С него начинается: как Художественный театр поздравил Станислава Любшина

Марина Иванова, Известия, 24.04.2023
«Черный ворон» и Вивальди. Романсы и репризы. Славянов-Райский и Лидин-Байдаров. Микрофоны на штативах капельниц и торжественный выход в смокингах. А также молодая энергия, творческий опыт и часы полковника Вершинина. МХТ им. А. П. Чехова отметил 90-летие Станислава Любшина именной выставкой и спектаклем «Третий звонок, господа!». «Известия» побывали на юбилейных мероприятиях и убедились в неиссякаемом таланте народного артиста.

Изгои Мельпомены

Литературной основой спектакля «Третий звонок, господа!» (режиссер — Кирилл Вытоптов) послужила повесть Александра Куприна «На покое» — о служителях Мельпомены, доживающих свой век в убежище для престарелых актеров.
Чехов, которому Куприн послал свое сочинение, недостатков в нем не нашел, однако пожурил коллегу за грубоватый тон и излишества в изображении пьяных. На это Куприн заметил, что Антон Павлович прав, конечно, но дело в том, что таких актеров, как в Художественном театре и на столичной сцене, он в своих путешествиях не встречал, так что описал тех, кого встретил. 
Повесть, вышедшая в свет в 1902 году, действительно мрачная. Пьянство, дрязги, сплетни, ругань, изредка походы к благодетелям за штопаным бельишком и кое-каким денежным довольствием. Так и живут обитатели некогда богатого, а ныне полуразрушенного особняка, отведенного купцом Овсянниковым под богадельню.
Нет в этой круговерти ни выхода, ни просвета. Разве что воспоминания о былой счастливой жизни: «Эх, Стаканыч, помнишь Тамбов? Конские ярмарки? Смольскую? Гусаров?»

Цель и порок

В спектакле жизнь актеров выглядит намного привлекательнее, по крайней мере с точки зрения быта (художник Нана Абдрашитова). Богадельней становится просторная палата клиники с функциональными кроватями и телевизорами на стене. Обеденный стол заставлен подарками от спонсора, трапезничают с хороших приборов.
Но, главное, у героев появилась цель, рядом с которой меркнут человеческие пороки. «Давайте делать театр!» — провозглашает герой Станислава Любшина, трагик Славянов-Райский.
Клиника — сцена. Больничные светильники — софиты. Склянки на штативах капельниц — микрофоны. Бывшие актеры — уже не бывшие. Собственно, бывшими они никогда и не были: если отсутствовала возможность играть в театре, превращали в театр жизнь.
Теперь в их распоряжении уже не геронтологическая драма, а новый формат: кабаре с живой — от «Черного ворона» до Вивальди — музыкой, песнями, танцами, актерскими репризами, мелькающими кадрами с настенных экранов (никуда не деться от высоких технологий) и выходом дивы со страусиным плюмажем, ангельским голоском выводящей: «С днем рождения, тебя!»

Кит сцены

День рожденья у Станислава Любшина, и он по праву в центре внимания. Его достойнейшие коллеги (Евгений Киндинов, Владимир Краснов, Виктор Кулюхин, Александр Семчев) имеют свои мини-бенефисы, но благородно остаются на втором плане. Впрочем, Любшин первый не только по старшинству (партнеры существенно моложе), но и по статусу своего персонажа.
Славянов-Райский в прошлом великий актер со всероссийской известностью. «Вы, можно сказать, — кит сцены, Меркурий Иваныч, а я так… пескаришка маленький», — говорит ему товарищ по несчастью.
Любшин судьбу Меркурия, слава Богу, не повторил: он любим, благополучен и востребован, хотя многие из его печалей и горестей наверняка испытал, о чем и поведал с обезоруживающей самоиронией.
Приходит Славянов в рюмочную, оркестрик заводит блантеровскую «С чего начинается Родина». Зрители старшего поколения ностальгически вздыхают. Веселящаяся молодежь (в кабарэшных ролях заняты студенты Школы-студии МХАТ) не откликается. Гауптштурмфюрера Иоганна Вайса, без которого не случился бы штандартенфюрер Отто фон Штирлиц, она не знает, да и Штирлица, скорее всего, тоже.
Самый продвинутый опознает в госте персонажа из «Кин-дза-дза!». «О, так вы „Ку!“, — радуется малец, настраивая камеру. Большинство же его сверстников бежит фоткаться, потому что принимает Славянова-Любшина за Гэндальфа — Иэна Маккеллена из „Властелина колец“. Похож, ничего не скажешь.

