Просто Слава. Станислав Любшин отметил 90-летие

Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 6.04.2023
6 апреля Станиславу Любшину исполнилось 90 лет. Посмотрите на этого красивого, бодрого, умного и ироничного человек. Какие 90? Работая с режиссерами, которые иной раз моложе на полвека, он просит называть его Слава. Он и Феллини так представился. Правда, было ему тогда лет 30, и он снялся в «Заставе Ильича» — великом фильме Хуциева, который чиновники хотели предать забвению. Но это невозможно. Вот и Феллини увидел картину на подпольном показе в Москве.

Никаких особых торжеств по случаю юбилея Любшин не планировал. Решил отметить его в кругу семьи, с любимой женой Ириной. Фанфары чуть раньше отгремели в МХТ им. Чехова, где он работает больше сорока лет. Любшину вручили новую премию Художественного театра — копию горельефа «Пловец» Анны Голубкиной. Придумана она в поддержку молодых. Но все же начали с патриарха. Номинация называется «Без комментариев» и не предполагает пояснений. Без того ясно, кто есть кто. Про Любшина точно известно, что он пловец на длинную дистанцию. Он вышел на сцену легкой походкой. Сколько же в нем силы! Лет восемнадцать назад он пережил трудные дни, находился в коме, прогнозы были неутешительные. Прошел реабилитацию, спуску себе не давал, даже ездил на кинофестивали. С тех пор словно пережил вторую молодость.

В праздничный вечер в МХТ собрался столичный бомонд, шумная молодежь, много надменных и амбициозных людей. Любшин не терпит всю эту дребедень в коллегах. Его призвали быть кратким и уложиться в две-три минуты. «Как же я буду Шукшина читать?» — услышали в ответ. Любшин его постоянно читает — любимый автор. В итоге уложился в полторы минуты, вышел и объявил: «Василий Макарович Шукшин. „Позови меня в даль светлую“. Решил разыграть. Читать не стал, порадовался за молодежь, у которой много работы, саркастично добавил: „И даже нам, ветеранам, дали по рольке“. Получился отличный дивертисмент. А фильм „Позови меня в даль светлую“ по киноповести Шукшина Любшин как режиссер снял в 1977 году. В юбилейные дни он репетирует в МХТ им. Чехова.

Любшин — деревенский человек, часто об этом вспоминает. Жил во Владыкине, тогда не густонаселенном районе Москвы, а далекой окраине. Именно там застала его война. В восьмилетнем возрасте, когда немцы подходили к Москве, он с другом рванул на фронт в сорокаградусный мороз. Детские воспоминания во многом обусловили его звездную роль советского разведчика Белова в фильме „Щит и меч“ Владимира Басова.

Мама Любшина была дояркой, участвовала в самодеятельности, играла Катерину в „Грозе“. Ее партнером был местный конюх, с которым по роли надо было целоваться. Муж страшно ревновал. В день спектакля он с горя выпивал, а в сцене поцелуя выходил с мандолиной, играл „Интернационал“. Слава сторожил совхозный сад, мечтал быть летчиком, разведчиком, даже письмо на Лубянку написал, а поступил в кислородно-сварочный техникум. Там стипендию платили, можно было семье помогать. Рано увлекся театром. В 12 лет в Большой театр ходил пешком с другом. Такое сильное впечатление произвел на него Лемешев в „Евгении Онегине“, что хотел быть похожим на него. На „Трех сестер“ в МХТ ходил пять раз. Все это сподвигло на участие в самодеятельности и поступление в Театральное училище им. Щепкина. Мыть заплакала, когда узнала об этом. А когда в их совхоз привезли „Заставу Ильича“ и сошлись жители соседних деревень, то все бабы все заплакали, увидев Славку на экране.

Удивительно, но один известный режиссер сказал Любшину на заре туманной юности, что в кино он никогда сниматься не будет — слишком лицо интеллигентное. Он не знал о деревенском происхождении молодого артиста. А Хуциев утвердил его на роль в „Заставе Ильича“ без проб. Марлен Мартынович однажды рассказал „МК“, какое колоссальное значение имеет происхождение в актерской природе. „Любшин — тончайший актер. Он нес на экран свое демократическое происхождение“, — сказал он в нашем интервью. А увидел он его в „Современнике“. Любшин в тот день на сцену вышел случайно. Он в театре работал только третий день, заглянул по своим делам, а ему велели срочно заменить заболевшего актера. Любшин считает, что с „Заставы Ильича“ все и началось в его профессиональной судьбе. В день визита Хуциева шел спектакль „Продолжение легенды“. На сцене появился худой, нескладный парень в малиновых штанах. Опытным взором Хуциев уловил в нем „своеобразинку“, запомнил. А когда искал актера на роль Ивана, увидел Любшина, тут же вспомнил про малиновые штаны и героя назвал Славкой.

