«Личность актера не должна бежать впереди образов»: Юрий Чурсин о карьере и профессии

Александр Фолин, КиноРепортер, 25.01.2023
Студенты Щукинского училища говорят, что преподаватели призывают их равняться на Юрия Чурсина. И конечно, речь идет о его трудоспособности, грамотном подходе к выбору ролей и самоотдаче, потому что таланту, которым обладает актер, научить, к сожалению, невозможно. Зато можно развить способность докапываться до сути вещей, ценить момент и со вкусом подбирать свой гардероб. А в том, что это тоже про Чурсина, мы убедились в процессе нашего с ним разговора.

В 2005-м на Первом канале вышел сериал «Хиромант», где вы сыграли свою первую главную роль. По ощущениям он стал отправной точкой в вашей карьере?

– Сложно сказать! Съемки в сериале были чудесными. Дебютная работа и для меня, и для режиссера Антона Борматова, который до этого, кажется, снимал клипы. Всей команде очень хотелось, чтобы все получилось, и, наверное, это чувствуется – вышло отчаянно и честно. Кто-то рассказывал мне, что в лонг-листе популярных сериалов, которые пересматриваются «вдолгую», «Хиромант» на четвертом месте. Актерская судьба непредсказуема в этом смысле. Ты можешь сколько угодно творить, получать призы и по праву гордиться своими сложными драматическими ролями… А тебя все равно будут окликать на улице, узнав по какому-нибудь сериалу. (Смеется.)

Бывало, что вы говорили себе: «Знал бы заранее, что так плохо получится, не вписался бы в это ни за что!»?

– Ну, так я себе точно никогда не говорил! Потому что любой опыт прекрасен. Да, бывает, конечно, что материал сыпется – распадается на монтаже или изначально плохо написан. Но в нем обязательно есть какая-нибудь вещь, которая мне искренне дорога. Мы же на площадке проживаем жизнь — мы там ради самого процесса, а не результата. Другое дело, что часто ждешь одну картину, а получается другая. И это бывает приятной неожиданностью – когда казалось, работаешь ради опыта, чтобы чему-то научиться, а вдруг получается то, что смотрят десятилетия спустя… Как-то раз я случайно оказался рядом с одним из продюсеров фильма «9½ недель», который рассказывал, как они были уверены, что снимают фильм категории Б. И никто не ожидал, что он произведет такой эффект.

10 лет назад вышел «Мосгаз». Вы понимали, что ваш персонаж станет одним из ключевых?

– Нет, и скажу больше: мы вообще думали, что сам сериал – разовая история! Это была моя вторая совместная работа с Андреем Малюковым после сериала «Побег», а у Андрея Игоревича есть правило, что он всегда снимает только первую часть. Что касается моего персонажа, то здорово, что он появлялся в сериале раз за разом, но, мне кажется, в какой-то момент смысловой нагрузки в его присутствии в истории стало не очень много. И прекрасно, что нашли выход из этой ситуации: герой погиб, причем драматично, подтолкнув действие вперед. Когда эта идея возникла, я сразу согласился – мне показалось, что это правильный ход.

Тем более что появилось время на новые роли! В прошлом году вышло 15 фильмов и сериалов с вашим участием, поразительно разных. Вы за этим специально следите?

– Больше всего на свете я боюсь амплуа. Мне становится скучно, неинтересно, потому что нечего искать. Для меня чем более разнообразные проекты, тем лучше. Я так отдыхаю. Когда попадаю в принципиально другие условия существования, это становится для меня передышкой от того, что идет параллельно.

А почему у вас тогда так мало ролей мерзавцев? Их же играть интереснее!

