Бескорыстно преданный: как миллионер и меценат Савва Морозов создал МХТ

Яна Жиляева, Forbes, 26.11.2023
«Житейское море играет волнами, в нем горе и радость всегда перед нами, Никто не ручится, никто не узнает, что может случиться, что завтра с ним станет. Богатый сегодня пирует роскошно, а воли Господней узнать невозможно» — архетипический сюжет этих духовных стихов старообрядцев, по версии искусствоведа Ольги Калугиной, нашел свое отражение во фризе, который скульптор Анна Голубкина выполнила для фасада здания МХТ. Отец Анны Голубкиной был старообрядцем-начетчиком, то есть книжником.

Куда летит чайка

Заказчиком здания выступало товарищество Художественного театра, отец-основатель которого Константин Алексеев (в 1885 году взял псевдоним Станиславский) происходил из рода московских купцов и промышленников. Застройщик — купец, заводчик Савва Морозов, старообрядец. В 1902 году Морозов взял в аренду на 12 лет за 28 000 рублей годовой платы Лианозовский театр в Камергерском переулке с правом его перестройки. В общем, как писал Станиславский, «молодое купечество впервые вышло на арену русской жизни и наряду со своими торгово-промышленными делами вплотную заинтересовалось искусством».

Неизвестно, кто первый разузнал о начинающей художнице, выпускнице Московского училища живописи, ваяния и зодчества, ученице Огюста Родена, появившейся в Москве в перерывах между парижскими студиями, и сделал заказ. То ли Станиславский, как рассказывала Голубкина, то ли «трогательно увлеченный искусством» Савва Морозов. Ольга Книппер-Чехова писала мужу в феврале 1903 года: «Я ездила в мастерскую Голубкиной. Ты о ней слышал? Ведь это талантливейший самородок. Живет она в мастерской, дочь огородника, говорит толь­ко то, что думает, живет своей особенной жизнью. Прямой, своеобразный человек. Она де­лает большой барельеф над на­шей входной дверью. На днях его приклеивают. Кажется, будет красиво. Я видела куски».

Фриз Голубкиной вошел в историю как минимум под тремя названиями: «Море житейское», «Пловец» и «Волна». Нет и общепринятой трактовки работы. По мнению Елены Ильиной, заведующей музеем Анны Голубкиной, здесь звучит и библейская тема, и мотивы дантовских высот, и философия Вячеслава Иванова о судьбе человека в буре житейской. В воспоминаниях современников о Голубкиной есть рассказ, как она сама объясняла свое произведение. «Смотрите, что вы видите?» — «Ничего, кроме изображения волны», — говорю я. «А чайку вы видите?» — «Убейте меня, не вижу». Но когда ближе подошли, я увидел летящую над волной чайку. А. С. сказала мне, что мощь и выразительность искусства Художественного театра она воплотила в скульптурной гамме этой поднимающейся волны и летящей над ней чайки“.

Пункт по части электричества

Гипсовый фриз работы Голубкиной, установленный над правой дверью на фасаде МХТ в 1903 году, сохранился неизменным до сих пор. Его заново открыли во время реконструкции театра весной 1964 года, когда сняли многолетний слой пыли и копоти. Вопрос о том, кто первый придумал сделать чайку визуальным символом Художественного театра, архитектор Федор Шехтель или скульптор Анна Голубкина, не решен до сих пор. Академик Шехтель работал над театром безвозмездно. Но от всей души. Перестройка здания Лианозовского театра заняла у Шехтеля и Саввы Морозова всего несколько месяцев 1902 года. „Морозов лично наблюдал за работами, отказавшись от летних каникул, и переехал на все лето на самую стройку“, — пишет в своих мемуарах Станиславский. Создатель МХТ находил Морозова трогательным своей бескорыстной преданностью искусству.

Особое внимание было уделено строительству и оборудованию сцены. „Морозов с Шехтелем устроили вращение целого этажа под сценой, со всеми люками, провалами и механикой подполья“, — восторгался Станиславский в „Моей жизни в искусстве“. Таких технических возможностей, по его словам, не было в театрах даже за границей. Морозов решал сложнейшие инженерные задачи и без устали выписывал в Россию технические новинки для театра.

