Игорь Верник сыграл опасного лермонтоведа

Марина Райкина, Московский комсомолец, 14.12.2023
МХТ им. Чехова представил «Маскарад». Не совсем по Лермонтову, но отталкиваясь все же от него. То ли драма классика стала рамой современной пьесы, то ли сама новая пьеса стала рамой для лермонтовского произведения, которое при его жизни не было поставлено, — сразу не поймешь. В роли русского Отелло выступил Игорь Верник. 

Для драмы, в которой муж отравил невинную жену, заподозренную им в измене, МХТ в Камергерском переулке приобрел огромный экран. Экран такого размера, какой не использовал в своих мхатовских постановках даже Константин Богомолов — любитель крупных планов актеров, но в сочетании с живым крупным планом на сцене. Питерский режиссер Петр Шерешевский пошел дальше — исполнителей главных ролей отодвинул в глубь авансцены, а их изображение суперкрупным планом вывел на экран, и на его фоне актеры кажутся маленькими, незначительными. Хочешь не хочешь, а будешь смотреть кино, превратившись в кинозрителя. Что же показывают в кинотеатре Художественного?

Рассчитывать на то, что сегодня будет Лермонтов в чистом виде, — значит быть совсем наивным и неискушенным. А быть современным пользователем — значит понимать, что чистое прочтение классики такой нафталинности не допускает — все-таки XXI век на дворе, а не дремучий XX. И страсти в чистом виде здесь неуместны. Вот рефлексия на тему, копание в подсознании в сочетании с наукообразными формулировками типа «мы находимся в дискретном, фрактально-разделенном информационном пространстве…» — не из Лермонтова и даже не из мхатовской трактовки по нему, но авторский посыл такой, воплотивший в обновленном названии — «Маскарад с закрытыми глазами». То ли сон, то ли явь. То ли лермонтовский Арбенин, а то ли его современное воплощение, усугубленное агрессией и жестокостью времени.

Филолог, преподаватель университета Евгений Александрович Арбенин с женой Ниной в гостях у мецената этого учебного заведения Адама Петровича Звездича. Нина, мрачная на вид, одетая в черное в облипку платье, похожее на короткую комбинашку, танцует с олигархом, лениво отбиваясь от его ленивых же приставаний. А в это время ее супруг — филолог — за столом заливает двум студенткам:

— Значит, Лермонтов написал свой «Маскарад», когда ему был 21 год. Что он мог знать про этого шестидесятилетнего хрена? Ну ничего! Вообще про что все это: Арбенин убивает Нину, потому что она ему изменила, потом выясняется, что она невинна. Он, бедняга, расстраивается. Это что такое, а? Не изменила? Не предала? Значит, не переспала с другим? А если переспала, значит что — можно убить?

Мостик к Лермонтову переброшен на фоне двух декорационных мостов, что под углом друг к другу установлены перед экраном. На них время от времени будут подниматься герои, чьи фигуры на фоне крупных планов экрана будут заметнее, чем когда они на сцене, потому что еще и в свете.

Филолог Арбенин авторами пьесы «Маскарад с закрытыми глазами» (сам Шерешевский под псевдонимом Семен Саксеев, Лиза Савина) заявлен сразу как человек с садистскими наклонностями, которые пока не проявлены, но немолодой препод не без удовольствия в компании смакует случаи расправ мужчин над женщинами, прям до деталей. Сразу вспоминается дело знатока истории, профессора Петербургского университета Соколова, расчленившего возлюбленную студентку и попытавшегося скрыть следы жестокой расправы в Неве.

Текст сочинен на основе знаковой классики, но не остроумно, как это делает Константин Богомолов, а с эффектом страшилки, когда сознательно нагоняют страха. Документальная, но художественно оформленная линия профессора Соколова пройдет через все действие в виде фамилии Птицын (то есть Соколов), которого спасли, вытащив из реки, куда он забросил сумку с отрезанной женской головой. Реалии современной жизни здесь будут на каждом шагу — от бытовых деталей (голосовой помощник «Алиса», трансляции футбольных матчей по телику под пиво с чипсами) до мировоззренческих дискуссий разных поколений. Она будет поддержана и костюмно, когда в середине первого акта под зловещую музыку в красном свете со штанкет на мост опустят несколько мрачных групп с птичьими головами, но одетых в крылатки по моде позапрошлого века. Они как символ тайной недоброжелательности, явленной Арбенину в маскараде. А голуби в момент соития в документальной съемке — поддержат линию на экране.