Артист и тема

Подобных гэгов в спектакле немало, но есть и серьезные вещи: избранный формат органичен для внезапных, как актерские настроения, смен тем и эмоций. 
Любшин, например, читает и повествовательное из „Княжны Мэри“ („Вчера я приехал в Пятигорск, нанял квартиру на краю города…“), и судьбоносное есенинское: „Тот ураган прошел. Нас мало уцелело/ На перекличке дружбы многих нет“.
На Есенине зал замирает и до финального „И буду воспевать всем существом в поэте/Шестую часть земли с названьем кратким „Русь“ потрясенно молчит. Большой артист — большая тема. И не важно, в трагедии или в кабаре она звучит. 
А молодежь тем временем постит в сториз (читай: на сценические экраны) инфу с хештегом „Любшинразбушевался“. Ценности дедов, увы, не ее ценности, хотя хочется надеяться, не всё еще потеряно.
Когда облаченные в смокинги ветераны во главе с элегантным Станиславом Андреевичем выходят спеть финальное „Спасибо!“, за их спинами выстраивается молодая поросль. Отечественное искусство продолжать ей, другой смены для Любшина со товарищи у нас нет.

Ветки клена

„Третий звонок, господа!“ идет полтора часа без антракта. Лучше прийти на спектакль пораньше, чтобы совместить театральные впечатления с музейными. Этажом ниже малой сцены открыта выставка Музея МХТ „Станислав Любшин“, посвященная более 40 годам его службы Художественному театру.
В небольшом пространстве зеленого фойе воссоздана атмосфера без малого двух десятков спектаклей, знаковых как для актера, так и для МХТ. „Тартюф“, „Наедине со всеми“, „Обвал“, „Призраки среди нас“, „Иванов“, „Эквус“, „Вишневый сад“, „Любовь как тихий вечер“, „Возможная встреча“, „Мишин юбилей“, „Борис Годунов“, „Три сестры“, „Сирано де Бержерак“. Фотографии, костюмы, эскизы декораций, макеты, аксессуары, видео.
Есть среди экспонатов те, что нечасто выставляются, считаясь не слишком важными. На деле же именно они порой завершают образ, как, например, ветки клена, что держал в руках герой Любшина в „Иванове“, или карманные часы, на которые смотрел его Вершинин, прощаясь с Машей.
На стенах — постеры с панегириками от именитых коллег юбиляра и его собственные высказывания, в том числе горькое — об „Андрее Рублеве“. Заглавную роль в своем культовом фильме Тарковский пообещал ему, но в итоге утвердил Солоницына. Любшин же ради Рублева отовсюду уволился.
От несвершившегося осталась серия фотопроб (одна из них, темная фигура на фоне облачного неба, есть в экспозиции), по поводу которых киноманы по сей день спорят: а не лучшим ли Рублевым был бы Любшин. 

Друг Генрих

В кинематографическом разделе размещены афиши „С чего начинается Родина“, главного шпионского блокбастера 1960-х. И фотография героев Любшина и Янковского на берегу озера: друг Иоганн сообщает другу Генриху о том, что он советский разведчик. Обоих фильм Владимира Басова вознес на вершины кинославы.
В кино Любшин сыграл порядка 90 ролей и сейчас снимается в картине по произведениям Виктора Астафьева. Освежить в памяти его киноработы можно до конца апреля в столичном кинотеатре „Иллюзион“, где демонстрируется кинопрограмма „Персона. Станислав Любшин“.
В ее составе — „Пять вечеров“ Никиты Михалкова, „Застава Ильича“ Марлена Хуциева, „Кин-дза-дза!“ Георгия Данелии, „Черный монах“ Ивана Дыховичного. Кроме того, есть возможность посмотреть „Конец света“, „Если ты прав…“, „Ксения, любимая жена Федора“, „Красная площадь“, „Забавы молодых“, „Мы веселы, счастливы, талантливы!“
В театре народный артист также не собирается сбавлять обороты. В его ближайших планах еще один премьерный „Третий звонок, господа!“ 2 мая и „Игра в городки“ в постановке Юрия Стоянова 6 мая.