Например, в 1900 году для постановки „Снегурочки“ Островского Морозов нашел и купил фонари и стекла, которые позволяли создавать эффект облаков и восходящей луны. В Москве шутили, что электрическое освещение приняло у Морозова форму помешательства: в Художественном театре, дома на Спиридоновке, во всех своих имениях он сам монтировал, налаживал и подключал электрические светильники.

В здании театра обустроили вентиляцию, паровое отопление, канализацию, а в 1903 году была запущена собственная электростанция. Архитектор Шехтель не только адаптировал идеи и новые технологии в пространства театра, но и разрабатывал такие детали, как шрифт надписей в фойе, потолочные узоры, занавеси, дизайн дверных ручек, светильников, почетного значка „Чайка“, театрального занавеса и униформу для служителей театра, — словом, осуществил тотальное проектирование, то, чем позднее займутся в Баухаусе и Вхутемасе.

На акварельном эскизе внутреннего убранства театра 1902 года стоит изящный чернильный росчерк Федора Шехтеля и неразборчивый черным карандашом в верхнем правом углу — Саввы Морозова. „Крупные расходы делает он. Также он и убытки платит. Свои расходы Морозов скрывает“, — не без зависти писал, наблюдая за стройкой МХТ, директор Императорских театров Владимир Теляковский. Всего, по данным Станиславского, Морозов потратил на строительство и оборудование Художественного театра около 300 000 рублей. Современные исследователи насчитывают 500 000 рублей, израсходованных предпринимателем на театр в период с 1898 по 1904 год.

Все для искусства

Шехтель с Морозовым предложили принципиально иной подход к устройству здания театра, чем это было принято прежде. „[Их] девиз гласил: все — для искусства и актера. Тогда и зрителю будет хорошо в театре“, — писал Станиславский. „Морозов не жалел денег на сцену, на ее оборудование, на уборные актеров, а ту часть здания, которая предназначена для зрителей, он отделал с чрезвычайной простотой“. В этой простоте был свой концептуальный смысл: приберечь эффект ярких красок исключительно „для декораций и обстановки сцены“. Парадоксально, но при таком внимании к деталям задуманный Шехтелем фасад здания театра так и не был воплощен. В Музее МХАТа хранится эскиз 1903 года, рукой Шехтеля озаглавленный „Переделка фасада Московского художественного театра“. В нижнем левом углу простым карандашом надпись: „Осуществление отложено“. Центральная часть облицована майоликой кобальтового цвета, на прямоугольном фронтоне барельеф с изображением головы античного божества.

Впервые к восстановлению оригинальных интерьеров театра приступили во время его реконструкции 1977–1987 годов, которой руководила архитектор Саломея Гельфер, известная своей работой по сохранению уцелевших фрагментов разрушенных архитектурных памятников Москвы, таких как Красные ворота и храм Христа Спасителя.

Общедоступность и элитарность

Задуманный и построенный как храм, Московский Художественный театр требовал строгого подчинения своим порядкам-ритуалам. Актеры должны были смиренно принимать любое распределение ролей: сегодня — Гамлет, завтра — массовка. Актерский ансамбль ценился выше всего. Зрителям запрещался вход в зал после третьего звонка. Также необходимо было оставлять верхнюю одежду в гардеробе. А дам не пускали в зал в шляпах.

До 1901 года театр назывался общедоступным. Но финансовая схема, задуманная отцами-основателями, не сработала. Продвигать новую драматургию, новый театр на заработанные средства оказалось невозможным. Например, триумфальная московская премьера „Чайки“ прошла в 1898 году при неполном зале и собрала только 600 рублей. Основанное незадолго до этого „Товарищество на вере для учреждения Московского общедоступного театра“ включало 15 учредителей. Расходы существенно превышали доходы. „Дефицит рос с каждым месяцем, — вспоминал Станиславский, — запасной капитал был истрачен, и приходилось созывать пайщиков дела для того, чтобы просить их повторить свои взносы“. Третий сезон 1900–1901 года в театре закончили с дефицитом 80 000 рублей. Театр, уже прославившийся постановками „Царя Федора Иоанновича“, „Чайки“, „Дяди Вани“, „Трех сестер“, стоял на пороге финансового краха. От полного разорения театр спас Савва Морозов, выкупивший у пайщиков их доли и взявший на себя финансирование театра. Для старообрядца Морозова было важно, чтобы театр был лишен императорского покровительства и оставался общедоступным.

