Валентин Петрович Катаев

Имена

(16.1.1897, Одесса — 12.4.1986, Москва)

Прозаик, драматург.

В Художественном театре многие увлекались его индивидуальностью литератора, иронической тональностью его
прозы; автор с каким-то скептическим восхищением следил за кульбитами сюжета, за житейской фантасмагорией.
По инициативе театра Катаев превратил в пьесу свою повесть “Растратчики” (чреда лирико-сатирических “путевых картин”, странствия бухгалтера и кассира, соблазненных казенными деньгами). Читка состоялась в январе 1927 г. Станиславский, увидевший в пьесе современную реплику “Мертвым душам”, гоголевским гиперболам, своей могучей фантазией расширял авторский замысел. В спектакле были заняты актеры мощные и острые — бухгалтера Прохорова играл Тарханов, кассира Ваничку репетировал Хмелев, их соблазнителя курьера Никиту — Баталов, инженера Шольте, растратчика-теоретика высокого полета — Топорков (по ходу репетиций К. С. поменял Топоркова и Хмелева их ролями); Янина, сварливая жена Прохорова, стала последней сколько-нибудь развернутой работой Лилиной, и в ней отозвались, предстали постаревшими, измызганными и в чем-то глубоко несчастными ее прежние юные пошлячки — Лиза Бенш из “Микаэля Крамера”, Наташа из “Трех сестер”. Художником был приглашен И. М. Рабинович, с его даром сценического масштаба и метафоричности. Чем больше укрупнял свои задачи Станиславский, руководивший постановкой, тем меньше справлялся с ними режиссер спектакля И. Я. Судаков и тем очевидней лирическая структура пьесы начинала разваливаться под возлагавшимся на нее слишком большим социально-философским грузом. Работа была также омрачена неприятным инцидентом с Лилиной во время репетиций, который был раздут в прессе.
Запомнившиеся отдельными блистательными моментами и вошедшие в биографию исполнителей, “Растратчики” (заодно с “Унтиловском”) были приняты в штыки критикой и подпали под политические обвинения. Спектакль, выпущенный в апреле 1928 г., успели показать в Ленинграде на гастролях, в следующем сезоне не играли.
Зато счастливо сложилась судьба другой пьесы, “между делом”, шутя и играя написанной Катаевым для молодежи МХАТ: “Квадратура круга”, водевильная история двух супружеских пар, живущих в общей комнате, распадающихся и вновь, но уже в другом сочетании соединяющихся, завлекла актеров игровым началом и шаржевой узнаваемостью житейских черт. Понравился водевиль Катаева и только что вернувшемуся в Москву из Голливуда Немировичу-Данченко: угадав природу его обаяния, он помог Н. М. Горчакову на выпуске спектакля. “Квадратура круга” по числу представлений новых (“советского времени”) пьес уступила только “Дням Турбиных”.
Трудно было сказать, который состав лучше — тот ли, где заняты В. Д. Бендина, М. А. Титова, М. М. Яншин, В. В. Грибков и Б. Н. Ливанов, или тот, где те же роли любящей домоседочки, независимой юной спортсменки, их мужей-комсомольцев и буйного поэта-самородка Емельяна играли Н. А. Ольшевская, О. Н. Лабзина, А. Н. Грибов, И. М. Раевский и Б. Г. Добронравов. Актеры не боялись шалить в ролях, тонко чувствуя поддразнивающий юмор автора и художника В. И. Козлинского (в “Квадратуре круга” он дебютировал как сценограф).
Следующая встреча МХАТ с драматургией Катаева произошла, однако, лишь через много лет и была безрадостна: в постановке “За власть Советов” (1954) принимал участие тот же Горчаков (вместе с М. Н. Кедровым и Г. А. Герасимовым), но личность режиссера и автора были неуловимы, властвовал тяжеловесный шаблон “большого военно-патриотического полотна”, как он сложился к концу 40-х гг. Как ни полагалось удерживать в репертуаре подобные постановки, спектакль прошел всего 25 раз.

Инна Соловьева, энциклопедическое издание «МХАТ. 100 лет»