — вдохнув в премьеру МХТ жизнь, он с лёгкой душой отправился в Санкт-Петербург, где вступил на должность главного режиссёра Александринского театра.

В основе спектакля — наипронзительнейшие и искренние рассказы Эдуарда Кочергина, раскрывающие с весьма неожиданной и, я уверена, немногим известной стороны бытность послевоенного Ленинграда. Писатель вспоминает своё детство, описывает людей, являвшихся частью его жизни, и простым, лёгким, изящным языком погружает нас на самое дно существования — то, которое замалчивалось во времена Союза, но, тем не менее, существовало и затягивало в свои трясины огромное число несчастных.

Сюжетной канвой стал рассказ, давший название всей постановке — непосредственно «Жизель Ботаническая». А чтобы расцветить повествование, придать объёмность персонажам, постановщик умело «вшил» в полотно спектакля ещё несколько произведений Кочергина — скажем, «Житие Лидки Петроградской» или абсолютно зубодробительную и бесконечно трогательную «Ангелову куклу» (есть и «точечные вкрапления» — например, несколько абзацев из рассказа «Томас Карлович Японамать», в которых идёт речь о тонкостях татуировочного мастерства). Всё логично: персонажи переходят из одного рассказа Кочергина в другой, потому тексты вполне гармонично состыковываются в литературное «лоскутное одеяло», впечатляя публику дополнительными деталями и подробностями.

И вот что поразительно: мало я знаю столь светлых и чистых спектаклей, вселяющих веру в то, что лучшая жизнь достижима даже в ситуации полной безысходности. Но самое впечатляющее, что речь в «Жизель Ботанической» при этом идёт… о проститутках.

Итак, представьте: изувеченный Ленинград. Только что закончилась война. И они — шестёрка женщин, вынужденных торговать собой, чтобы как-то выжить. Промышляет артель, возглавляемая Лидкой Петроградской (имеющей, между прочим, мужа и сына — но там сложная и болезненная история), у Ботанического сада, потому участницы «коллектива» и именуются «ботаническими девушками».

Все они — разные, одни — совсем молоденькие, другие — опытные дамы, но у каждой в душе — неизлечимая боль. И пусть артель не всегда отличается дружбой и взаимопониманием, но в сложные времена наши героини встают друг за друга горой. Потому что, сами понимаете, больше у них никого в этом мире и нет.

Однажды легкомысленная Дашка Ботаническая попадает под трамвай и погибает. Артель берёт под опеку её дочь, становясь для малютки любящими тётками. И однажды обнаруживается, что Гюля обожает танцевать. Наши девушки ставят перед собой высокую цель: девочка должна стать балериной!

А вот получится ли у артельной шестёрки обмануть судьбу, подарят ли они Гюле ту жизнь, которая не досталась им самим, вы узнаете, если сами придёте в МХТ. Умоляю — не забудьте платочки. Лично я слёзы вытирала усердно — и от грусти, и от умиления. 

Ни грамма пошлости. Постоянный разрыв души. Стопроцентная правда. И главное — живые, настоящие люди, рассказ о которых ведётся даже без намёка на осуждение. Да, их судьба страшна — но сами «ботанические девушки» в этом не виноваты.

Только самое печальное — это понимание, что артельные дамы, увы, уже ничего не способны изменить в собственной жизни. Но у наших девушек есть луч света в тёмном царстве, внезапно появившийся смысл существования — юная Гюля, их общая Жизель. Героиня балета, как известно, погибает. А Жизель Ботаническая должна, наоборот, родиться — как звезда, артистка; должна оттолкнуться ото дна и взмыть ввысь.

Скажете — сказка? А Эдуард Кочергин уверяет, что у Гюли Ахметовой есть реальный прототип. Так что жизнь порой бывает удивительней самой вычурной выдумки.

МХТ в очередной раз поражает работой своих артистов. «Ботанические девушки» — Лидка Петроградская (Светлана Колпакова), Муська Колотая (Ульяна Глушкова), Шурка — Вечная Каурка (Надежда Жарычева), Аришка Порченая (Полина Романова), Екатерина Душистая (Ксения Теплова) и Дашка Ботаническая (Юлия Витрук / Софья Шидловская) — являются ярчайшими, уникальными личностями, наглядно демонстрирующими: перейти грань, считающуюся в нашем обществе табуированной, в определённых обстоятельствах может каждая.