– У меня был период – несколько лет, когда я как раз стал проваливаться в это амплуа, – играл подонков одного за другим. И я считаю победой то, что мне с моей фактурой доверяют роли хороших парней, потому что их играть сложнее. Они как минимум не должны выглядеть идиотами при всех своих положительных качествах. У меня сейчас в работе сразу две картины, в которых я играю хорошего парня, который стал плохим. И вот эта арка героя тоже интересная – где и почему он поступается своими принципами. Мне нравится отыскивать такие вещи, из-за которых человек чуть-чуть выходит из своей парадигмы – в ту или другую сторону. В этом есть что-то настоящее, что находит в зрителях отклик и большее отождествление с собой.

Вообще, не делить все на черное и белое, а искать полутона — сейчас общемировая драматургическая концепция…

– И это здорово, потому что во времена золотого века Голливуда Кларку Гейблу, например, на уровне контракта запрещалось играть плохих парней. Считалось, что потом тебе не поверят. Мне кажется, тогда надо артистам запретить вести соцсети и давать интервью, чтобы все продолжали думать, что у них хороший вкус и они умные. (Смеется.)

Я так понимаю, вы сторонник позиции, что в артисте должна оставаться какая-то тайна?

– Не то чтобы тайна, но личность актера не должна бежать впереди образов, которые он создает в кино или на сцене. И все это очень не полезно.

Просто вы не говорите о личной жизни, и информация о вашей семье крайне противоречивая. Даже имя жены в разных источниках отличается.

– С чушью, которая бродит по интернету, я устал бороться! Кто-то когда-то увидел, что обо мне нигде ничего нет, и написал, что в голову взбрело, а остальные трутни разнесли это по всей сети. Я просто считаю, что личная жизнь – только моя, и это вообще не тема для обсуждения. 

Поэтому у вас и никаких страничек в соцсетях нет?

– У меня есть прекрасный фан-клуб, который интересуется моим творчеством, и мне кажется, что этого достаточно. Как-то обнаружил себя делающим селфи на фоне заката, помню – подумал, что моя жизнь катится куда-то под откос, тут же выключил камеру и удалил инстаграм (Instagram – проект Meta Platforms Inc., деятельность которой в России запрещена). Правда, у меня было возвращение туда, когда пошла такая волна, что надо завести страничку, фиксировать свои мысли… Но потом я увидел, как эти прекрасные ребята из клуба отыскивают и выкладывают информацию обо мне, и в 10 раз быстрее и веселее, чем это сделал бы я. Понял, что не нужен на этом празднике, второй раз удалил аккаунт и больше этим не занимаюсь.

В 2014 году вы покинули театр так же решительно? Почему ушли и почему вернулись?

– Почувствовал, что не могу больше служить в театре, состоять в труппе – просто в силу каких-то внутренних изменений, возраста, увлечений, желаний и вообще видения себя в этом мире. И попросил «отставку». А вернулся на сцену, потому что появилась возможность играть свободно, без привязки к определенному месту.

Я просто десятки раз слышал от актеров, что сцена как наркотик…

– Да, это наркотик, от которого я могу отказаться. (Смеется.) Мне кажется, надо заниматься любимым делом, пока ты его действительно любишь. Как только оно превращается в какую-то обязанность, тут же появляется неприятный душок, который все портит. Я прихожу в театр играть потому, что мне дико нравится, а не потому, что я должен.

Кстати, я был на премьере «Звезды вашего периода», где у вас главная мужская роль. А как вам кажется, когда спектакль готов к просмотру?

– Есть старая театральная шутка, что русские спектакли сначала не сыграны, а потом сразу разваливаются. (Смеется.) И это как бы шутка, но в каждой шутке есть доля правды. То есть практически невозможно попасть в правильный день. Но прелесть театра – именно в том, что каким будет спектакль завтра, никто не знает. Он может случиться, а может не случиться совсем. И ценен тот момент, который здесь и сейчас. А если серьезно отвечать на вопрос, то когда все, что является лишь материалом – пьеса, декорации, костюмы, свет, музыка и разбор актерских задач каждой роли, – начинает работать на тему, идею и сверхзадачу спектакля, вот только в тот момент он готов к показу зрителям.

