Николай Дмитриевич Волков

Имена

(10.12.1894, Пенза — 3.4.1964)

Театральный критик, в течение многих лет один из наиболее близких к творческой методологии МХАТ и его студий. Принадлежал к любимым ученикам Н. Е. Эфроса, наряду с П. А. Марковым. До революции печатался в популярной среди интеллигенции газете “Русское слово”. В “Известиях”, где впоследствии выступал с рецензиями регулярно, дебютировал статьей о “Пугачевщине” К. А. Тренева в МХАТ (1925).
В. И. Качалов выделял Волкова как “профессионального критика”, умеющего объективно, образно и немногословно описать спектакль и оценить труд театра. Эфрос в дарственной надписи на одной из своих монографий назвал его “писателем о театре”.
Волкову принадлежит одна из лучших работ о В. Э. Мейерхольде, включающая анализ взаимоотношений молодого артиста с МХТ (двухтомник “Мейерхольд”, М. — Л. , “Academia”, 1929). Статьи о Художественном театре и его деятелях собраны посмертно в основном раз¬деле книги “Театральные вечера” (М. , 1966). Раздел этот посвящен творчеству Станиславского, Немировича-Данченко, Москвина, Качалова, Лилиной, Книппер-Чеховой, Леонидова, Тарханова, Хмелева, Добронравова, В. С. Соколовой, Сахновского. Здесь же очерк об Ольге Бокшанской — секретаре дирекции МХАТ. 
Волков был инициатором и автором инсценировки “Анны Карениной”; его обширная статья вошла в книгу, посвященную спектаклю (“«Анна Каренина» на сцене Московского Художественного театра”, М. , 1938). Он был постоянным консультантом и деятельным участником работ Комиссии по изучению и изданию трудов К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко.

В. Виленкин