Однако, несмотря на горячую любовь отцов-­основателей к просвещению самой простой публики, театр, спроектированный и построенный Шехтелем и Морозовым, носил все черты сословной сегрегации своего времени. В левые двери театра входили обладатели дешевых билетов, те, кто располагался в верхнем ярусе. В правые двери, под фризом Голубкиной, заходили обладатели билетов в бельэтаж и ложи. Это был парадный вход в театр. Немирович-Данченко призывал гардеробщиков быть особенно услужливыми к обладателям первых абонементов. Продажа абонементов на сезон — идея Немировича-Данченко — давала возможность театру получить средства авансом. Владельцы первых абонементов получали билеты на все премьеры сезона. Второй, чуть более дешевый, абонемент давал право на просмотр всех вторых премьерных спектаклей. Для бедных зрителей перед спектаклем в кассе устраивалась „лотерейка“, а для приезжих из провинции оставляли дешевые билеты.

В партере были три ложи слева и справа, остальные ложи располагались в бельэтаже. В абонементные спектакли ложи были „навеки“ закреплены за московскими фамилиями. Первая ложа слева принадлежала Савве Морозову, а первая справа — дирекции. Ложи отделялись одна от другой синевато-серыми суконными занавесками с бархатной аппликацией.

Товарищество на паях

В 1902 году Савва Морозов предложил новое условие для пайщиков МХТ. Так возникло Паевое товарищество деятелей Московского Художественного театра, куда вошли 16 человек, включая артистов Художественного театра и драматурга Чехова. Оборотный капитал товарищества составлял 65 000 рублей, 14 800 рублей внес Морозов, 11 участников — паи по 3000 рублей. Товарищество было создано на срок три года, им руководило правление из четырех человек.

Но в 1903 году распался amour de trois — ведущая артистка МХТ Мария Андреева, красавица с глазами насмешливой мадонны, как ее описывал Саша Черный, сделала окончательный выбор между Саввой Морозовым и Максимом Горьким и ушла к Горькому. Морозов будто бы сошел с ума. Весной 1905 года он застрелился в отеле в Каннах. МХТ вновь оказался на грани банкротства. Товарищество на паях было снова реорганизовано. А отцы-основатели разработали зарубежные гастроли с целью заработка. В Германии МХТ спас новый меценат. В 1933 году на юбилейном вечере МХАТа Станиславский в своей речи упомянул огромный вклад Саввы Морозова в театральное дело и предложил почтить его память. Весь зал, включая Иосифа Сталина, встал, как писали тогда газеты, „в едином порыве“.