Одна из самых ярких ваших театральных работ сейчас — Сирано де Бержерак. А до него вы играли Атоса, Рокэ Алву и генерала Чернышева. Просто со шпагой по жизни! В детстве в мушкетеров играли?

– Самым моим большим разочарованием когда-то было то, что я взрослею и больше нельзя играть в мушкетеров. И такое счастье, что, оказывается, можно! (Смеется.) У нас в Щукинском училище был фантастический педагог Андрей Викторович Ураев, который преподавал нам не просто фехтование, а еще и его историю. Мы сначала изучали школу тяжелых клинков, потом длинных, испанскую школу, французскую, немецкую, сабельный бой… У нас на третьем курсе даже были собственные клинки, потому что, когда занятия заканчивались, мы занимались импровизационным боем с однокурсниками. Это вообще помогает: становится голова на место – нужно быстро думать, тактику боя выстраивать, реакция должна быть хорошая. Да, и еще! В «Трех мушкетерах» (фильм 2013 года, – КР) на нас были костюмы, в которых снимался «Сирано де Бержерак» с Жераром Депардье. Даже просто надевать на себя эти плащи было очень волнительно! В этот момент просыпался тот самый мальчишка, игравший в мушкетера.

Раз уж вы заговорили об одежде. Неоднократно видел вас на премьерах и всякий раз отмечал, как стильно вы одеваетесь. Вам кто-то помогает подбирать луки?

– Семья! У них тонкий, строгий вкус, и все умеют высказать свое мнение так, что ты плохо оденешься, только если один дома. Есть, конечно, и любимые друзья-модельеры. Например, мой старинный товарищ Леонид Алексеев – я уже десятилетия коллекционирую и ношу его творения, они фантастические. Для меня как для человека, который подвержен совершенно разным настроениям, одежда – это еще и код. Она всегда отзывается моему внутреннему состоянию. Бывает так, что мне комфортно в высоких кавалерийских сапогах, а бывает – в кроссовках. То на мне много украшений, то неделями не ношу ни одного кольца.

Возвращаясь к Сирано: у него, как и у Атоса, – богатая экранная история. Когда вы беретесь за подобные роли, изучаете, как это делалось до вас?

– Никогда! Чтобы не подхватить никакого «вируса». Я даже иногда беру паузу после просмотра каких-нибудь хороших картин, потому что просыпается что-то такое обезьянье: вижу, где и что украсть, тут же становится стыдно и ищу что-то свое.

А «Побег»? Он же был официальной лицензией!

– Да, и все было очень строго – перевод утверждался в Sony. Каждое слово. Но я не видел ни одной серии оригинала – опирался только на текст.

То есть как сыграл вашего героя Вентворт Миллер в оригинальном сериале, даже после съемок не полюбопытствовали?

– Я слышал, что первые три сезона – очень хорошие, но все равно так и не посмотрел.

А свои работы пересматриваете?

– К сожалению, в принципе мало смотрю кино за неимением времени. А свое… Ну, я же знаю, чем все кончится, – не очень интересно. (Смеется.) Но если вдруг попадаются какие-то ранние работы, то с удивлением обнаруживаю, что многое забыл: ой, а это я, оказывается, уже делал! Или: о, здорово, как это в голову пришло этому парню?.. И да, дети, когда совсем маленькие были, любили смотреть. Это для них такой цирк был: вот папа мимо проходит, а вот он в телевизоре.

Сейчас вы активно работаете со стримингами. Как относитесь к той свободе самовыражения, которую они предоставляют?

– Несколько лет назад я пришел на пробы проекта с хорошим, но очень жестким сценарием. Крепко матерным, секса много… Удивленно спросил у режиссера: куда такое? Он ответил, что вот такая штука – онлайн-кинотеатр. Я обрадовался: круто! А он мне: да ничего крутого! Потому что, сколько авторы за последние 10 лет ругались, что ничего нельзя, но когда я им сказал: «Ребята, давайте все, что хотите, – наркотики, секс, мат, что угодно», авторы сели на попу. Оказалось, никто не знает, что делать, когда можно все. Как снимать вещи, которые, с одной стороны, будут честны, а с другой – не выставят тебя голодной тварью, которой всегда все запрещали и которая теперь решила оторваться по полной.

