Имена | Человек-институция, 30.05.2024 На 97-м году жизни скончалась Инна Натановна Соловьева — знаменитый историк театра, кино- и театральный критик, педагог, доктор искусствоведения и профессор, летописец Московского художественного театра.Никто в мире не знал историю самого знаменитого русского театра, Московского художественного, лучше Инны Соловьевой. Увлечение им пришло к ней еще в юности, превратилось не просто в профессию, в которой она со временем стала первой по глубине и объему знаний, непререкаемым авторитетом. Но еще и в мировоззрение, носителем и проводником которого она стала — история МХТ превратилась с ее участием не только в сложнейшую сагу о приключениях творческих идей и живущих ими людей, но и в своего рода модель мира, стремящегося к гармоническому идеалу, но слишком зависящего от всегда драматических, а в России иногда буквально трагических обстоятельств жизни общества и страны. Эти знания и убеждения воплотились в большом количестве книг, статей, лекций, многие из которых определили развитие российского театроведения. Однако история театра историей театра, но никто из знатоков этой дисциплины не стал в российской культуре фигурой такого масштаба, как Инна Соловьева. Конечно, во многом свою роль в «масштабировании» сыграло то, что ей была дарована очень долгая жизнь — не только для архивных исследований и размышлений над документами, но для накопления впечатлений и для рефлексии: начав писать еще о театре позднесталинского, послевоенного времени, она, когда ей было уже далеко за девяносто, успела публично высказаться и о спектаклях Дмитрия Крымова, поставленных в начале 20-х годов нашего века. Мало кто из театроведов, посвятивших себя собиранию и осмыслению прошлого, оказывается столь же любопытен к живому, развивающемуся театру. В случае Инны Соловьевой — еще и к кино: работы, написанные ею в соавторстве с Верой Шитовой полвека назад, стали классикой современного киноведения. Инна Соловьева была гораздо больше, чем плодовитым исследователем или проницательным критиком. Она была признана театральным сообществом еще и как оригинальный, самостоятельный мыслитель, легко вписывающий наличную реальность в круг мировой культуры и истории. Ее статьи о спектаклях не укладывались в рамки обычного рецензирования: Соловьева умела эффектно отталкиваться от материала, обобщать, множить свободные ассоциации, можно даже сказать — беспечно фантазировать. Она была критиком-творцом, часто «вчитывая» в объект анализа собственные идеи и размышления о чем угодно. Как и каждый художник, была человеком пристрастным, ярким, требовательным к окружающим, иногда — дипломатичным модератором отношений, но в других случаях — блестящим солистом, одиночкой, рассчитывающей прежде всего на благодарных слушателей и настаивающей на праве определять, что правильно, а что нет. К тому же у нее была особая, безошибочно узнаваемая манера говорить, особая интонация, неотделимая от содержания и способа мыслить, делавшая ее публичные выступления незабываемыми. Не следует забывать, что Инна Соловьева была активно действовавшим педагогом — в Академии театрального искусства и Школе-студии МХТ. Она воспитала немало учеников, через которых тоже активно влияла на театральный процесс. Инна Соловьева оказалась не просто собеседником многих великих современников и строителей театра. Она была словно важнейшей самостоятельной, независимой культурной институцией под названием «Инна Натановна», не менее влиятельной и важной, чем всем известный театр или фонд. Она ушла последней из той когорты великих критиков, кто начинал во времена «оттепели» и определил развитие русского театра второй половины прошлого века,— вместе с Майей Туровской, Натальей Крымовой, Вадимом Гаевским и другими. Они останутся в истории, и теперь они все — уже там. Отдел культуры Оригинал статьи Пресса Дмитрий Крымов. Памяти Инны Соловьёвой, Театрал, 6.06.2024 Инна Соловьева всегда высоко чтила миссию основателей Художественного театра, Михаил Швыдкой, Российская газета, 4.06.2024 «Побредём ещё, Петрович. ..». Памяти Инны Соловьёвой, Анатолий Смелянский, Петербургский театральный журнал, 3.06.2024 Умерла Инна Соловьева: выпустила десятки книг, посвященных Станиславскому и Немировичу-Данченко, истории МХТ, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 30.05.2024 Человек-институция, Коммерсантъ, 30.05.2024 «Выход хорошей книги это общий праздник», Софья Малинникова, Театрал, 13.04.2024 Инна Соловьёва об Олеге Табакове, ГЛАВтеатр, 23.11.2020 Видение «Чайки», Нина Суслович, журнал «Камергерский, 3», 16.11.2020 Презентация книги «Иван Михайлович Кудрявцев. Дневники». Фоторепортаж Екатерины Цветковой, 10.12.2019 Анатолий Миронович Смелянский и Инна Натановна Соловьева представят книгу «Иван Михайлович Кудрявцев. Дневники», Эксперт, 9.12.2019 Инна Соловьёва о юбилее МХТ: «Осветить тёмную жизнь бедного человечества», Мария Михайлова, Театрал, 26.10.2018 Сергей Женовач возглавил МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 23.04.2018 Алексей Бартошевич о Инне Соловьёвой: «По её книгам можно судить о судьбе русской интеллигенции», Анна Тимина, Театрал, 16.11.2017 Театральный и литературный критик Инна Соловьева принимает поздравления с 90-летием, видеосюжет телеканала «Культура», 16.11.2017 В МХТ имени Чехова раздали золотые «Чайки», Зоя Игумнова, Известия, 27.10.2017 Станиславский: система как свобода / Курс лекций И. Н. Соловьёвой, культурный центр «Хитровка», 25.01.2017 Опубликована переписка двух любимых женщин Чехова, Алексей Бартошевич, Московский комсомолец, 20.01.2017 Инна Соловьева прочитает курс лекций о Станиславском, Colta.ru, 16.01.2017 «Театральный роман» в семи экземплярах, Зоя Игумнова, Известия, 9.12.2016 Лучшие литературные произведения о театре награждены премией «Театральный роман», видеосюжет телеканала «Культура», 9.12.2016 Что движет светилами, Марина Токарева, Новая газета, 24.10.2016 Лекция Инны Соловьёвой «Спектакль Станиславского На Дне», Афиша-Live, 13.09.2016 Пазл из слоновой кости, Ольга Федянина, Коммерсантъ, 22.07.2016 Издана долгожданная книга Инны Соловьёвой о Первой студии и Втором МХАТ, Анастасия Арефьева, Театрал, 17.06.2016 Презентация книги Инны Соловьевой «Первая студия — второй МХАТ. Из практики театральных идей XX века», AprilClubNews, 24.05.2016 Люди театра против трагической реальности в книге «Первая студия Второй МХАТ», видеосюжет телеканала «Культура», 23.05.2016 |