Много ярких ролей с тех пор сыграл Станислав Любшин. Среди лучших в кино — картины „Щит и меч“, „Застава Ильича“, „Пять вечеров“ Михалкова, „Тема“ Панфилова. Ради „Андрея Рублева“ он ушел из Театра на Таганке, поскольку Тарковский просил освободиться от всего. Отказался от других картин. Марианна Вертинская, снимавшаяся с Любшиным в „Заставе Ильича“, рассказала „МК“, как Тарковский и Кончаловский, еще работая над сценарием „Андрея Рублева“, хотели пригласить его на главную роль. Сам Любшин признавался, что пережил тяжелые моменты: Тарковский ему два года обещал роль, потом пригласил другого артиста. В общем, ни работы, ни денег, ни мечты. Он не сыграл в „Тегеране-43“ у Алова и Наумова, что-то не совпало. В „Коротких встречах“ Киры Муратовой ему предназначалась роль, сыгранная Высоцким, но Любшин тогда уехал на съемки фильма „Щит и меч“ в Германию. 

Что особенного в природе Любшина? Почему его так любит камера? На этот вопрос хорошо ответил его сын — оператор Юрий Любшин: „У него огонь внутри. Талантливый человек светится изнутри, а экран все это улавливает“.

Но одного таланта мало. Станислав Любшин очень ответственный, дотошный человек. Нет уже на свете Марлена Хуциева и Николая Досталя, у которого он сыграл патриарха Иосифа в „Расколе“, а они рассказывали „МК“, как Любшин просил дополнительные дубли, хотел довести роль до совершенства и в начале карьеры, и уже став мастером. Досталь очень его ценил, считал одним из лучших наших артистов из плеяды таких мастеров, как Иннокентий Смоктуновский и Олег Ефремов. „Он сомневающийся актер, всегда волнуется по поводу того, достаточно ли хорошо сыграл, просит: „Давай еще дубль сделаем“. И поскольку он может все довести до совершенства, сделать еще лучше и тоньше, я шел ему навстречу, и мы снимали лишний дубль“, — так он сказал в нашем разговоре про Любшина.

Во время нашей совместной поездки в Иркутск Станислав Любшин сказал: „В каком-то возрасте человек хочет посмотреть, что же происходит в его жизни. Такие мысли приходят, когда встречаешь серьезных людей, думающих о судьбе страны. Всерьез, не ради показухи. Вот Шукшин сумел многое рассказать о русском человеке, а через него и свою собственную жизнь. Зачем-то же человек появляется на земле. Он встает утром, делает дела, задумывается о том, как живут другие. Кто сегодня переживает за судьбу многодетной женщины, у которой нет квартиры, и она ютится в подвале? Очень важно, когда находится человек, готовый помочь. Иногда я тоже кому-то помогал, и мой сынок поверил, что я все могу. Он говорил: „Папа, а у этого тоже нет квартиры, и у того“. Когда младшему сыну было годика три, я боялся ему сказать, чем занимаюсь, боялся признаться, что актер. Когда папа строит, летает — это ребенку понятно. А что такое артист? Он играет. И ребенок играет. Как-то сын долго смотрел на меня и спросил: „Так ты артист, значит?“ Я так растерялся, не знал, что ответить. Два дня сын подозрительно смотрел на меня. Я собирался на „Мосфильм“, и он поинтересовался: „Ты куда? Что ты делаешь на „Мосфильме“?“. Я ответил: „Мы там играем“. — „Ну, понятно. А чего ты там делаешь?“ — „Играю!“ — „Все время играешь, а когда ты работаешь?“ — такой был разговор. Дети играют, и мы вроде бы играем. А мы работаем“.

Интересно, что Вадим Любшин окончил курс Олега Ефремова в Школе-студии МХАТ, снимался в кино, работал в театре до 1995 года, но время было тяжелое, никаких перспектив не было. Многих молодых тогда, словно волной, выбило из профессии. Да и старшее поколение не все уцелело. Любшин все выдержал, все прошел, в профессии не разочаровался и часто оправдывает ее значимость на фоне повального обнуления. 