А вы понимаете, как надо? Вы же сценарии пишете.

– Дальше неплохого начала по всем восьми историям у меня в компьютере дело не пошло. (Смеется.) Давайте будем откровенны, это другая профессия! Этим надо жить, понимать, знать, разбираться. Больше всего огорчает дилетантизм. И меньше всего хочется оказаться в ситуации, когда думаешь, что ты лучше всех, а на самом деле твои потуги не вызывают ничего, кроме жалости.

Сейчас Голливуд ушел из нашего проката, как думаете – это шанс для российского кино?

– Я не думаю, что это что-то изменило принципиально. У российского кино как были, так и есть свои зрители. Они никуда не делись. Зрители искренне радуются, когда русский фильм получается, — ходят, рассказывают друг другу. Им тепло на душе, потому что все хотят, чтобы получилось.

А у вас самого что на душе?

– Мне кажется, наш кинематограф вполне успешно продолжает свое развитие. Вы правильно сказали, у нас много талантливых прорывов и неспокойных душ. Особенно в сфере авторского кино. Зрелищное, по-моему, отошло на второй план, но это общемировая проблема. Индустрия, на мой взгляд, достигла пика в своем развитии, и все ждут новую волну. Когда вся шелуха осыпется, и мы вновь начнем относиться к фильмам как к произведению искусству, а не как к продукту.

