Открытый занавес

Лидия Соколова, Музыкальная часть МХТ, 8.11.2023
Это была Музыка. Пели наши актрисы, но я не узнавала их! Пели на профессиональном уровне, доведенном до высоты свободного парения НАД… Над нотами, над словами, над смыслами. Музыка преобразила смыслы, преобразила актрис. Правда в том, что страдания неизбежны. Но музыка поднимает нас над страданиями.

Лидия Борисовна
в театре с 2000 
работник музыкальной части

По образованию я педагог. Окончила Киевское музыкальное училище им. Глиэра, отделение теории музыки. Получила специальность преподавателя теоретических дисциплин в музыкальной школе.

Театр меня манил. По молодости казалось, что хочу стать актрисой. Даже пыталась поступить в театральный вуз, приезжала в Москву на прослушивания… Конечно, не прошла. Потому что не мое. Сцена – не мое. Мое – Внутри. За Занавесом.

В Москву я вышла замуж. Родила троих детей, пятнадцать лет была домохозяйкой. Потом жизнь сделала крутой поворот, пришлось искать работу. Тогда я и попала в Театр. Сразу в МХТ. Сперва в репертуарную часть. Год прослужила диспетчером. Побегала по театру с расписаниями, служебными записками, изучила причудливую географию закулисных коридоров.

Помню, выпускали «Сирано де Бержерак» — последнюю режиссерскую работу Олега Ефремова готовил к премьере Николай Скорик. Я разнесла расписания, зашла в темный зрительный зал, тихонько присела. Репетировали монолог Сирано. Виктор Гвоздицкий возносился над сценой на высокую круглую конструкцию, построенную художником Вячеславом Ефимовым. Звучала музыка Геннадия Гладкова. Музыка мне активно не понравилась. Не сама музыка, а ее сочетание с поэзией Ростана, с монологом Гвоздицкого. В темном пространстве зала осенила четкая, как формула, мысль: я хочу работать в музыкальной части МХТ!

Это удалось не сразу. Год я болталась в административной текучке репертуарной части. Самое мучительное ощущение того времени – сидеть в комнате на пятом этаже, обзванивать актеров, отвечать на звонки, верстать графики репетиций, и постоянно сознавать, что за стеной творится чудо театра. Но меня там нет!

Решила во что бы то ни стало попасть ТУДА – за ЗАНАВЕС. Попросилась взять меня в суфлеры! Мою просьбу удовлетворили. Первая суфлерская работа – «Сирано де Бержерак». Тогда еще существовала суфлерская будка! Позже художники устранили этот театральный атавизм, закатали будку сложными передвижными конструкциями, освободили плацдарм для видеокамер. Собственно, профессия суфлера тоже почти атавизм. Кажется, сейчас осталось только два театра, имеющих в штате суфлеров – МХТ и Малый. К нам даже приходили телевизионщики, снимали репортаж о редкой профессии, брали интервью. Я им показывала подземные ходы, узкую винтовую лестницу в суфлерскую будку. Будку я любила. Это был мой таинственный мир, моя скрытая камера наблюдения. Там начала писать. О музыке в драматическом театре. О том времени сохранились мои статьи, опубликованные в журнале «Музыкальная жизнь».

Потом случилось событие, которое дало моей творческой жизни неожиданное направление. Миндаугас Карбаускис начал репетировать пьесу Майкла Фрейна «Копенгаген». Там три действующих лица – Нильс Бор, его жена Маргарет и его ученик Вернер Гайзенберг. Безумно сложный текст, изобилующий физическими формулами, философскими концепциями, психологическими спиралями. Олег Павлович Табаков, репетирующий роль Бора, попросил для себя отдельного синхронного суфлера. Для этого приобрели специальную радиоаппаратуру. Дело для нас было новое. Что такое синхронный суфлер? Человек, который произносит весь текст роли в микрофон. У актера в ухе маленький передатчик, в котором звучит голос суфлера. Весь фокус в том, что голос в ухе звучит с опережением, затем актер слышит свой собственный голос, произносящий текст. Мастерство синхронного суфлера – произносить текст монотонно, без окраски, следить за темпом и ритмом голоса актера. Мастерство актера — произносить текст с нужной интонацией, задавать эмоциональный градус роли, но одновременно слушать следующие фразы, монотонно произносимые суфлером… Такой своеобразный дуэт каноном. Мне это нравилась. Я получала музыкальное удовольствие от этой работы. Наверное, удовольствие слышалось вместе с текстом, и Олегу Павловичу тоже нравилось работать со мной. С моим голосом в ухе. С тех пор Табаков все спектакли играл с синхронным суфлером. До самого последнего. И я была с ним на сцене до самого конца.