Оригинал статьи
2023
Живут миражами, Елена Жатько, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 2.06.2023
Красная рука вам будет сниться, Анастасия Ильина, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 25.05.2023
Фестиваль «Мелиховская весна» начался в Подмосковье, сайт Правительства Московской области, 20.05.2023
В Подмосковье стартовал фестиваль «Мелиховская весна», видеосюжет телеканала «Культура», 20.05.2023
«Цыпкин, ты достал!»: Маруся Фомина, радио «Москва FM», 19.05.2023
«Новая Ханума»: мы летали на хинкали, Александра Кучук, Комсомольская правда, 17.05.2023
Константин Хабенский помог молодёжи, Наталья Николайчик, 7 дней, 15.05.2023
В МХТ им. Чехова поставили новую версию старого хита, Инга Бугулова, Российская газета, 14.05.2023
В МХТ имени Чехова провели конкурс короткометражного кино, видеосюжет телеканала «Культура», 14.05.2023
«Авлабар, или Новая Ханума»: «полюблять жизнь», Ксения Стольная, Ведомости, 12.05.2023
В МХТ представят водевиль о соперничестве двух свах, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 11.05.2023
МХТ Чехова представит премьеру «Авлабар, или Новая Ханума», видеосюжет телеканала «Культура», 11.05.2023
Виктор Крамер: «Мир Авлабара очень хрупок», Александра Машукова, Ok!, 6.05.2023
Просто Слава. Станислав Любшин отметил 90-летие, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 6.04.2023
90 лет Станиславу Любшину. Поздравляем!, Марина Дмитревская, Петербургский театральный журнал, 6.04.2023
МХТ + Стешик + Шерешевский: симфония, Николай Песочинский, Петербургский театральный журнал, 5.04.2023
Константин Хабенский – о первой Премии Художественного театра, Владислав Флярковский, видеосюжет телеканала «Культура», 2.04.2023
МХТ привез в Петербург «Дядю Ваню», видеосюжет телеканала НТВ, 31.03.2023
Константин Хабенский рассказал, где он любит бывать в Петербурге, Марина Алексеева, Петербургский дневник, 31.03.2023
В Москве впервые вручили премии МХТ, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 28.03.2023
Хабенский, Петров, Михалкова на премии МХТ: яркие кадры, Геннадий Черкасов, Московский комсомолец, 28.03.2023
В Москве вручили I Премию Художественного театра, видеосюжет телеканала «Культура», 28.03.2023
В МХТ им. Чехова вручили молодым талантам первых «пловцов», Инга Бугулова, Российская газета, 28.03.2023
89-летний Станислав Любшин неожиданно получил молодежную премию, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 28.03.2023
«Дяде Ване» выдали балетные юбки, Марина Райкина, Московский комсомолец, 21.03.2023
«Дядя Ваня», приятный во всех отношениях, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 21.03.2023
Одиссей уже спустился в Аид, Полина Кондрякова, Porusski.me, 20.03.2023
Денис Азаров поставил в МХТ «Дядю Ваню», видеосюжет телеканала «Культура», 20.03.2023
В МХТ им. Чехова поставили своего «Дядю Ваню», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 20.03.2023
Беседа с главным художником МХТ Николаем Симоновым, видеосюжет телеканала «Культура», 19.03.2023
Денис Азаров: «Я решил пойти путём риска», Александра Машукова, Ok!, 16.03.2023
В 2023 году исполняется 125 лет МХТ имени А. П. Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 20.02.2023
Константин Хабенский выступил с громким заявлением, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 20.02.2023
МХАТ и МХТ готовят премьеры к общему юбилею, видеосюжет телеканала «Россия 24», 31.01.2023
125-летие основания Московского Художественного театра, видеосюжет телеканала «Культура», 31.01.2023
Тоска по лучшей жизни (сны Татьяны), Ольга Вайсбейн, Петербургский театральный журнал, 30.01.2023
«Истории любви» в МХТ имени А. П. Чехова, видеосюжет Первого канала, 30.01.2023
Истории любви, Елена Алексеева, Ревизор, 28.01.2023
В Музее МХАТ открыли выставку «Станиславский. Начало», видеосюжет телеканала «Культура», 17.01.2023
Семейные постановки вдохновили Станиславского на дело всей жизни, Александра Ерошенко, Вечерняя Москва, 17.01.2023
К 160-летию со дня рождения Константина Станиславского, видеосюжет телеканала «Культура», 17.01.2023
На Новой сцене МХТ имени Чехова покажут спектакль «Космос», видеосюжет телеканала «Культура», 17.01.2023
Входит и выходит, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 9.01.2023
Винни-Пух и всё, вся, все: куда пойти всей семьей, Марина Иванова, Известия, 3.01.2023