Оригинал интервью
2023
Самые заметные театральные премьеры декабря, Влад Васюхин, Известия, 31.12.2023
Театр — живой: восемь лучших новых спектаклей осени и зимы 2023 года, Наталья Ртищева, Наталья Сиверина, Forbes, 21.12.2023
Игорь Верник сыграл опасного лермонтоведа, Марина Райкина, Московский комсомолец, 14.12.2023
Фильм на жестовом языке «МХТ. Выход на сцену», проект «Диалоги об искусстве. Подкаст для неслышащих», 13.12.2023
Творческий вечер балерины Елизаветы Кокоревой прошел в МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 10.12.2023
И снится Тане рокот космодрома, Анна Чепурнова, Труд, 8.12.2023
Сегодня умрешь, завтра скажут – поэт, Полина Зонова, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 4.12.2023
МХТ имени Чехова представил неожиданную трактовку Шекспира, видеосюжет телеканала «Россия 24», 2.12.2023
МХТ имени Чехова покажет комедию Шекспира в стиле панк, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 1.12.2023
Документальная история: премьера спектакля «Речи немых» в МХТ, Яна Музыка, видеосюжет платформы «Смотрим», 27.11.2023
Культурный форум в Петербурге показал многополярность сегодняшнего мира, Александр Буренин, Телеканал «Санкт-Петербург», 18.11.2023
Гость «Белой студии» – Станислав Любшин, видеосюжет платформы «Смотрим», 13.11.2023
«Для и про людей»: МХТ Чехова отпраздновал свое 125-летие, Виктория Сытник, видеосюжет Пятого канала, 13.11.2023
Открытый занавес, Лидия Соколова, Музыкальная часть МХТ, 8.11.2023
Три Герды, Екатерина Ченчикова, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 3.11.2023
Цивилизованные люди, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 2.11.2023
125 лет отметили шаурмой, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 2.11.2023
«Артисты сказали свое слово об Олеге Ефремове», Александр Мельман, Московский комсомолец, 31.10.2023
МХТ имени Чехова отметил юбилей, Юлия Богоманшина, видеосюжет телеканала «ТВЦ», 30.10.2023
Маска ложь, да в ней намёк, Наталья Шаинян, Театр, 29.10.2023
Денис Азаров – о юбилейном спектакле в МХТ имени Чехова, видеосюжет платформы «Смотрим», 29.10.2023
Вечера в Камергерском. Выпуск № 5, телеканал «Культура», 27.10.2023
МХТ имени Чехова отметил 125-летний юбилей, Александра Ерошенко, Вечерняя Москва, 27.10.2023
«Молодо, бодро и с верой»: МХТ имени Чехова – 125 лет, видеосюжет «Вести-Москва» («Россия-1»), 26.10.2023
125-летие отмечает Московский Художественный театр, видеосюжет Первого канала, 26.10.2023
Как МХТ имени Чехова отмечает юбилей, видеосюжет телеканала «Культура», 26.10.2023
МХТ им. Чехова отмечает 125-летие премьерой «9 ряд. 10, 11 место», видеосюжет телеканала «Культура», 26.10.2023
МХТ им. Чехова празднует 125-летие: почему театр растет, а не стареет, Алена Карась, Ирина Корнеева, Инга Бугулова, Российская газета, 26.10.2023
125 лет назад родился Московский Художественный театр, Марина Райкина, Московский комсомолец, 26.10.2023
Вечера в Камергерском. Выпуск № 4, телеканал «Культура», 26.10.2023
Вечера в Камергерском. Выпуск № 3, телеканал «Культура», 25.10.2023
Вечера в Камергерском. Выпуск № 2, телеканал «Культура», 24.10.2023
Павел Руднев: Театр делает человека сложнее, Михаил Морозов, Учительская газета, 24.10.2023
Вечера в Камергерском. Выпуск № 1, телеканал «Культура», 23.10.2023
Два по 125, Эсфирь Штейнбок, Коммерсантъ, 21.10.2023
Женское закулисье, Татьяна Власова, Театрал, 20.10.2023
26 октября МХТ имени Чехова отметит юбилей, видеосюжет телеканала «Культура», 20.10.2023
Мы — пыль…, Ирина Виноградова, Театральный смотритель, 11.10.2023
Игорь и Вадим Верники отмечают юбилей, видеосюжет, Первый канал, 11.10.2023
Игорю и Вадиму Верникам – 60!, Анастасия Евтефеева, Театрал, 11.10.2023
Дарья Юрская с коллегами вспомнили о своих театральных муках и радостях, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 8.10.2023
Программа «Агора»: 125-летие МХТ, телеканал «Культура», 7.10.2023
Игорь Верник в программе «Главная роль», телеканал «Культура», 5.10.2023
Игорь Верник: Ген жизнелюбия я заполучил от мамы и папы, Динара Кафискина, Вечерняя Москва, 4.10.2023
Театры листают учебник истории, Елизавета Авдошина, Независимая газета, 3.10.2023
Невыживший. Памяти Сергея Шкаликова, Нина Суслович, Медиацентр МХТ, 29.09.2023