В ту пору я уже работала в музыкальной части!

За долгие годы мне не раз посчастливилось творить чудо театра ТАМ… за ЗАНАВЕСОМ. Я выпускала спектакли как суфлер, как педагог-концертмейстер, как хормейстер, как музыкальный руководитель. Приходилось играть на рояле за сценой, создавая театральную правду спектакля, играть в оркестре. Однажды довелось написать либретто целой оперы для драматических артистов.

Спектакль «Занавес» — не моя работа. Но в тексте пьесы – моя жизнь! Я могу разделить чувства всех героинь, повторить слова всех монологов — каждой ключницы, костюмера, звуковика… каждой женщины театра. И под моими окнами шли танки, и мои ученики были заложниками в «Норд-Осте», и мне не раз хотелось уволиться или покончить с собой… Театр – такой же фронт, такая же война. Война идеологическая. Война за душу.

Даша Юрская, Маша Карпова, Маша Сокова, Маша Сокольская, Маша Зорина, Настя Скорик, Рита Якимова, Лиза Ермакова, Оля Воронина, Надя Жарычева. Называю их простыми именами, как своих детей. Практически всех могу считать своими ученицами – не раз занималась с ними пением, знаю их вокальные данные, особенности актерского характера. Казалось, что знаю! Потому что в этом спектакле каждая раскрылась для меня какой-то новой, неожиданной стороной. Самое поразительное, что все эти актрисы, половина из которых постоянно твердит, что «я не поющая», в финале соединяются в целостный музыкальный ансамбль. В их исполнении сложные музыкальные композиции звучат, как в опере.

Естественность звуковедения, вокального произнесения текста… владение природной певческой фактурой… единое дыхание, единое музыкальное мышление… органичное совладение пластической и вокальной техникой… Я могу долго восхищаться теми чудесами, которые сотворила с актрисами музыкальный руководитель спектакля!

Восхищения достойна вся постановочная команда – режиссер Юрий Квятковский, композитор Николай Попов, дирижер Ольга Власова.

В основу спектакля легла документальная пьеса Андрея Стадникова. Драматург собрал материал, лично переговорил со многими женщинами – сотрудницами театра. Но так расшифровать эти беседы, так перевести их на сценический язык… Это дело рук, ушей, глаз, творческой воли, единодушия талантливой группы Музыкантов. Конечно, Юрий Квятковский — Музыкант! На моем веку поставлено много музыкальных спектаклей. Но не все таковыми являются. Для меня настоящий режиссер — тот, кто понимает основополагающую роль музыки в театре. Думаю так: если текст пьесы – это ум спектакля, игра актеров – его сердце, сценография – взор… то музыка – его душа!

Спектакль «Занавес» в целом поставлен по законам музыкальной драматургии. Так выстроена общая композиция сцен, так проработана актерская партитура. В документальных частях – особая мелодика и ритмика речи, четко заданный эмоциональный рисунок – как обозначенный композитором, характер исполнения в нотах. Каждый монолог обладает собственной тональностью, звуковой палитрой, звучит, как оперная ария. 

Для вокальных композиций режиссер выбрал прозаические тексты из тех же женских рассказов. Ритмически доработал фразировку, подготовил для музыки. Что сотворил из этих текстов композитор – для меня так и остается загадкой. Каким внутренним светом и теплом наполнены слова, каким всеобъемлющим пространством дышат женские голоса… Это и есть душа.