Актрисы не только глубочайшим образом вживаются в своих героинь, но и впечатляют публику танцевальными и певческими навыками (вокализировать на четыре голоса — без проблем, спасибо музыкальному руководителю Татьяне Бурель). А в целом — феерический ансамбль, в котором буквально невозможно кого-то особо выделить. Обожаю мощные женские касты, и вот здесь — один из самых шикарных.

Единственный мужчина в спектакле, многоликий Артём Соколов, с одной стороны исполняет функцию рассказчика — стороннего наблюдателя. По словам самого артиста, его персонаж — эдакое альтер-эго писателя, вспоминающего людей из своего детства (потому и видим мы наиболее яркие детали внешности, сохранившиеся в детском сознании — скажем, пышные усы, гармошку или странную причёску). А с другой стороны — Соколов воплощает всё мужское, иными словами — всё то, что и привело наших героинь к той точке, где они находятся (похожее решение уже встречалось в спектакле МХТ «Полярная болезнь», и я вам от всей души эту постановку тоже рекомендую; разница в том, что в «Полярной болезни» мужики ещё менее персонифицированы, но в моём создании, честно признаюсь, два данных действа выстраиваются в своеобразный диптих).

И неважно истинное лицо этих товарищей — они, по сути, являются неким «собирательным злом» (тем более, что через постели «ботанических девушек» мужчины проходят чередой, поди всех упомни). Вот что поражает: в отличие от режиссёра, порицающего в разворачиваемой им истории «мужской мир», сами героини относятся к представителям сильного пола (как в целом, так и к тем, кого воплотил в жизнь Артём Соколов, в частности) с пониманием, почти по-матерински. Впрочем, иначе они, наверное, не смогли бы сохранить себя как личностей в своей профессии. 

Весьма интересна сценография — художник Нана Абдрашитова выделила каждой из «ботанических девушек» по шкафу, которые, выстроившись в ряд, и являются единственной декорацией постановки. Эти гардеробы — вся жизнь девушек, то место, где они могут спрятаться от мира (ну, и потом, проституткам необходимо выглядеть привлекательно — так что им есть и где прихорошиться). В один прекрасный момент шкафы превращаются в изысканные театральные ложи — впечатляющая задумка.

И вот что у нас получается: красивейший, тонкий, умный спектакль на сложную тему. Редкий случай, когда у меня в принципе нет претензий к компоновке литературного материала: рассказы Кочергина состыкованы столь грамотно, что иного и пожелать нельзя.

Каждой из героинь досталась своя «минута славы» — своеобразный стенд-ап, который позволяет ей поведать о себе самой. И здесь это очень правильно и уместно: в какой-то иной постановке такая масса подробностей погребла бы под собой смысловой центр, но в «Жизели Ботанической» она, напротив, его высвечивает максимально ярко.

Постановщик не оправдывает проституцию как таковую (что логично), напротив — он раскрывает самые чёрные её стороны. Но режиссёр понимает и жалеет каждую из своих героинь, продвигая две основные мысли. Раз: даже на днище жизни существуют такие же люди, как и мы с вами. И два: даже оступившиеся стремятся к свету.

Не бойтесь тематики: «Жизель Ботаническая» — исключительно целомудренный (с учётом его-то сюжета) спектакль. Он — о любви и нежности, всепрощении и понимании, взрастающих, вопреки всему, на послевоенной почве ненависти и нищеты. О том, что необходимо сохранять свет в своей душе. О том, что даже на свалке может проклюнуться прекрасный цветок — и неважно, идёт ли речь о девочке-балерине или чистых чувствах в сердцах «ботанических девушек».

Премьера МХТ — это мягкая, но уверенная встряска души. Это внегендерная история, созданная мужчинами и рассказывающая про женщин без каких-либо «половых» стереотипов. Это, наконец, прекрасный спектакль, который я могу порекомендовать каждому думающему и чувствующему человеку. Вы из таких? Тогда бегите за билетом!