Вполне ожидаемо, что филолог Арбенин с сегодняшнего текста перейдет на лермонтовский, становясь реальным Арбениным, но все же оставаясь филологом. Местами эта грань у Шерешевского довольно тонко прочерчена, но как прием чаще нарочито грубо: грубость современной жизни сознательно педалируется в ущерб сюжету драмы Лермонтова и образам ее героев. В частности, предсказуемы действия куратора выставок Инессы Викторовны Штраль (она же баронесса Штраль), так посматривающей на своего пасынка Илью Звездича (сына олигарха Звездича), что только остается ждать соблазнения юноши опытной дамой. Впрочем, банальной интрижке многозначительно придан эпический характер: авторы текста обратятся к трагедии Софокла «Федра», в которой Федра соблазняет пасынка Ипполита. Но самая странная фигура в сочиненной по Лермонтову истории: Нина у него чистая невинная душа, погубленная демонической страстью Арбенина. В мхатовской версии Нину от первой сцены до финальной назвать чистой душой не удастся даже условно — скорее циничная, усталая от достатка дама, начинающая утро с бутылки шампанского.

— Вы аристократы или дегенераты? — спрашивает Нину и мачеху юный Илюша Звездич. И на их удивление: «Что за постановка вопроса?» — отвечает цитатой из комедийного советского хита: «По утрам шампанское пьют или аристократы, или дегенераты». Впрочем, это не единственная цитата, использованная в спектакле. К огромному экрану режиссер добавляет еще экран телевизора, на котором сначала идет старый диснеевский мульт о Белоснежке, а потом — футбольный матч Лиги чемпионов. Причем трансляция по ящику добавляется еще к большому экрану. На нем можно наблюдать всевозможные эффекты видеоинженерии и операторского искусства. В некоторых сценах слово «искусство» без иронии: неожиданный ракурс, разрушение изображения сепией и прочими примочками.

Эффектная картинка на экране забирает основной фокус внимания с фигуры живого актера, играющего, по сути, перед камерой. Если принимать такие условия производства спектакля в режиме онлайн, то можно просто аплодировать актерам МХТ. В первую очередь Игорю Вернику, который сыграл этапную роль в своей актерской биографии, раз и навсегда закрыв свое обаятельно-улыбчивое сценическое прошлое — в «Маскараде» работает мощный драматический артист. В отличие от своих предшественников в роли Арбенина (Николай Мордвинов, Леонид Марков) Верник не обладает скульптурной фактурой лица, худощав, тем не менее своего Арбенина (и как филолога, и как лермонтовского героя) он разрабатывает подробно, на нюансах, иронии, переходящей в сарказм. Он и зол, и пьян, и не уверен в себе, и раним — состояния меняет на глазах, что и видим на экране.

Безусловным открытием «Маскарада» стал молодой актер Илья Козырев в роли младшего Звездича. Забавное совпадение, но в спектакле прошлого сезона «Новая Оптимистическая» Константина Богомолова Верник и Козырев также сыграли соперников. Здесь у Козырева вторая по значимости роль, и он с ней справляется блестяще. Отдельно срывает аплодисменты в сцене, где при помощи голоса, мимики и, что немаловажно, находясь на авансцене, имитирует совокупление за мужчину и женщину.

Судя и по другим работам, стоит признать, что режиссеру на сцене, превращенной им, по сути, в съемочную площадку, удалось создать атмосферу, способствующую органичному существованию актеров. Легко существуют и Юлия Витрук (мачеха и баронесса Штраль), Мария Фомина (Нина), Владислава Сухорукова, Софья Шидловская, Никита Григорьев (студенты).

Однако, вопреки ожиданиям, постановщик изменил финал, предпочтя сцену душегубства дискуссии о ценностях современного мира и злодеянии, как ресурсе черного пиара.