МХТ приоткрывает «Занавес», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 28.09.2023
«Занавес». Премьера в МХТ имени А. П. Чехова, видеосюжет Первого канала, 28.09.2023
В МХТ имени Чехова приоткрывают «Занавес», Александра Сидорова, BFM.ru, 28.09.2023
CТД провел Выездную школу для молодых актеров, Зоя Апостольская , Российская газета, 27.09.2023
МХТ имени А. П. Чехова в южной столице Казахстана, Ольга Зорина, Московский комсомолец (Казахстан), 27.09.2023
Сцены из супружеской жизни, Александра Машукова, Ok!, 25.09.2023
Режиссер Петр Шерешевский – о спектакле «Маскарад с закрытыми глазами», Владислав Флярковский, видеосюжет телеканала «Культура», 15.09.2023
Байконур встретил артистов МХТ!, видеосюжет Роскосмос медиа, 14.09.2023
Два Прудкина, Александра Машукова, Музей МХАТ, 13.09.2023
К юбилею Татьяны Дорониной, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 12.09.2023
Более 10 премьер: МХТ им. Чехова открыл юбилейный сезон, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 4.09.2023
Новый театральный сезон открыли в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 2.09.2023
МХТ имени Чехова открыл новый сезон, видеосюжет телеканала ОТР, 2.09.2023
Куда идём мы с Другом?, Ирина Винтерле, проект «Молодые критики о Художественном театре», 25.08.2023
В Манеже открывается занавес, а Немирович-Данченко уезжает в Горки, Елизавета Авдошина, Независимая газета, 21.08.2023
Любовь к отсутствующему, Александра Стрижевская, проект «Молодые критики о Художественном театре», 18.08.2023
Помощник Олега Табакова: «Для него работать 24 часа было нормально», Марина Райкина, Московский комсомолец, 17.08.2023
«Жизель Ботаническая»: о любви и «любви» в МХТ, Ирина Петровская-Мишина, Musecube, 13.08.2023
«МК» объявляет лауреатов своей театральной премии, Марина Райкина, Московский комсомолец, 13.08.2023
В Новом Манеже открылась выставка к юбилею МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 12.08.2023
Начните с воды, Полина Куревлева, проект «Молодые критики о Художественном театре», 10.08.2023
В Москве прощаются с Ириной Мирошниченко, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 7.08.2023
Море любви и света: какой была Ирина Мирошниченко, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 3.08.2023
Памяти Ирины Мирошниченко, видеосюжет телеканала «Культура», 3.08.2023
Разная и неотразимая, Михаил Трофименков, Коммерсантъ, 3.08.2023
Речные девицы и Жизель, Анна Чепурнова, Труд, 28.07.2023
Смех Андровской, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 21.07.2023
Николай Тарасов. Баловень, не умевший радоваться жизни, Екатерина Белова, Медиацентр МХТ, 18.07.2023
Когда количество обгоняет качество, Елизавета Авдошина, Независимая газета, 10.07.2023
Галина Зальцман – о постановке в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 9.07.2023
В МХТ имени Чехова представили «Игрока», видеосюжет телеканала «Культура», 9.07.2023
«Жизель Ботаническая»: в МХТ рассказали историю советских падших женщин, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 7.07.2023
В МХТ представили спектакль о «ботанических девушках», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 7.07.2023
«Жизель Ботаническая» – премьера в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 6.07.2023
Мария Сокова. Истории с сердцем, Александра Машукова, Ok!, 25.06.2023
«Работа с Любшиным — это встречное движение», Валерия Новокрещенова, Театрал, 25.06.2023
Прекрасное очень далёко, Анастасия Ковалёва, «Старт Ап» СТД РФ, 22.06.2023
Леонид Леонидов. Человек трагического взлета, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 3.06.2023
Живут миражами, Елена Жатько, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 2.06.2023
Жизель Эдуарда Кочергина, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 1.06.2023
Елена Майорова. «Перламутр женской беды», Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 30.05.2023
Красная рука вам будет сниться, Анастасия Ильина, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 25.05.2023
Фестиваль «Мелиховская весна» начался в Подмосковье, сайт Правительства Московской области, 20.05.2023
В Подмосковье стартовал фестиваль «Мелиховская весна», видеосюжет телеканала «Культура», 20.05.2023