Оригинал статьи
2023
МХТ имени А. П. Чехова в южной столице Казахстана, Ольга Зорина, Московский комсомолец (Казахстан), 27.09.2023
Сцены из супружеской жизни, Александра Машукова, Ok!, 25.09.2023
Байконур встретил артистов МХТ!, видеосюжет Роскосмос медиа, 14.09.2023
Два Прудкина, Александра Машукова, Музей МХАТ, 13.09.2023
К юбилею Татьяны Дорониной, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 12.09.2023
Более 10 премьер: МХТ им. Чехова открыл юбилейный сезон, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 4.09.2023
Новый театральный сезон открыли в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 2.09.2023
МХТ имени Чехова открыл новый сезон, видеосюжет телеканала ОТР, 2.09.2023
Куда идём мы с Другом?, Ирина Винтерле, проект «Молодые критики о Художественном театре», 25.08.2023
В Манеже открывается занавес, а Немирович-Данченко уезжает в Горки, Елизавета Авдошина, Независимая газета, 21.08.2023
Любовь к отсутствующему, Александра Стрижевская, проект «Молодые критики о Художественном театре», 18.08.2023
Помощник Олега Табакова: «Для него работать 24 часа было нормально», Марина Райкина, Московский комсомолец, 17.08.2023
«Жизель Ботаническая»: о любви и «любви» в МХТ, Ирина Петровская-Мишина, Musecube, 13.08.2023
«МК» объявляет лауреатов своей театральной премии, Марина Райкина, Московский комсомолец, 13.08.2023
В Новом Манеже открылась выставка к юбилею МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 12.08.2023
Начните с воды, Полина Куревлева, проект «Молодые критики о Художественном театре», 10.08.2023
В Москве прощаются с Ириной Мирошниченко, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 7.08.2023
Море любви и света: какой была Ирина Мирошниченко, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 3.08.2023
Памяти Ирины Мирошниченко, видеосюжет телеканала «Культура», 3.08.2023
Разная и неотразимая, Михаил Трофименков, Коммерсантъ, 3.08.2023
Речные девицы и Жизель, Анна Чепурнова, Труд, 28.07.2023
Смех Андровской, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 21.07.2023
Николай Тарасов. Баловень, не умевший радоваться жизни, Екатерина Белова, Медиацентр МХТ, 18.07.2023
Когда количество обгоняет качество, Елизавета Авдошина, Независимая газета, 10.07.2023
Галина Зальцман – о постановке в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 9.07.2023
В МХТ имени Чехова представили «Игрока», видеосюжет телеканала «Культура», 9.07.2023
«Жизель Ботаническая»: в МХТ рассказали историю советских падших женщин, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 7.07.2023
В МХТ представили спектакль о «ботанических девушках», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 7.07.2023
«Жизель Ботаническая» – премьера в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 6.07.2023
Мария Сокова. Истории с сердцем, Александра Машукова, Ok!, 25.06.2023
«Работа с Любшиным — это встречное движение», Валерия Новокрещенова, Театрал, 25.06.2023
Прекрасное очень далёко, Анастасия Ковалёва, «Старт Ап» СТД РФ, 22.06.2023
Станислав Любшин оказался в необычном «доме престарелых», Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 8.06.2023
Живут миражами, Елена Жатько, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 2.06.2023
Жизель Эдуарда Кочергина, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 1.06.2023
Красная рука вам будет сниться, Анастасия Ильина, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 25.05.2023
Фестиваль «Мелиховская весна» начался в Подмосковье, сайт Правительства Московской области, 20.05.2023
В Подмосковье стартовал фестиваль «Мелиховская весна», видеосюжет телеканала «Культура», 20.05.2023
«Цыпкин, ты достал!»: Маруся Фомина, радио «Москва FM», 19.05.2023
«Новая Ханума»: мы летали на хинкали, Александра Кучук, Комсомольская правда, 17.05.2023
