Фёдор Николаевич Михальский

Имена

(3.10.1896, Сапожок Рязанской губ. — 4.5.1968, Москва)

Театральный деятель.

Учился в Московском университете. В 1918 г. поступил в Художественный театр в качестве инспектора, помощника С. А. Трушникова, который заведовал «хозяйственной частью» МХТ; после ареста и административной ссылки вернулся к исполнению своих обязанностей.

Для характеристики Михальского достаточно нескольких строк из письма Станиславского 1924 г.: «Если бы Вы могли заглянуть в наши сердца и понять, что в них происходит, Вы бы удивились и были горды. Вы один из немногих, который сумел заслужить всеобщую единодушную любовь и признание всех, начиная с актеров и кончая рабочими». По возвращении в театр Михальский занимал различные должности, в том числе главного администратора и помощника директора МХАТ (с 1937 — директор музея МХАТ). Немирович-Данченко отмечал в нем «предприимчивость, энергию, мудрость, решимость — проще сказать — талантливость администратора». В одном из своих последних писем он делится с Михальским тревожными мыслями о будущем МХАТ и, очевидно, ждет от него инициативы в реорганизации труппы.

Михальский был своим человеком в доме М. А. Булгакова; его образ увековечен в знаменитой главе «Театрального романа» о конторе Филиппа Филипповича в Независимом театре. Помимо административного, он обладал еще одним особым талантом — радовать людей своего окружения, помогать им в беде, заступаться за них в случае необходимости. Он славился юмором, а его квартира была своеобразным клубом для актеров, режиссеров и художников двух поколений МХАТ и его бывших студий. Здесь царила «высокая богема» с остроумными импровизациями, страстными спорами об искусстве, музыкальными экспромтами. И только самые близкие друзья порой замечали в глазах этого веселого человека затаенную тоску одиночества.


В. Виленкин