Последнее, о чем не могу не сказать. Об удивительных фотографиях, созданных командой художников. По архивным фото старых спектаклей МХТ сделаны новые. Для этого актрис одели в такие же костюмы, засняли в тех же мизансценах. На экране «Занавеса» проецируются старые и новые кадры. На сцене, в тех же позах актрисы представляют живые картины. В полифоническом обрамлении документальных кадров, живых картин, духоподъемной музыки, талантливого исполнения… прозаические тексты работниц театра, драматические эпизоды жизни страны поднимаются над реальностью, совершают временной виток, становятся документами новой истории МХТ.
2023
Самые заметные театральные премьеры декабря, Влад Васюхин, Известия, 31.12.2023
Театр — живой: восемь лучших новых спектаклей осени и зимы 2023 года, Наталья Ртищева, Наталья Сиверина, Forbes, 21.12.2023
Игорь Верник сыграл опасного лермонтоведа, Марина Райкина, Московский комсомолец, 14.12.2023
Фильм на жестовом языке «МХТ. Выход на сцену», проект «Диалоги об искусстве. Подкаст для неслышащих», 13.12.2023
Творческий вечер балерины Елизаветы Кокоревой прошел в МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 10.12.2023
И снится Тане рокот космодрома, Анна Чепурнова, Труд, 8.12.2023
Сегодня умрешь, завтра скажут – поэт, Полина Зонова, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 4.12.2023
МХТ имени Чехова представил неожиданную трактовку Шекспира, видеосюжет телеканала «Россия 24», 2.12.2023
МХТ имени Чехова покажет комедию Шекспира в стиле панк, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 1.12.2023
Документальная история: премьера спектакля «Речи немых» в МХТ, Яна Музыка, видеосюжет платформы «Смотрим», 27.11.2023
Культурный форум в Петербурге показал многополярность сегодняшнего мира, Александр Буренин, Телеканал «Санкт-Петербург», 18.11.2023
Гость «Белой студии» – Станислав Любшин, видеосюжет платформы «Смотрим», 13.11.2023
«Для и про людей»: МХТ Чехова отпраздновал свое 125-летие, Виктория Сытник, видеосюжет Пятого канала, 13.11.2023
Открытый занавес, Лидия Соколова, Музыкальная часть МХТ, 8.11.2023
Три Герды, Екатерина Ченчикова, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 3.11.2023
Цивилизованные люди, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 2.11.2023
125 лет отметили шаурмой, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 2.11.2023
«Артисты сказали свое слово об Олеге Ефремове», Александр Мельман, Московский комсомолец, 31.10.2023
МХТ имени Чехова отметил юбилей, Юлия Богоманшина, видеосюжет телеканала «ТВЦ», 30.10.2023
Маска ложь, да в ней намёк, Наталья Шаинян, Театр, 29.10.2023
Денис Азаров – о юбилейном спектакле в МХТ имени Чехова, видеосюжет платформы «Смотрим», 29.10.2023
Вечера в Камергерском. Выпуск № 5, телеканал «Культура», 27.10.2023
МХТ имени Чехова отметил 125-летний юбилей, Александра Ерошенко, Вечерняя Москва, 27.10.2023
«Молодо, бодро и с верой»: МХТ имени Чехова – 125 лет, видеосюжет «Вести-Москва» («Россия-1»), 26.10.2023
125-летие отмечает Московский Художественный театр, видеосюжет Первого канала, 26.10.2023
Как МХТ имени Чехова отмечает юбилей, видеосюжет телеканала «Культура», 26.10.2023
МХТ им. Чехова отмечает 125-летие премьерой «9 ряд. 10, 11 место», видеосюжет телеканала «Культура», 26.10.2023
МХТ им. Чехова празднует 125-летие: почему театр растет, а не стареет, Алена Карась, Ирина Корнеева, Инга Бугулова, Российская газета, 26.10.2023
125 лет назад родился Московский Художественный театр, Марина Райкина, Московский комсомолец, 26.10.2023
Вечера в Камергерском. Выпуск № 4, телеканал «Культура», 26.10.2023
Вечера в Камергерском. Выпуск № 3, телеканал «Культура», 25.10.2023
Вечера в Камергерском. Выпуск № 2, телеканал «Культура», 24.10.2023
Павел Руднев: Театр делает человека сложнее, Михаил Морозов, Учительская газета, 24.10.2023
Вечера в Камергерском. Выпуск № 1, телеканал «Культура», 23.10.2023
Два по 125, Эсфирь Штейнбок, Коммерсантъ, 21.10.2023
Женское закулисье, Татьяна Власова, Театрал, 20.10.2023
26 октября МХТ имени Чехова отметит юбилей, видеосюжет телеканала «Культура», 20.10.2023
Мы — пыль…, Ирина Виноградова, Театральный смотритель, 11.10.2023
Игорь и Вадим Верники отмечают юбилей, видеосюжет, Первый канал, 11.10.2023
Игорю и Вадиму Верникам – 60!, Анастасия Евтефеева, Театрал, 11.10.2023
Дарья Юрская с коллегами вспомнили о своих театральных муках и радостях, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 8.10.2023