Оригинал статьи
2023
Самые заметные театральные премьеры декабря, Влад Васюхин, Известия, 31.12.2023
Театр — живой: восемь лучших новых спектаклей осени и зимы 2023 года, Наталья Ртищева, Наталья Сиверина, Forbes, 21.12.2023
Игорь Верник сыграл опасного лермонтоведа, Марина Райкина, Московский комсомолец, 14.12.2023
Фильм на жестовом языке «МХТ. Выход на сцену», проект «Диалоги об искусстве. Подкаст для неслышащих», 13.12.2023
Творческий вечер балерины Елизаветы Кокоревой прошел в МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 10.12.2023
И снится Тане рокот космодрома, Анна Чепурнова, Труд, 8.12.2023
Сегодня умрешь, завтра скажут – поэт, Полина Зонова, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 4.12.2023
МХТ имени Чехова представил неожиданную трактовку Шекспира, видеосюжет телеканала «Россия 24», 2.12.2023
МХТ имени Чехова покажет комедию Шекспира в стиле панк, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 1.12.2023
Документальная история: премьера спектакля «Речи немых» в МХТ, Яна Музыка, видеосюжет платформы «Смотрим», 27.11.2023
Культурный форум в Петербурге показал многополярность сегодняшнего мира, Александр Буренин, Телеканал «Санкт-Петербург», 18.11.2023
Гость «Белой студии» – Станислав Любшин, видеосюжет платформы «Смотрим», 13.11.2023
«Для и про людей»: МХТ Чехова отпраздновал свое 125-летие, Виктория Сытник, видеосюжет Пятого канала, 13.11.2023
Открытый занавес, Лидия Соколова, Музыкальная часть МХТ, 8.11.2023
Три Герды, Екатерина Ченчикова, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 3.11.2023
Цивилизованные люди, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 2.11.2023
125 лет отметили шаурмой, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 2.11.2023
«Артисты сказали свое слово об Олеге Ефремове», Александр Мельман, Московский комсомолец, 31.10.2023
МХТ имени Чехова отметил юбилей, Юлия Богоманшина, видеосюжет телеканала «ТВЦ», 30.10.2023
Маска ложь, да в ней намёк, Наталья Шаинян, Театр, 29.10.2023
Денис Азаров – о юбилейном спектакле в МХТ имени Чехова, видеосюжет платформы «Смотрим», 29.10.2023
Вечера в Камергерском. Выпуск № 5, телеканал «Культура», 27.10.2023
МХТ имени Чехова отметил 125-летний юбилей, Александра Ерошенко, Вечерняя Москва, 27.10.2023
«Молодо, бодро и с верой»: МХТ имени Чехова – 125 лет, видеосюжет «Вести-Москва» («Россия-1»), 26.10.2023
125-летие отмечает Московский Художественный театр, видеосюжет Первого канала, 26.10.2023
Как МХТ имени Чехова отмечает юбилей, видеосюжет телеканала «Культура», 26.10.2023
МХТ им. Чехова отмечает 125-летие премьерой «9 ряд. 10, 11 место», видеосюжет телеканала «Культура», 26.10.2023
МХТ им. Чехова празднует 125-летие: почему театр растет, а не стареет, Алена Карась, Ирина Корнеева, Инга Бугулова, Российская газета, 26.10.2023
125 лет назад родился Московский Художественный театр, Марина Райкина, Московский комсомолец, 26.10.2023
Вечера в Камергерском. Выпуск № 4, телеканал «Культура», 26.10.2023
Вечера в Камергерском. Выпуск № 3, телеканал «Культура», 25.10.2023
Вечера в Камергерском. Выпуск № 2, телеканал «Культура», 24.10.2023
Павел Руднев: Театр делает человека сложнее, Михаил Морозов, Учительская газета, 24.10.2023
Вечера в Камергерском. Выпуск № 1, телеканал «Культура», 23.10.2023
Два по 125, Эсфирь Штейнбок, Коммерсантъ, 21.10.2023
Женское закулисье, Татьяна Власова, Театрал, 20.10.2023
26 октября МХТ имени Чехова отметит юбилей, видеосюжет телеканала «Культура», 20.10.2023
Мы — пыль…, Ирина Виноградова, Театральный смотритель, 11.10.2023
Игорь и Вадим Верники отмечают юбилей, видеосюжет, Первый канал, 11.10.2023
Игорю и Вадиму Верникам – 60!, Анастасия Евтефеева, Театрал, 11.10.2023
Дарья Юрская с коллегами вспомнили о своих театральных муках и радостях, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 8.10.2023
Программа «Агора»: 125-летие МХТ, телеканал «Культура», 7.10.2023
Игорь Верник в программе «Главная роль», телеканал «Культура», 5.10.2023
Игорь Верник: Ген жизнелюбия я заполучил от мамы и папы, Динара Кафискина, Вечерняя Москва, 4.10.2023
Театры листают учебник истории, Елизавета Авдошина, Независимая газета, 3.10.2023
Невыживший. Памяти Сергея Шкаликова, Нина Суслович, Медиацентр МХТ, 29.09.2023