«Цыпкин, ты достал!»: Маруся Фомина, радио «Москва FM», 19.05.2023
Мария Кнебель. Живое знание, Екатерина Белова, Медиацентр МХТ, 18.05.2023
«Новая Ханума»: мы летали на хинкали, Александра Кучук, Комсомольская правда, 17.05.2023
Константин Хабенский помог молодёжи, Наталья Николайчик, 7 дней, 15.05.2023
В МХТ им. Чехова поставили новую версию старого хита, Инга Бугулова, Российская газета, 14.05.2023
В МХТ имени Чехова провели конкурс короткометражного кино, видеосюжет телеканала «Культура», 14.05.2023
«Авлабар, или Новая Ханума»: «полюблять жизнь», Ксения Стольная, Ведомости, 12.05.2023
В МХТ представят водевиль о соперничестве двух свах, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 11.05.2023
МХТ Чехова представит премьеру «Авлабар, или Новая Ханума», видеосюжет телеканала «Культура», 11.05.2023
Виктор Крамер: «Мир Авлабара очень хрупок», Александра Машукова, Ok!, 6.05.2023
Видеоверсия спектакля «Бег», Культура.РФ, 21.04.2023
Просто Слава. Станислав Любшин отметил 90-летие, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 6.04.2023
90 лет Станиславу Любшину. Поздравляем!, Марина Дмитревская, Петербургский театральный журнал, 6.04.2023
МХТ + Стешик + Шерешевский: симфония, Николай Песочинский, Петербургский театральный журнал, 5.04.2023
Константин Хабенский – о первой Премии Художественного театра, Владислав Флярковский, видеосюжет телеканала «Культура», 2.04.2023
МХТ привез в Петербург «Дядю Ваню», видеосюжет телеканала НТВ, 31.03.2023
Константин Хабенский рассказал, где он любит бывать в Петербурге, Марина Алексеева, Петербургский дневник, 31.03.2023
В Москве впервые вручили премии МХТ, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 28.03.2023
Хабенский, Петров, Михалкова на премии МХТ: яркие кадры, Геннадий Черкасов, Московский комсомолец, 28.03.2023
В Москве вручили I Премию Художественного театра, видеосюжет телеканала «Культура», 28.03.2023
В МХТ им. Чехова вручили молодым талантам первых «пловцов», Инга Бугулова, Российская газета, 28.03.2023
89-летний Станислав Любшин неожиданно получил молодежную премию, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 28.03.2023
«Дяде Ване» выдали балетные юбки, Марина Райкина, Московский комсомолец, 21.03.2023
«Дядя Ваня», приятный во всех отношениях, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 21.03.2023
Одиссей уже спустился в Аид, Полина Кондрякова, Porusski.me, 20.03.2023
Денис Азаров поставил в МХТ «Дядю Ваню», видеосюжет телеканала «Культура», 20.03.2023
В МХТ им. Чехова поставили своего «Дядю Ваню», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 20.03.2023
Беседа с главным художником МХТ Николаем Симоновым, видеосюжет телеканала «Культура», 19.03.2023
Денис Азаров: «Я решил пойти путём риска», Александра Машукова, Ok!, 16.03.2023
Неисчерпаемый Немирович, Ника Ерофеева, Театрал, 20.02.2023
В 2023 году исполняется 125 лет МХТ имени А. П. Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 20.02.2023
Константин Хабенский выступил с громким заявлением, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 20.02.2023
МХАТ и МХТ готовят премьеры к общему юбилею, видеосюжет телеканала «Россия 24», 31.01.2023
125-летие основания Московского Художественного театра, видеосюжет телеканала «Культура», 31.01.2023
Тоска по лучшей жизни (сны Татьяны), Ольга Вайсбейн, Петербургский театральный журнал, 30.01.2023
«Истории любви» в МХТ имени А. П. Чехова, видеосюжет Первого канала, 30.01.2023
Истории любви, Елена Алексеева, Ревизор, 28.01.2023
«Космос»: дерзновение мечтать, Ксения Стольная, Ведомости, 20.01.2023
В Музее МХАТ открыли выставку «Станиславский. Начало», видеосюжет телеканала «Культура», 17.01.2023
Семейные постановки вдохновили Станиславского на дело всей жизни, Александра Ерошенко, Вечерняя Москва, 17.01.2023
К 160-летию со дня рождения Константина Станиславского, видеосюжет телеканала «Культура», 17.01.2023
На Новой сцене МХТ имени Чехова покажут спектакль «Космос», видеосюжет телеканала «Культура», 17.01.2023
Входит и выходит, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 9.01.2023
Винни-Пух и всё, вся, все: куда пойти всей семьей, Марина Иванова, Известия, 3.01.2023