Оригинал статьи
2023
Самые заметные театральные премьеры декабря, Влад Васюхин, Известия, 31.12.2023
Театр — живой: восемь лучших новых спектаклей осени и зимы 2023 года, Наталья Ртищева, Наталья Сиверина, Forbes, 21.12.2023
Игорь Верник сыграл опасного лермонтоведа, Марина Райкина, Московский комсомолец, 14.12.2023
Фильм на жестовом языке «МХТ. Выход на сцену», проект «Диалоги об искусстве. Подкаст для неслышащих», 13.12.2023
Творческий вечер балерины Елизаветы Кокоревой прошел в МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 10.12.2023
И снится Тане рокот космодрома, Анна Чепурнова, Труд, 8.12.2023
Сегодня умрешь, завтра скажут – поэт, Полина Зонова, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 4.12.2023
МХТ имени Чехова представил неожиданную трактовку Шекспира, видеосюжет телеканала «Россия 24», 2.12.2023
МХТ имени Чехова покажет комедию Шекспира в стиле панк, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 1.12.2023
Документальная история: премьера спектакля «Речи немых» в МХТ, Яна Музыка, видеосюжет платформы «Смотрим», 27.11.2023
Культурный форум в Петербурге показал многополярность сегодняшнего мира, Александр Буренин, Телеканал «Санкт-Петербург», 18.11.2023
Гость «Белой студии» – Станислав Любшин, видеосюжет платформы «Смотрим», 13.11.2023
«Для и про людей»: МХТ Чехова отпраздновал свое 125-летие, Виктория Сытник, видеосюжет Пятого канала, 13.11.2023
Открытый занавес, Лидия Соколова, Музыкальная часть МХТ, 8.11.2023
Три Герды, Екатерина Ченчикова, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 3.11.2023
Цивилизованные люди, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 2.11.2023
125 лет отметили шаурмой, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 2.11.2023
«Артисты сказали свое слово об Олеге Ефремове», Александр Мельман, Московский комсомолец, 31.10.2023
МХТ имени Чехова отметил юбилей, Юлия Богоманшина, видеосюжет телеканала «ТВЦ», 30.10.2023
Маска ложь, да в ней намёк, Наталья Шаинян, Театр, 29.10.2023
Денис Азаров – о юбилейном спектакле в МХТ имени Чехова, видеосюжет платформы «Смотрим», 29.10.2023
Вечера в Камергерском. Выпуск № 5, телеканал «Культура», 27.10.2023
МХТ имени Чехова отметил 125-летний юбилей, Александра Ерошенко, Вечерняя Москва, 27.10.2023
«Молодо, бодро и с верой»: МХТ имени Чехова – 125 лет, видеосюжет «Вести-Москва» («Россия-1»), 26.10.2023
125-летие отмечает Московский Художественный театр, видеосюжет Первого канала, 26.10.2023
Как МХТ имени Чехова отмечает юбилей, видеосюжет телеканала «Культура», 26.10.2023
МХТ им. Чехова отмечает 125-летие премьерой «9 ряд. 10, 11 место», видеосюжет телеканала «Культура», 26.10.2023
МХТ им. Чехова празднует 125-летие: почему театр растет, а не стареет, Алена Карась, Ирина Корнеева, Инга Бугулова, Российская газета, 26.10.2023
125 лет назад родился Московский Художественный театр, Марина Райкина, Московский комсомолец, 26.10.2023
Вечера в Камергерском. Выпуск № 4, телеканал «Культура», 26.10.2023
Вечера в Камергерском. Выпуск № 3, телеканал «Культура», 25.10.2023
Вечера в Камергерском. Выпуск № 2, телеканал «Культура», 24.10.2023
Павел Руднев: Театр делает человека сложнее, Михаил Морозов, Учительская газета, 24.10.2023
Вечера в Камергерском. Выпуск № 1, телеканал «Культура», 23.10.2023
Два по 125, Эсфирь Штейнбок, Коммерсантъ, 21.10.2023
Женское закулисье, Татьяна Власова, Театрал, 20.10.2023
26 октября МХТ имени Чехова отметит юбилей, видеосюжет телеканала «Культура», 20.10.2023
Мы — пыль…, Ирина Виноградова, Театральный смотритель, 11.10.2023
Игорь и Вадим Верники отмечают юбилей, видеосюжет, Первый канал, 11.10.2023
Игорю и Вадиму Верникам – 60!, Анастасия Евтефеева, Театрал, 11.10.2023
Дарья Юрская с коллегами вспомнили о своих театральных муках и радостях, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 8.10.2023
Программа «Агора»: 125-летие МХТ, телеканал «Культура», 7.10.2023
Игорь Верник в программе «Главная роль», телеканал «Культура», 5.10.2023
Игорь Верник: Ген жизнелюбия я заполучил от мамы и папы, Динара Кафискина, Вечерняя Москва, 4.10.2023
Театры листают учебник истории, Елизавета Авдошина, Независимая газета, 3.10.2023
Невыживший. Памяти Сергея Шкаликова, Нина Суслович, Медиацентр МХТ, 29.09.2023