Программа «Агора»: 125-летие МХТ, телеканал «Культура», 7.10.2023
Игорь Верник в программе «Главная роль», телеканал «Культура», 5.10.2023
Игорь Верник: Ген жизнелюбия я заполучил от мамы и папы, Динара Кафискина, Вечерняя Москва, 4.10.2023
Театры листают учебник истории, Елизавета Авдошина, Независимая газета, 3.10.2023
Невыживший. Памяти Сергея Шкаликова, Нина Суслович, Медиацентр МХТ, 29.09.2023
МХТ приоткрывает «Занавес», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 28.09.2023
«Занавес». Премьера в МХТ имени А. П. Чехова, видеосюжет Первого канала, 28.09.2023
В МХТ имени Чехова приоткрывают «Занавес», Александра Сидорова, BFM.ru, 28.09.2023
CТД провел Выездную школу для молодых актеров, Зоя Апостольская , Российская газета, 27.09.2023
МХТ имени А. П. Чехова в южной столице Казахстана, Ольга Зорина, Московский комсомолец (Казахстан), 27.09.2023
Сцены из супружеской жизни, Александра Машукова, Ok!, 25.09.2023
Режиссер Петр Шерешевский – о спектакле «Маскарад с закрытыми глазами», Владислав Флярковский, видеосюжет телеканала «Культура», 15.09.2023
Байконур встретил артистов МХТ!, видеосюжет Роскосмос медиа, 14.09.2023
Два Прудкина, Александра Машукова, Музей МХАТ, 13.09.2023
К юбилею Татьяны Дорониной, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 12.09.2023
Более 10 премьер: МХТ им. Чехова открыл юбилейный сезон, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 4.09.2023
Новый театральный сезон открыли в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 2.09.2023
МХТ имени Чехова открыл новый сезон, видеосюжет телеканала ОТР, 2.09.2023
Куда идём мы с Другом?, Ирина Винтерле, проект «Молодые критики о Художественном театре», 25.08.2023
В Манеже открывается занавес, а Немирович-Данченко уезжает в Горки, Елизавета Авдошина, Независимая газета, 21.08.2023
Любовь к отсутствующему, Александра Стрижевская, проект «Молодые критики о Художественном театре», 18.08.2023
Помощник Олега Табакова: «Для него работать 24 часа было нормально», Марина Райкина, Московский комсомолец, 17.08.2023
«Жизель Ботаническая»: о любви и «любви» в МХТ, Ирина Петровская-Мишина, Musecube, 13.08.2023
«МК» объявляет лауреатов своей театральной премии, Марина Райкина, Московский комсомолец, 13.08.2023
В Новом Манеже открылась выставка к юбилею МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 12.08.2023
Начните с воды, Полина Куревлева, проект «Молодые критики о Художественном театре», 10.08.2023
В Москве прощаются с Ириной Мирошниченко, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 7.08.2023
Море любви и света: какой была Ирина Мирошниченко, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 3.08.2023
Памяти Ирины Мирошниченко, видеосюжет телеканала «Культура», 3.08.2023
Разная и неотразимая, Михаил Трофименков, Коммерсантъ, 3.08.2023
Речные девицы и Жизель, Анна Чепурнова, Труд, 28.07.2023
Смех Андровской, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 21.07.2023
Николай Тарасов. Баловень, не умевший радоваться жизни, Екатерина Белова, Медиацентр МХТ, 18.07.2023
Когда количество обгоняет качество, Елизавета Авдошина, Независимая газета, 10.07.2023
Галина Зальцман – о постановке в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 9.07.2023
В МХТ имени Чехова представили «Игрока», видеосюжет телеканала «Культура», 9.07.2023
«Жизель Ботаническая»: в МХТ рассказали историю советских падших женщин, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 7.07.2023
В МХТ представили спектакль о «ботанических девушках», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 7.07.2023
«Жизель Ботаническая» – премьера в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 6.07.2023
Мария Сокова. Истории с сердцем, Александра Машукова, Ok!, 25.06.2023
«Работа с Любшиным — это встречное движение», Валерия Новокрещенова, Театрал, 25.06.2023
Прекрасное очень далёко, Анастасия Ковалёва, «Старт Ап» СТД РФ, 22.06.2023
Леонид Леонидов. Человек трагического взлета, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 3.06.2023
Живут миражами, Елена Жатько, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 2.06.2023
Жизель Эдуарда Кочергина, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 1.06.2023
Елена Майорова. «Перламутр женской беды», Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 30.05.2023
Красная рука вам будет сниться, Анастасия Ильина, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 25.05.2023
