Людмила Стефановна Петрушевская

Имена

Драматург, прозаик. 

Родилась в семье служащего. Закончила Московский университет. Писательскую деятельность она начала в середине 60-х (первые два рассказа опубликованы в журнале «Аврора». Первая пьеса — одноактная комедия «Любовь» — в журнале «Театр», 1979, № 3). Путь Петрушевской к сцене, впрочем, как и к читателю, оказался трудным. Ее пьесы («Уроки музыки», «Квартира Коломбины», «Чинзано», «День рождения Смирновой» и др.) несли в себе такой заряд «узнаваемой жизни», что одними воспринимались как откровение, другими — как оскорбление. Тут не было ни героев революции, ни глобальных проблем современности, вроде тех, что обсуждала «производственная драма». У Петрушевской иная шкала событий. Кошка убежала из дома — напасть, крыша течет — несчастье, сортира нет на даче и приходится ходить в курятник — кошмар, поважнее съезда пар?тии. Оптика микроскопа, события микромира. Героиня «Трёх девушек в голубом» Ирина, мать-одиночка с университетским дипломом и знанием никому не нужных мёртвых языков, благодарит случайного друга за помощь в решении проблем сортира: «Каждый день вас вспоминаю, даже несколько раз в день». Ничего не манифестируя, Петрушевская восстанавливала в своих правах саму материю советской жизни, которую боялись пуще всех зол и заклеймили тогда же (именно в связи с драмами Петрушевской) сленговым словом «чернуха».

В пьесах Петрушевской «мы входим не столько в прозу жизни, сколько в поэзию языка» (Р. Тименчик). Драматург выворачивает наизнанку привычные для нашей драмы темы и сюжетные ходы, мастерски играет с языковыми штампами. Ее излюбленные персонажи — старики, дети и алкоголики, то есть люди вывихнутой и праздничной речи («Я надела туфли желтые, зубы, плащ синий, невестка подарила раз в жизни», — «Три девушки в голубом»).

Олега Ефремова привлек в пьесах Петрушевской дух под?линной жизни, из которой извлекаются «уроки музыки». Творческий союз МХАТ с новым автором начался в 1988 г. постановкой «Московского хора», продолжился в 1990 г. спектаклем «Брачная ночь, или 37 мая» (сорежиссером Ефремова был И. Васильев, а в ролях — Я. Лисовская, С. Шкаликов, Р. Максимова, М. Брусникина, А. Васютинский). В 1991 г. на Малой сцене Роза Сирота руководила постановкой нескольких одноактных пьес Петрушевской, объединенных названием «Темная комната» (сюда вошли «Стакан воды», «Свидание», «Изолированный бокс», «Казнь»). В спектакле участвовали И. Арташонов, Б. Захарова, Н. Килимник, Г. Киндинова, С. Колесников, В. Кулюхин, Т. Ленникова, К. Минина, В. Новосельский, А. Панин. Там же, на Малой сцене, осенью 2012 года состоялась премьера спектакля «Он в Аргентине» в постановке Дмитрия Брусникина.

Петрушевской принадлежат несколько театральных очерков, посвящённых О. Ефремову («Мой театральный роман», журнал «Стас», 1996, № 1), а также один из самых содержательных откликов на спектакль «Три сестры» («Три ли сестры», газета «Коммерсантъ Daily», 1997, 25 февраля).

А. Смелянский
Пресса
Пришелец, Татьяна Джурова, Петербургский театральный журнал, 23.06.2013
Людмила Петрушевская: юбилей на сцене МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 27.05.2013
Девушка в шляпке, или «Старушка не спеша…», Григорий Заславский, Независимая газета, 26.05.2013
Женщина в шляпе с видом на кабаре, Марина Райкина, Московский комсомолец, 25.05.2013
Смех да и только, Анастасия Скорондаева, Российская газета, 28.03.2013
Олег Табаков не хочет ни с кем ссориться, Елена Ларина, Трибуна, 27.03.2013
Олег Табаков раздал премии и представил свою новую книгу, видеосюжет телекомпании «ТВ-Центр», 27.03.2013
У причала, Глеб Ситковский, Ведомости, 28.02.2013
Редкий кадр, Марина Райкина, Московский комсомолец, 6.01.2013
Он в Аргентине, а Ленин — в Польше, Григорий Заславский, Независимая газета, 24.12.2012
Беккет с хреном, заливной, Елена Дьякова, Новая газета, 23.11.2012
«Этот спектакль нужно выпустить ради Марины», Марина Райкина, Московский комсомолец, 29.10.2012