МХТ приоткрывает «Занавес», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 28.09.2023
«Занавес». Премьера в МХТ имени А. П. Чехова, видеосюжет Первого канала, 28.09.2023
В МХТ имени Чехова приоткрывают «Занавес», Александра Сидорова, BFM.ru, 28.09.2023
CТД провел Выездную школу для молодых актеров, Зоя Апостольская , Российская газета, 27.09.2023
МХТ имени А. П. Чехова в южной столице Казахстана, Ольга Зорина, Московский комсомолец (Казахстан), 27.09.2023
Сцены из супружеской жизни, Александра Машукова, Ok!, 25.09.2023
Режиссер Петр Шерешевский – о спектакле «Маскарад с закрытыми глазами», Владислав Флярковский, видеосюжет телеканала «Культура», 15.09.2023
Байконур встретил артистов МХТ!, видеосюжет Роскосмос медиа, 14.09.2023
Два Прудкина, Александра Машукова, Музей МХАТ, 13.09.2023
К юбилею Татьяны Дорониной, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 12.09.2023
Более 10 премьер: МХТ им. Чехова открыл юбилейный сезон, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 4.09.2023
Новый театральный сезон открыли в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 2.09.2023
МХТ имени Чехова открыл новый сезон, видеосюжет телеканала ОТР, 2.09.2023
Куда идём мы с Другом?, Ирина Винтерле, проект «Молодые критики о Художественном театре», 25.08.2023
В Манеже открывается занавес, а Немирович-Данченко уезжает в Горки, Елизавета Авдошина, Независимая газета, 21.08.2023
Любовь к отсутствующему, Александра Стрижевская, проект «Молодые критики о Художественном театре», 18.08.2023
Помощник Олега Табакова: «Для него работать 24 часа было нормально», Марина Райкина, Московский комсомолец, 17.08.2023
«Жизель Ботаническая»: о любви и «любви» в МХТ, Ирина Петровская-Мишина, Musecube, 13.08.2023
«МК» объявляет лауреатов своей театральной премии, Марина Райкина, Московский комсомолец, 13.08.2023
В Новом Манеже открылась выставка к юбилею МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 12.08.2023
Начните с воды, Полина Куревлева, проект «Молодые критики о Художественном театре», 10.08.2023
В Москве прощаются с Ириной Мирошниченко, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 7.08.2023
Море любви и света: какой была Ирина Мирошниченко, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 3.08.2023
Памяти Ирины Мирошниченко, видеосюжет телеканала «Культура», 3.08.2023
Разная и неотразимая, Михаил Трофименков, Коммерсантъ, 3.08.2023
Речные девицы и Жизель, Анна Чепурнова, Труд, 28.07.2023
Смех Андровской, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 21.07.2023
Николай Тарасов. Баловень, не умевший радоваться жизни, Екатерина Белова, Медиацентр МХТ, 18.07.2023
Когда количество обгоняет качество, Елизавета Авдошина, Независимая газета, 10.07.2023
Галина Зальцман – о постановке в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 9.07.2023
В МХТ имени Чехова представили «Игрока», видеосюжет телеканала «Культура», 9.07.2023
«Жизель Ботаническая»: в МХТ рассказали историю советских падших женщин, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 7.07.2023
В МХТ представили спектакль о «ботанических девушках», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 7.07.2023
«Жизель Ботаническая» – премьера в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 6.07.2023
Мария Сокова. Истории с сердцем, Александра Машукова, Ok!, 25.06.2023
«Работа с Любшиным — это встречное движение», Валерия Новокрещенова, Театрал, 25.06.2023
Прекрасное очень далёко, Анастасия Ковалёва, «Старт Ап» СТД РФ, 22.06.2023
Леонид Леонидов. Человек трагического взлета, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 3.06.2023
Живут миражами, Елена Жатько, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 2.06.2023
Жизель Эдуарда Кочергина, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 1.06.2023
Елена Майорова. «Перламутр женской беды», Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 30.05.2023
Красная рука вам будет сниться, Анастасия Ильина, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 25.05.2023
Фестиваль «Мелиховская весна» начался в Подмосковье, сайт Правительства Московской области, 20.05.2023
В Подмосковье стартовал фестиваль «Мелиховская весна», видеосюжет телеканала «Культура», 20.05.2023