Константин Хабенский помог молодёжи, Наталья Николайчик, 7 дней, 15.05.2023
В МХТ им. Чехова поставили новую версию старого хита, Инга Бугулова, Российская газета, 14.05.2023
В МХТ имени Чехова провели конкурс короткометражного кино, видеосюжет телеканала «Культура», 14.05.2023
«Авлабар, или Новая Ханума»: «полюблять жизнь», Ксения Стольная, Ведомости, 12.05.2023
В МХТ представят водевиль о соперничестве двух свах, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 11.05.2023
МХТ Чехова представит премьеру «Авлабар, или Новая Ханума», видеосюжет телеканала «Культура», 11.05.2023
Виктор Крамер: «Мир Авлабара очень хрупок», Александра Машукова, Ok!, 6.05.2023
Просто Слава. Станислав Любшин отметил 90-летие, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 6.04.2023
90 лет Станиславу Любшину. Поздравляем!, Марина Дмитревская, Петербургский театральный журнал, 6.04.2023
МХТ + Стешик + Шерешевский: симфония, Николай Песочинский, Петербургский театральный журнал, 5.04.2023
Константин Хабенский – о первой Премии Художественного театра, Владислав Флярковский, видеосюжет телеканала «Культура», 2.04.2023
МХТ привез в Петербург «Дядю Ваню», видеосюжет телеканала НТВ, 31.03.2023
Константин Хабенский рассказал, где он любит бывать в Петербурге, Марина Алексеева, Петербургский дневник, 31.03.2023
В Москве впервые вручили премии МХТ, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 28.03.2023
Хабенский, Петров, Михалкова на премии МХТ: яркие кадры, Геннадий Черкасов, Московский комсомолец, 28.03.2023
В Москве вручили I Премию Художественного театра, видеосюжет телеканала «Культура», 28.03.2023
В МХТ им. Чехова вручили молодым талантам первых «пловцов», Инга Бугулова, Российская газета, 28.03.2023
89-летний Станислав Любшин неожиданно получил молодежную премию, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 28.03.2023
«Дяде Ване» выдали балетные юбки, Марина Райкина, Московский комсомолец, 21.03.2023
«Дядя Ваня», приятный во всех отношениях, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 21.03.2023
Одиссей уже спустился в Аид, Полина Кондрякова, Porusski.me, 20.03.2023
Денис Азаров поставил в МХТ «Дядю Ваню», видеосюжет телеканала «Культура», 20.03.2023
В МХТ им. Чехова поставили своего «Дядю Ваню», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 20.03.2023
Беседа с главным художником МХТ Николаем Симоновым, видеосюжет телеканала «Культура», 19.03.2023
Денис Азаров: «Я решил пойти путём риска», Александра Машукова, Ok!, 16.03.2023
В 2023 году исполняется 125 лет МХТ имени А. П. Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 20.02.2023
Константин Хабенский выступил с громким заявлением, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 20.02.2023
МХАТ и МХТ готовят премьеры к общему юбилею, видеосюжет телеканала «Россия 24», 31.01.2023
125-летие основания Московского Художественного театра, видеосюжет телеканала «Культура», 31.01.2023
Тоска по лучшей жизни (сны Татьяны), Ольга Вайсбейн, Петербургский театральный журнал, 30.01.2023
«Истории любви» в МХТ имени А. П. Чехова, видеосюжет Первого канала, 30.01.2023
Истории любви, Елена Алексеева, Ревизор, 28.01.2023
«Космос»: дерзновение мечтать, Ксения Стольная, Ведомости, 20.01.2023
В Музее МХАТ открыли выставку «Станиславский. Начало», видеосюжет телеканала «Культура», 17.01.2023
Семейные постановки вдохновили Станиславского на дело всей жизни, Александра Ерошенко, Вечерняя Москва, 17.01.2023
К 160-летию со дня рождения Константина Станиславского, видеосюжет телеканала «Культура», 17.01.2023
На Новой сцене МХТ имени Чехова покажут спектакль «Космос», видеосюжет телеканала «Культура», 17.01.2023
Входит и выходит, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 9.01.2023
Винни-Пух и всё, вся, все: куда пойти всей семьей, Марина Иванова, Известия, 3.01.2023