МХТ + Стешик + Шерешевский: симфония

Николай Песочинский, Петербургский театральный журнал, 5.04.2023
Первая постановка пьесы Константина Стешика в МХТ имени Чехова. Первый спектакль Петра Шерешевского в этом театре. Первая работа Шерешевского с текстом Стешика. Необъяснимо, как это не сошлось раньше. Все перечисленные любят и умеют выстраивать сложные интеллектуальные драматические психологические игры.

Драматург (как ему свойственно, у него в другом тексте и Голова сама по себе была главным действующим лицом) требует азартного подхода к сценическому решению. Что пьеса, по жанровому определению, «моно», как бы монолог, рассказ — это для современного театра пустяковое препятствие. Шерешевский разворачивает на сцене симфонию (тут жанр такой — «симфония»). Играют и поют музыканты. Рисуют на проецируемой на экран плоскости художники Марина Моторная и Агафья Бит-Гармус, так конструируется визуальность происходящего (хм-м-м… происходящего или воображаемого — другой вопрос, про это речь пойдет ниже). Перформеры обмениваются репликами то от первого, то от третьего лица. Музыканты становятся артистами и произносят реплики. В некоторые битловско-психоделические моменты танцуют все. Как будто зрелище техно-барокко XXI века. Но нет.

Абсолютная аскетичность одежды: музыканты и перформеры главных ролей — в филармонических концертных костюмах. Графика нарисованной реальности — черно-белая. Контуры фонарей, машин, домов. Контуры людей, вторгающихся в сюжет. И — очень эффектно! — поверх видео реальных изображений лиц главных героев художницы добавляют морщины, меняют черты физиономий, и вот: «живые» реальные лица превращены в монохромный карандашный рисунок. Режиссер использует множество средств театральности для развоплощения истории, которая могла бы показаться на поверхности житейской. Она, конечно, житейская, но если ее немного расфокусировать…

Персонажи Стешика в этот конкретный момент бродят по ночному городу (чтобы стрельнуть сигарету) и впутываются в приключения, цепляющиеся одно за другое, как будто незначительные, неизбежные — и вдруг складывающиеся в загадочную последовательность. И тут подумаешь про другое измерение времени, про философское понятие пути, про то, куда он неотвратимо ведет. Это свойственно драматургии Стешика: он позволяет своим героям слышать гул другой реальности, он подает им знаки небытия. Притом никакого символизма, никакой инфернальности, никакого «дао», никакого дзена. Вроде, никакого.

Жанр, строго говоря, комический, в ситуациях полно клоунады. Конечно, клоунада специфическая: первое приключение друзей в этой пьесе (драматургический триггер) — когда они наталкиваются на лежащего человека, то ли живого, то ли нет, то ли они найдут способ его спасти, то ли… Ну и однажды у одного из друзей при встрече с контуженным незнакомцем вырвалось для того обидное «земную жизнь пройдя до половины…», за что он получает по морде, за что потом дает в нос…

Повторяю: никакого Метерлинка, никаких аллегорий, мужик с пистолетом — просто мужик с пистолетом (хватит и того, что агрессивный, готов убить за то, что разбудили воем автомобильной сигнализации), женщина из дворницкой подсобки — просто женщина из дворницкой подсобки, которая принимается кормить, поить растворимым кофе, обрабатывать раны, в общем, спасать затерявшихся идиотов. Стешик умеет создавать мерцание простого текста. Видишь монтаж аттракционов, а чувствуешь что-то похожее на библейский эпос. Понимаю, это выглядит пафосно и банально, но не могу сказать иначе: быт тут приготовлен под соусом бытия. Или, скорее, наоборот, бытие под соусом быта.

П. Шерешевский находит свой собственный способ осмысления текста, скрытого внутри текста слышимого и видимого, без многозначительности — через эксцентрику, театр художника, через перформативность. В игре скрывается больше смысла, чем в рассказывании правдоподобной истории, и нарисованная карандашом фигурка может летать там, где человеку быть не придется. Тех, кто участвует в сценическом действии, точнее назвать перформерами, чем актерами в академическом смысле (хотя играющие друзей Павел Ворожцов, Дмитрий Хориняк и играющие с ними Ольга Воронина, Иван Дергачев, Алексей Кирсанов — успешные артисты академического МХТ).