Фестиваль «Мелиховская весна» начался в Подмосковье, сайт Правительства Московской области, 20.05.2023
В Подмосковье стартовал фестиваль «Мелиховская весна», видеосюжет телеканала «Культура», 20.05.2023
«Цыпкин, ты достал!»: Маруся Фомина, радио «Москва FM», 19.05.2023
Мария Кнебель. Живое знание, Екатерина Белова, Медиацентр МХТ, 18.05.2023
«Новая Ханума»: мы летали на хинкали, Александра Кучук, Комсомольская правда, 17.05.2023
Константин Хабенский помог молодёжи, Наталья Николайчик, 7 дней, 15.05.2023
В МХТ им. Чехова поставили новую версию старого хита, Инга Бугулова, Российская газета, 14.05.2023
В МХТ имени Чехова провели конкурс короткометражного кино, видеосюжет телеканала «Культура», 14.05.2023
«Авлабар, или Новая Ханума»: «полюблять жизнь», Ксения Стольная, Ведомости, 12.05.2023
В МХТ представят водевиль о соперничестве двух свах, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 11.05.2023
МХТ Чехова представит премьеру «Авлабар, или Новая Ханума», видеосюжет телеканала «Культура», 11.05.2023
Виктор Крамер: «Мир Авлабара очень хрупок», Александра Машукова, Ok!, 6.05.2023
Видеоверсия спектакля «Бег», Культура.РФ, 21.04.2023
Просто Слава. Станислав Любшин отметил 90-летие, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 6.04.2023
90 лет Станиславу Любшину. Поздравляем!, Марина Дмитревская, Петербургский театральный журнал, 6.04.2023
МХТ + Стешик + Шерешевский: симфония, Николай Песочинский, Петербургский театральный журнал, 5.04.2023
Константин Хабенский – о первой Премии Художественного театра, Владислав Флярковский, видеосюжет телеканала «Культура», 2.04.2023
МХТ привез в Петербург «Дядю Ваню», видеосюжет телеканала НТВ, 31.03.2023
Константин Хабенский рассказал, где он любит бывать в Петербурге, Марина Алексеева, Петербургский дневник, 31.03.2023
В Москве впервые вручили премии МХТ, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 28.03.2023
Хабенский, Петров, Михалкова на премии МХТ: яркие кадры, Геннадий Черкасов, Московский комсомолец, 28.03.2023
В Москве вручили I Премию Художественного театра, видеосюжет телеканала «Культура», 28.03.2023
В МХТ им. Чехова вручили молодым талантам первых «пловцов», Инга Бугулова, Российская газета, 28.03.2023
89-летний Станислав Любшин неожиданно получил молодежную премию, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 28.03.2023
«Дяде Ване» выдали балетные юбки, Марина Райкина, Московский комсомолец, 21.03.2023
«Дядя Ваня», приятный во всех отношениях, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 21.03.2023
Одиссей уже спустился в Аид, Полина Кондрякова, Porusski.me, 20.03.2023
Денис Азаров поставил в МХТ «Дядю Ваню», видеосюжет телеканала «Культура», 20.03.2023
В МХТ им. Чехова поставили своего «Дядю Ваню», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 20.03.2023
Беседа с главным художником МХТ Николаем Симоновым, видеосюжет телеканала «Культура», 19.03.2023
Денис Азаров: «Я решил пойти путём риска», Александра Машукова, Ok!, 16.03.2023
Неисчерпаемый Немирович, Ника Ерофеева, Театрал, 20.02.2023
В 2023 году исполняется 125 лет МХТ имени А. П. Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 20.02.2023
Константин Хабенский выступил с громким заявлением, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 20.02.2023
МХАТ и МХТ готовят премьеры к общему юбилею, видеосюжет телеканала «Россия 24», 31.01.2023
125-летие основания Московского Художественного театра, видеосюжет телеканала «Культура», 31.01.2023
Тоска по лучшей жизни (сны Татьяны), Ольга Вайсбейн, Петербургский театральный журнал, 30.01.2023
«Истории любви» в МХТ имени А. П. Чехова, видеосюжет Первого канала, 30.01.2023
Истории любви, Елена Алексеева, Ревизор, 28.01.2023
«Космос»: дерзновение мечтать, Ксения Стольная, Ведомости, 20.01.2023
В Музее МХАТ открыли выставку «Станиславский. Начало», видеосюжет телеканала «Культура», 17.01.2023
Семейные постановки вдохновили Станиславского на дело всей жизни, Александра Ерошенко, Вечерняя Москва, 17.01.2023
К 160-летию со дня рождения Константина Станиславского, видеосюжет телеканала «Культура», 17.01.2023
На Новой сцене МХТ имени Чехова покажут спектакль «Космос», видеосюжет телеканала «Культура», 17.01.2023
Входит и выходит, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 9.01.2023
Винни-Пух и всё, вся, все: куда пойти всей семьей, Марина Иванова, Известия, 3.01.2023