МХТ приоткрывает «Занавес», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 28.09.2023
«Занавес». Премьера в МХТ имени А. П. Чехова, видеосюжет Первого канала, 28.09.2023
В МХТ имени Чехова приоткрывают «Занавес», Александра Сидорова, BFM.ru, 28.09.2023
CТД провел Выездную школу для молодых актеров, Зоя Апостольская , Российская газета, 27.09.2023
МХТ имени А. П. Чехова в южной столице Казахстана, Ольга Зорина, Московский комсомолец (Казахстан), 27.09.2023
Сцены из супружеской жизни, Александра Машукова, Ok!, 25.09.2023
Режиссер Петр Шерешевский – о спектакле «Маскарад с закрытыми глазами», Владислав Флярковский, видеосюжет телеканала «Культура», 15.09.2023
Байконур встретил артистов МХТ!, видеосюжет Роскосмос медиа, 14.09.2023
Два Прудкина, Александра Машукова, Музей МХАТ, 13.09.2023
К юбилею Татьяны Дорониной, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 12.09.2023
Более 10 премьер: МХТ им. Чехова открыл юбилейный сезон, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 4.09.2023
Новый театральный сезон открыли в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 2.09.2023
МХТ имени Чехова открыл новый сезон, видеосюжет телеканала ОТР, 2.09.2023
Куда идём мы с Другом?, Ирина Винтерле, проект «Молодые критики о Художественном театре», 25.08.2023
В Манеже открывается занавес, а Немирович-Данченко уезжает в Горки, Елизавета Авдошина, Независимая газета, 21.08.2023
Любовь к отсутствующему, Александра Стрижевская, проект «Молодые критики о Художественном театре», 18.08.2023
Помощник Олега Табакова: «Для него работать 24 часа было нормально», Марина Райкина, Московский комсомолец, 17.08.2023
«Жизель Ботаническая»: о любви и «любви» в МХТ, Ирина Петровская-Мишина, Musecube, 13.08.2023
«МК» объявляет лауреатов своей театральной премии, Марина Райкина, Московский комсомолец, 13.08.2023
В Новом Манеже открылась выставка к юбилею МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 12.08.2023
Начните с воды, Полина Куревлева, проект «Молодые критики о Художественном театре», 10.08.2023
В Москве прощаются с Ириной Мирошниченко, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 7.08.2023
Море любви и света: какой была Ирина Мирошниченко, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 3.08.2023
Памяти Ирины Мирошниченко, видеосюжет телеканала «Культура», 3.08.2023
Разная и неотразимая, Михаил Трофименков, Коммерсантъ, 3.08.2023
Речные девицы и Жизель, Анна Чепурнова, Труд, 28.07.2023
Смех Андровской, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 21.07.2023
Николай Тарасов. Баловень, не умевший радоваться жизни, Екатерина Белова, Медиацентр МХТ, 18.07.2023
Когда количество обгоняет качество, Елизавета Авдошина, Независимая газета, 10.07.2023
Галина Зальцман – о постановке в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 9.07.2023
В МХТ имени Чехова представили «Игрока», видеосюжет телеканала «Культура», 9.07.2023
«Жизель Ботаническая»: в МХТ рассказали историю советских падших женщин, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 7.07.2023
В МХТ представили спектакль о «ботанических девушках», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 7.07.2023
«Жизель Ботаническая» – премьера в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 6.07.2023
Мария Сокова. Истории с сердцем, Александра Машукова, Ok!, 25.06.2023
«Работа с Любшиным — это встречное движение», Валерия Новокрещенова, Театрал, 25.06.2023
Прекрасное очень далёко, Анастасия Ковалёва, «Старт Ап» СТД РФ, 22.06.2023
Леонид Леонидов. Человек трагического взлета, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 3.06.2023
Живут миражами, Елена Жатько, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 2.06.2023
Жизель Эдуарда Кочергина, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 1.06.2023
Елена Майорова. «Перламутр женской беды», Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 30.05.2023
Красная рука вам будет сниться, Анастасия Ильина, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 25.05.2023
Фестиваль «Мелиховская весна» начался в Подмосковье, сайт Правительства Московской области, 20.05.2023
В Подмосковье стартовал фестиваль «Мелиховская весна», видеосюжет телеканала «Культура», 20.05.2023