В данном случае это комплимент, признание сложности задачи: чтобы так играть, надо слышать ту «симфонию», которая обычно заглушается житейскими звуками. Притом никуда не исчезает пронзительная человеческая история про людей, у которых никого нет, и подступает старость, и можно вляпаться в ситуацию, когда надо кому-то спасать жизнь, и когда ты сам на ее границе, или уже…

Оригинал статьи
2023
Живут миражами, Елена Жатько, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 2.06.2023
Красная рука вам будет сниться, Анастасия Ильина, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 25.05.2023
Фестиваль «Мелиховская весна» начался в Подмосковье, сайт Правительства Московской области, 20.05.2023
В Подмосковье стартовал фестиваль «Мелиховская весна», видеосюжет телеканала «Культура», 20.05.2023
«Цыпкин, ты достал!»: Маруся Фомина, радио «Москва FM», 19.05.2023
«Новая Ханума»: мы летали на хинкали, Александра Кучук, Комсомольская правда, 17.05.2023
Константин Хабенский помог молодёжи, Наталья Николайчик, 7 дней, 15.05.2023
В МХТ им. Чехова поставили новую версию старого хита, Инга Бугулова, Российская газета, 14.05.2023
В МХТ имени Чехова провели конкурс короткометражного кино, видеосюжет телеканала «Культура», 14.05.2023
«Авлабар, или Новая Ханума»: «полюблять жизнь», Ксения Стольная, Ведомости, 12.05.2023
В МХТ представят водевиль о соперничестве двух свах, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 11.05.2023
МХТ Чехова представит премьеру «Авлабар, или Новая Ханума», видеосюжет телеканала «Культура», 11.05.2023
Виктор Крамер: «Мир Авлабара очень хрупок», Александра Машукова, Ok!, 6.05.2023
Просто Слава. Станислав Любшин отметил 90-летие, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 6.04.2023
90 лет Станиславу Любшину. Поздравляем!, Марина Дмитревская, Петербургский театральный журнал, 6.04.2023
МХТ + Стешик + Шерешевский: симфония, Николай Песочинский, Петербургский театральный журнал, 5.04.2023
Константин Хабенский – о первой Премии Художественного театра, Владислав Флярковский, видеосюжет телеканала «Культура», 2.04.2023
МХТ привез в Петербург «Дядю Ваню», видеосюжет телеканала НТВ, 31.03.2023
Константин Хабенский рассказал, где он любит бывать в Петербурге, Марина Алексеева, Петербургский дневник, 31.03.2023
В Москве впервые вручили премии МХТ, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 28.03.2023
Хабенский, Петров, Михалкова на премии МХТ: яркие кадры, Геннадий Черкасов, Московский комсомолец, 28.03.2023
В Москве вручили I Премию Художественного театра, видеосюжет телеканала «Культура», 28.03.2023
В МХТ им. Чехова вручили молодым талантам первых «пловцов», Инга Бугулова, Российская газета, 28.03.2023
89-летний Станислав Любшин неожиданно получил молодежную премию, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 28.03.2023
«Дяде Ване» выдали балетные юбки, Марина Райкина, Московский комсомолец, 21.03.2023
«Дядя Ваня», приятный во всех отношениях, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 21.03.2023
Одиссей уже спустился в Аид, Полина Кондрякова, Porusski.me, 20.03.2023
Денис Азаров поставил в МХТ «Дядю Ваню», видеосюжет телеканала «Культура», 20.03.2023
В МХТ им. Чехова поставили своего «Дядю Ваню», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 20.03.2023
Беседа с главным художником МХТ Николаем Симоновым, видеосюжет телеканала «Культура», 19.03.2023
Денис Азаров: «Я решил пойти путём риска», Александра Машукова, Ok!, 16.03.2023
В 2023 году исполняется 125 лет МХТ имени А. П. Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 20.02.2023
Константин Хабенский выступил с громким заявлением, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 20.02.2023
МХАТ и МХТ готовят премьеры к общему юбилею, видеосюжет телеканала «Россия 24», 31.01.2023
125-летие основания Московского Художественного театра, видеосюжет телеканала «Культура», 31.01.2023
Тоска по лучшей жизни (сны Татьяны), Ольга Вайсбейн, Петербургский театральный журнал, 30.01.2023
«Истории любви» в МХТ имени А. П. Чехова, видеосюжет Первого канала, 30.01.2023
Истории любви, Елена Алексеева, Ревизор, 28.01.2023
В Музее МХАТ открыли выставку «Станиславский. Начало», видеосюжет телеканала «Культура», 17.01.2023
Семейные постановки вдохновили Станиславского на дело всей жизни, Александра Ерошенко, Вечерняя Москва, 17.01.2023
К 160-летию со дня рождения Константина Станиславского, видеосюжет телеканала «Культура», 17.01.2023
На Новой сцене МХТ имени Чехова покажут спектакль «Космос», видеосюжет телеканала «Культура», 17.01.2023
Входит и выходит, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 9.01.2023
Винни-Пух и всё, вся, все: куда пойти всей семьей, Марина Иванова, Известия, 3.01.2023