Владимир Захарович Масс

Имена

(6.2.1896, Москва — 30.11.1979, Москва)

Драматург, поэт.

В 1915—1918 гг. учился на филологическом факультете Московского университета. Литературную деятельность начал в 1918 г., сотрудничая в журналах “Вестник театра”, “Новый зритель”, “Театр и студия” и др. Совместно с Н. М. Фореггером участвовал в организации театра “Мастфор” (1920), где шли его пародии, миниатюры и буффонады. По словам П. А. Маркова, был “немыслим вне театра”. Написал ряд пьес для Театра Сатиры, “Синей блузы”, Театра миниатюр (часть из них — в соавторстве с Н. Р. Эрдманом и М. А. Червинским), большое количество либретто к опереттам. В 1939 — 1941 гг. — режиссер и художник Горьковского театра драмы.

Масс выступал и как газетчик-рецензент с откликами на московские и гастрольные спектакли (в том числе на постановку “В 1825 году” Н. Венкстерн в МХАТ 2). В одной из его статей имеется лаконичное высказывание: “Что бы ни ставил в наши дни Московский Художественный театр, он как театр психологического натурализма, как театр “настроений” и “переживаний” останется в неизменном противоречии с современностью”. Однако это безжалостное суждение не помешало сотрудничеству Масса с МХАТ в дальнейшем.

Для постановки пьесы Бомарше “Безумный день, или Женитьба Фигаро” новый перевод был заказан С. Л. Бертенсону, в помощь которому в 1924 г. литчасть МХАТ привлекла Масса для пере¬вода стихотворных фрагментов комедии. Вскоре выяснилось, что точные переводы стихов Бомарше Станиславскому не нужны, а требуются оригинальные песни и куплеты, но “в духе Бомарше”. Идея сочинения стихотворных текстов Масса увлекла. После предложения Станиславского посещать репетиции Масс неизменно на них присутствовал, незамедлительно выполняя необходимые исправления в стихах.

В том же 1927 г., когда состоялась премьера спектакля по Бомарше, на Малой сцене МХАТ шла работа над пьесой Масса “Сестры Жерар” по мотивам мелодрамы “Две сиротки” Деннери и Кормона. Идея постановки принадлежала Н. М. Горчакову (режиссер спектакля Е. С. Телешева) и П. А. Маркову. Действие было перенесено Массом в эпоху французской революции. Критика сурово утверждала, что “революционность пришита белыми нитками”, а жанр мелодрамы “противоречит всем художественным традициям МХАТа”. “В итоге, — сокрушались рецензенты, — много старательной и тщательной работы потрачено на заведомо тяжелый и серый спектакль” (участие О. Л. Книппер-Чеховой, В. Я. Станицына, П. В. Массальского, А. И. Степановой, по их мнению, положения не спасало). В середине 50-х гг. Марков отмечал: “В целом спектакль, хотя жил долго, […] остался на полпути: внешнего мастерства добились не все, да и сам Станиславский считал эту работу в основном экспериментальной”.

М. Хализева