«Цыпкин, ты достал!»: Маруся Фомина, радио «Москва FM», 19.05.2023
Мария Кнебель. Живое знание, Екатерина Белова, Медиацентр МХТ, 18.05.2023
«Новая Ханума»: мы летали на хинкали, Александра Кучук, Комсомольская правда, 17.05.2023
Константин Хабенский помог молодёжи, Наталья Николайчик, 7 дней, 15.05.2023
В МХТ им. Чехова поставили новую версию старого хита, Инга Бугулова, Российская газета, 14.05.2023
В МХТ имени Чехова провели конкурс короткометражного кино, видеосюжет телеканала «Культура», 14.05.2023
«Авлабар, или Новая Ханума»: «полюблять жизнь», Ксения Стольная, Ведомости, 12.05.2023
В МХТ представят водевиль о соперничестве двух свах, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 11.05.2023
МХТ Чехова представит премьеру «Авлабар, или Новая Ханума», видеосюжет телеканала «Культура», 11.05.2023
Виктор Крамер: «Мир Авлабара очень хрупок», Александра Машукова, Ok!, 6.05.2023
Видеоверсия спектакля «Бег», Культура.РФ, 21.04.2023
Просто Слава. Станислав Любшин отметил 90-летие, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 6.04.2023
90 лет Станиславу Любшину. Поздравляем!, Марина Дмитревская, Петербургский театральный журнал, 6.04.2023
МХТ + Стешик + Шерешевский: симфония, Николай Песочинский, Петербургский театральный журнал, 5.04.2023
Константин Хабенский – о первой Премии Художественного театра, Владислав Флярковский, видеосюжет телеканала «Культура», 2.04.2023
МХТ привез в Петербург «Дядю Ваню», видеосюжет телеканала НТВ, 31.03.2023
Константин Хабенский рассказал, где он любит бывать в Петербурге, Марина Алексеева, Петербургский дневник, 31.03.2023
В Москве впервые вручили премии МХТ, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 28.03.2023
Хабенский, Петров, Михалкова на премии МХТ: яркие кадры, Геннадий Черкасов, Московский комсомолец, 28.03.2023
В Москве вручили I Премию Художественного театра, видеосюжет телеканала «Культура», 28.03.2023
В МХТ им. Чехова вручили молодым талантам первых «пловцов», Инга Бугулова, Российская газета, 28.03.2023
89-летний Станислав Любшин неожиданно получил молодежную премию, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 28.03.2023
«Дяде Ване» выдали балетные юбки, Марина Райкина, Московский комсомолец, 21.03.2023
«Дядя Ваня», приятный во всех отношениях, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 21.03.2023
Одиссей уже спустился в Аид, Полина Кондрякова, Porusski.me, 20.03.2023
Денис Азаров поставил в МХТ «Дядю Ваню», видеосюжет телеканала «Культура», 20.03.2023
В МХТ им. Чехова поставили своего «Дядю Ваню», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 20.03.2023
Беседа с главным художником МХТ Николаем Симоновым, видеосюжет телеканала «Культура», 19.03.2023
Денис Азаров: «Я решил пойти путём риска», Александра Машукова, Ok!, 16.03.2023
Неисчерпаемый Немирович, Ника Ерофеева, Театрал, 20.02.2023
В 2023 году исполняется 125 лет МХТ имени А. П. Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 20.02.2023
Константин Хабенский выступил с громким заявлением, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 20.02.2023
МХАТ и МХТ готовят премьеры к общему юбилею, видеосюжет телеканала «Россия 24», 31.01.2023
125-летие основания Московского Художественного театра, видеосюжет телеканала «Культура», 31.01.2023
Тоска по лучшей жизни (сны Татьяны), Ольга Вайсбейн, Петербургский театральный журнал, 30.01.2023
«Истории любви» в МХТ имени А. П. Чехова, видеосюжет Первого канала, 30.01.2023
Истории любви, Елена Алексеева, Ревизор, 28.01.2023
«Космос»: дерзновение мечтать, Ксения Стольная, Ведомости, 20.01.2023
В Музее МХАТ открыли выставку «Станиславский. Начало», видеосюжет телеканала «Культура», 17.01.2023
Семейные постановки вдохновили Станиславского на дело всей жизни, Александра Ерошенко, Вечерняя Москва, 17.01.2023
К 160-летию со дня рождения Константина Станиславского, видеосюжет телеканала «Культура», 17.01.2023
На Новой сцене МХТ имени Чехова покажут спектакль «Космос», видеосюжет телеканала «Культура», 17.01.2023
Входит и выходит, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 9.01.2023
Винни-Пух и всё, вся, все: куда пойти всей семьей, Марина Иванова, Известия, 3.01.2023