Оригинал статьи
2023
Живут миражами, Елена Жатько, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 2.06.2023
Красная рука вам будет сниться, Анастасия Ильина, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 25.05.2023
Фестиваль «Мелиховская весна» начался в Подмосковье, сайт Правительства Московской области, 20.05.2023
В Подмосковье стартовал фестиваль «Мелиховская весна», видеосюжет телеканала «Культура», 20.05.2023
«Цыпкин, ты достал!»: Маруся Фомина, радио «Москва FM», 19.05.2023
«Новая Ханума»: мы летали на хинкали, Александра Кучук, Комсомольская правда, 17.05.2023
Константин Хабенский помог молодёжи, Наталья Николайчик, 7 дней, 15.05.2023
В МХТ им. Чехова поставили новую версию старого хита, Инга Бугулова, Российская газета, 14.05.2023
В МХТ имени Чехова провели конкурс короткометражного кино, видеосюжет телеканала «Культура», 14.05.2023
«Авлабар, или Новая Ханума»: «полюблять жизнь», Ксения Стольная, Ведомости, 12.05.2023
В МХТ представят водевиль о соперничестве двух свах, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 11.05.2023
МХТ Чехова представит премьеру «Авлабар, или Новая Ханума», видеосюжет телеканала «Культура», 11.05.2023
Виктор Крамер: «Мир Авлабара очень хрупок», Александра Машукова, Ok!, 6.05.2023
Просто Слава. Станислав Любшин отметил 90-летие, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 6.04.2023
90 лет Станиславу Любшину. Поздравляем!, Марина Дмитревская, Петербургский театральный журнал, 6.04.2023
МХТ + Стешик + Шерешевский: симфония, Николай Песочинский, Петербургский театральный журнал, 5.04.2023
Константин Хабенский – о первой Премии Художественного театра, Владислав Флярковский, видеосюжет телеканала «Культура», 2.04.2023
МХТ привез в Петербург «Дядю Ваню», видеосюжет телеканала НТВ, 31.03.2023
Константин Хабенский рассказал, где он любит бывать в Петербурге, Марина Алексеева, Петербургский дневник, 31.03.2023
В Москве впервые вручили премии МХТ, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 28.03.2023
Хабенский, Петров, Михалкова на премии МХТ: яркие кадры, Геннадий Черкасов, Московский комсомолец, 28.03.2023
В Москве вручили I Премию Художественного театра, видеосюжет телеканала «Культура», 28.03.2023
В МХТ им. Чехова вручили молодым талантам первых «пловцов», Инга Бугулова, Российская газета, 28.03.2023
89-летний Станислав Любшин неожиданно получил молодежную премию, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 28.03.2023
«Дяде Ване» выдали балетные юбки, Марина Райкина, Московский комсомолец, 21.03.2023
«Дядя Ваня», приятный во всех отношениях, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 21.03.2023
Одиссей уже спустился в Аид, Полина Кондрякова, Porusski.me, 20.03.2023
Денис Азаров поставил в МХТ «Дядю Ваню», видеосюжет телеканала «Культура», 20.03.2023
В МХТ им. Чехова поставили своего «Дядю Ваню», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 20.03.2023
Беседа с главным художником МХТ Николаем Симоновым, видеосюжет телеканала «Культура», 19.03.2023
Денис Азаров: «Я решил пойти путём риска», Александра Машукова, Ok!, 16.03.2023
В 2023 году исполняется 125 лет МХТ имени А. П. Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 20.02.2023
Константин Хабенский выступил с громким заявлением, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 20.02.2023
МХАТ и МХТ готовят премьеры к общему юбилею, видеосюжет телеканала «Россия 24», 31.01.2023
125-летие основания Московского Художественного театра, видеосюжет телеканала «Культура», 31.01.2023
Тоска по лучшей жизни (сны Татьяны), Ольга Вайсбейн, Петербургский театральный журнал, 30.01.2023
«Истории любви» в МХТ имени А. П. Чехова, видеосюжет Первого канала, 30.01.2023
Истории любви, Елена Алексеева, Ревизор, 28.01.2023
В Музее МХАТ открыли выставку «Станиславский. Начало», видеосюжет телеканала «Культура», 17.01.2023
Семейные постановки вдохновили Станиславского на дело всей жизни, Александра Ерошенко, Вечерняя Москва, 17.01.2023
К 160-летию со дня рождения Константина Станиславского, видеосюжет телеканала «Культура», 17.01.2023
На Новой сцене МХТ имени Чехова покажут спектакль «Космос», видеосюжет телеканала «Культура», 17.01.2023
Входит и выходит, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 9.01.2023
Винни-Пух и всё, вся, все: куда пойти всей семьей, Марина Иванова, Известия, 3.01.2023