Имена

Человек-институция

, 30.05.2024
На 97-м году жизни скончалась Инна Натановна Соловьева — знаменитый историк театра, кино- и театральный критик, педагог, доктор искусствоведения и профессор, летописец Московского художественного театра.

Никто в мире не знал историю самого знаменитого русского театра, Московского художественного, лучше Инны Соловьевой. Увлечение им пришло к ней еще в юности, превратилось не просто в профессию, в которой она со временем стала первой по глубине и объему знаний, непререкаемым авторитетом. Но еще и в мировоззрение, носителем и проводником которого она стала — история МХТ превратилась с ее участием не только в сложнейшую сагу о приключениях творческих идей и живущих ими людей, но и в своего рода модель мира, стремящегося к гармоническому идеалу, но слишком зависящего от всегда драматических, а в России иногда буквально трагических обстоятельств жизни общества и страны. Эти знания и убеждения воплотились в большом количестве книг, статей, лекций, многие из которых определили развитие российского театроведения. 

Однако история театра историей театра, но никто из знатоков этой дисциплины не стал в российской культуре фигурой такого масштаба, как Инна Соловьева.

Конечно, во многом свою роль в «масштабировании» сыграло то, что ей была дарована очень долгая жизнь — не только для архивных исследований и размышлений над документами, но для накопления впечатлений и для рефлексии: начав писать еще о театре позднесталинского, послевоенного времени, она, когда ей было уже далеко за девяносто, успела публично высказаться и о спектаклях Дмитрия Крымова, поставленных в начале 20-х годов нашего века. Мало кто из театроведов, посвятивших себя собиранию и осмыслению прошлого, оказывается столь же любопытен к живому, развивающемуся театру. В случае Инны Соловьевой — еще и к кино: работы, написанные ею в соавторстве с Верой Шитовой полвека назад, стали классикой современного киноведения. 

Инна Соловьева была гораздо больше, чем плодовитым исследователем или проницательным критиком. Она была признана театральным сообществом еще и как оригинальный, самостоятельный мыслитель, легко вписывающий наличную реальность в круг мировой культуры и истории. 

Ее статьи о спектаклях не укладывались в рамки обычного рецензирования: Соловьева умела эффектно отталкиваться от материала, обобщать, множить свободные ассоциации, можно даже сказать — беспечно фантазировать. Она была критиком-творцом, часто «вчитывая» в объект анализа собственные идеи и размышления о чем угодно. Как и каждый художник, была человеком пристрастным, ярким, требовательным к окружающим, иногда — дипломатичным модератором отношений, но в других случаях — блестящим солистом, одиночкой, рассчитывающей прежде всего на благодарных слушателей и настаивающей на праве определять, что правильно, а что нет. К тому же у нее была особая, безошибочно узнаваемая манера говорить, особая интонация, неотделимая от содержания и способа мыслить, делавшая ее публичные выступления незабываемыми.

Не следует забывать, что Инна Соловьева была активно действовавшим педагогом — в Академии театрального искусства и Школе-студии МХТ. Она воспитала немало учеников, через которых тоже активно влияла на театральный процесс.

Инна Соловьева оказалась не просто собеседником многих великих современников и строителей театра. Она была словно важнейшей самостоятельной, независимой культурной институцией под названием «Инна Натановна», не менее влиятельной и важной, чем всем известный театр или фонд. Она ушла последней из той когорты великих критиков, кто начинал во времена «оттепели» и определил развитие русского театра второй половины прошлого века,— вместе с Майей Туровской, Натальей Крымовой, Вадимом Гаевским и другими. Они останутся в истории, и теперь они все — уже там.

Отдел культуры

Оригинал статьи
Пресса
Презентация книги Анатолия Смелянского об Инне Соловьёвой, Анастасия Казьмина, Медиацентр МХТ, 18.03.2025
«Побредём ещё, Петрович. ..». Памяти Инны Соловьёвой, Анатолий Смелянский, Петербургский театральный журнал, 3.06.2024
Человек-институция, Коммерсантъ, 30.05.2024
«Выход хорошей книги — это общий праздник», Софья Малинникова, Театрал, 13.04.2024
Видение «Чайки», Нина Суслович, журнал «Камергерский, 3», 16.11.2020
Сергей Женовач возглавил МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 23.04.2018
В МХТ имени Чехова раздали золотые «Чайки», Зоя Игумнова, Известия, 27.10.2017
Опубликована переписка двух любимых женщин Чехова, Алексей Бартошевич, Московский комсомолец, 20.01.2017
«Театральный роман» в семи экземплярах, Зоя Игумнова, Известия, 9.12.2016
Что движет светилами, Марина Токарева, Новая газета, 24.10.2016
Пазл из слоновой кости, Ольга Федянина, Коммерсантъ, 22.07.2016