«Цыпкин, ты достал!»: Маруся Фомина, радио «Москва FM», 19.05.2023
Мария Кнебель. Живое знание, Екатерина Белова, Медиацентр МХТ, 18.05.2023
«Новая Ханума»: мы летали на хинкали, Александра Кучук, Комсомольская правда, 17.05.2023
Константин Хабенский помог молодёжи, Наталья Николайчик, 7 дней, 15.05.2023
В МХТ им. Чехова поставили новую версию старого хита, Инга Бугулова, Российская газета, 14.05.2023
В МХТ имени Чехова провели конкурс короткометражного кино, видеосюжет телеканала «Культура», 14.05.2023
«Авлабар, или Новая Ханума»: «полюблять жизнь», Ксения Стольная, Ведомости, 12.05.2023
В МХТ представят водевиль о соперничестве двух свах, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 11.05.2023
МХТ Чехова представит премьеру «Авлабар, или Новая Ханума», видеосюжет телеканала «Культура», 11.05.2023
Виктор Крамер: «Мир Авлабара очень хрупок», Александра Машукова, Ok!, 6.05.2023
Видеоверсия спектакля «Бег», Культура.РФ, 21.04.2023
Просто Слава. Станислав Любшин отметил 90-летие, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 6.04.2023
90 лет Станиславу Любшину. Поздравляем!, Марина Дмитревская, Петербургский театральный журнал, 6.04.2023
МХТ + Стешик + Шерешевский: симфония, Николай Песочинский, Петербургский театральный журнал, 5.04.2023
Константин Хабенский – о первой Премии Художественного театра, Владислав Флярковский, видеосюжет телеканала «Культура», 2.04.2023
МХТ привез в Петербург «Дядю Ваню», видеосюжет телеканала НТВ, 31.03.2023
Константин Хабенский рассказал, где он любит бывать в Петербурге, Марина Алексеева, Петербургский дневник, 31.03.2023
В Москве впервые вручили премии МХТ, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 28.03.2023
Хабенский, Петров, Михалкова на премии МХТ: яркие кадры, Геннадий Черкасов, Московский комсомолец, 28.03.2023
В Москве вручили I Премию Художественного театра, видеосюжет телеканала «Культура», 28.03.2023
В МХТ им. Чехова вручили молодым талантам первых «пловцов», Инга Бугулова, Российская газета, 28.03.2023
89-летний Станислав Любшин неожиданно получил молодежную премию, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 28.03.2023
«Дяде Ване» выдали балетные юбки, Марина Райкина, Московский комсомолец, 21.03.2023
«Дядя Ваня», приятный во всех отношениях, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 21.03.2023
Одиссей уже спустился в Аид, Полина Кондрякова, Porusski.me, 20.03.2023
Денис Азаров поставил в МХТ «Дядю Ваню», видеосюжет телеканала «Культура», 20.03.2023
В МХТ им. Чехова поставили своего «Дядю Ваню», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 20.03.2023
Беседа с главным художником МХТ Николаем Симоновым, видеосюжет телеканала «Культура», 19.03.2023
Денис Азаров: «Я решил пойти путём риска», Александра Машукова, Ok!, 16.03.2023
Неисчерпаемый Немирович, Ника Ерофеева, Театрал, 20.02.2023
В 2023 году исполняется 125 лет МХТ имени А. П. Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 20.02.2023
Константин Хабенский выступил с громким заявлением, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 20.02.2023
МХАТ и МХТ готовят премьеры к общему юбилею, видеосюжет телеканала «Россия 24», 31.01.2023
125-летие основания Московского Художественного театра, видеосюжет телеканала «Культура», 31.01.2023
Тоска по лучшей жизни (сны Татьяны), Ольга Вайсбейн, Петербургский театральный журнал, 30.01.2023
«Истории любви» в МХТ имени А. П. Чехова, видеосюжет Первого канала, 30.01.2023
Истории любви, Елена Алексеева, Ревизор, 28.01.2023
«Космос»: дерзновение мечтать, Ксения Стольная, Ведомости, 20.01.2023
В Музее МХАТ открыли выставку «Станиславский. Начало», видеосюжет телеканала «Культура», 17.01.2023
Семейные постановки вдохновили Станиславского на дело всей жизни, Александра Ерошенко, Вечерняя Москва, 17.01.2023
К 160-летию со дня рождения Константина Станиславского, видеосюжет телеканала «Культура», 17.01.2023
На Новой сцене МХТ имени Чехова покажут спектакль «Космос», видеосюжет телеканала «Культура», 17.01.2023
Входит и выходит, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 9.01.2023
Винни-Пух и всё, вся, все: куда пойти всей семьей, Марина Иванова, Известия, 3.01.2023