Георгий Сергеевич Бурджалов

Имена

(14.4.1869, Астрахань — 10.12.1924, Москва)

Настоящая фамилия Бурджалян.

Актер, режиссер. Учась в Москве в Высшем техническом училище, с 1896 г. участвует в спектаклях Общества искусства и литературы. В Художественном театре — с основания до конца жизни. Станиславский высоко ценил не только ярко характерное дарование Бурджалова, но и его постоянную готовность помочь в разрешении технических задач, встававших при постановках, его энергию и “его кристально-чистое, умилительно трогательное отношение к искуссству”; он считал, что присутствие в молодом деле таких людей, как Бурджалов, “имело важное облагораживающее значение”. Актер добивался точности, законченности, тщательности отделки даже в маленьких ролях, органично вписывая второпланную фигуру в общую композицию. В списке его работ в МХТ — 38 ролей, почти во всех он был первым исполнителем: Михайло Головин (“Царь Федор Иоаннович”), шут Кадушкин (“Самоуправцы”), Ланчелот Гоббо (“Венецианский купец”), Татищев и шут (“Смерть Иоанна Грозного”), сэр Андрей Эгчик (“Двенадцатая ночь”), Вермельскирх (“Геншель”), пастор Коллин (“Одинокие”), г‑н Балле (“Дикая утка”), архитектор Цин (“Микаэль Крамер”). В этой чреде выделяется роль хозяина ночлежки Костылева (“На дне”). Ему давались фигуры, чья фантастическая природа сочеталась с остро натуральными чертами: Леший в “Потонувшем колоколе” (“породистый”, — подсказывал режиссер, поощряя прыжки и курбеты лесного сплетника с гнедым лошадиным хвостом и на ловких копытцах), инженер Брэде в “Драме жизни”, которого Станиславский задумывал своего рода фавном, Огонь в “Синей птице”, Доврский дед в “Пер Гюнте”.

В “Юлии Цезаре” Бурджалов принял участие как режиссер, выехав вместе с Немировичем-Данченко и Симовым для сбора материалов в Италию (отличный фотограф, он оставил множество использованных в постановке снимков) и затем энергично помогая в решениях сценических конструкций. Ему было доверено следить за целостностью спектакля “На дне”: при возобновлениях афиша была подписана именем Бурджалова. Он был также сорежиссером Станиславского в постановке одноактных драм Метерлинка и К. А. Марджанова в “Пер Гюнте”.
Из позднейших ролей (кроме упомянутых выше) наиболее приметны Чучельник (“У царских врат”), маркиз Форлипополи (“Хозяйка гостиницы”), Ростаковский (“Ревизор”, 1921).

Коллекционер открыток, портретов, книг, памятных предметов, он вложил свой опыт в музей МХАТ, одним из инициаторов создания которого стал (вместе с П. А. Подобедом) в 1922 г.

Был руководителем Четвертой студии МХАТ (1921).

Инна Соловьёва