Народная артистка СССР

Татьяна Васильевна Доронина

Имена

Актриса, режиссер.
Народная артистка СССР (1981).

Родилась в Ленинграде.

Окончила Школу-студию МХАТ в 1956 г., начала актерскую деятельность в Волгограде, играла в Театре Ленинского
комсомола в Ленинграде (Женька в “Фабричной девчонке” А. Володина, Леночка в “В поисках радости” В. Розова и др.).

В 1959 — 1966 гг. играет в БДТ (Надежда Монахова в “Варварах” М. Горького, 1959; Валька, “Иркутская история” А. Арбузова,1960; Надя, “Моя старшая сестра” Володина, 1961; Софья, “Горе от ума”,1962; Лушка, “Поднятая целина” по М. Шолохову, 1964; Маша, “Три сестры”,1965; Настасья
Филипповна, “Идиот” по Ф. Достоевскому, 1966).

В героинях Дорониной была светлая радость жизни, которая оказалась созвучной времени: при всей неустроенности личной судьбы в них жила глубинная вера в счастье, ждущее где-то впереди. Подкупало неотразимое сочетание силы и нежности, женской податливости и стальной воли. Несгибаемый стержень характера был надежно скрыт за прелестной оболочкой белокурой душеньки. Доронина играла великолепных захватчиц, для которых победа — отдать всю себя без остатка и получить право на властное: “Ты — мой”. Роли, в которых руководитель театра Г. А. Товстоногов подчинял оригинальному и ясному рисунку выдающиеся природные данные и напор темперамента Дорониной, сделали ее примой русской сцены 60-х.

Татьяна Доронина — одна из редких актрис, специально для которых писали драматурги: после того, как она сыграла в пьесе Э. Радзинского “Еще раз про любовь”, он надолго посвящает ей свое творчество, чаще всего называя героинь — “Она”.

Такою Татьяна Доронина пришла в Художественный театр в сезон 1966/67 г. Здесь ей были предоставлены главным образом вводы (Грушенька в “Братьях Карамазовых”, Маша в “Трех сестрах”, Настя в “На дне”). В 1967 г. сыграла Глебову в спектакле “Ночная исповедь” Арбузова. Режиссеру Б. Н. Ливанову была необходима властная манкость актрисы для создания драматического образа женщины губящей и гибнущей. В 1970 г. она играет в пьесе Радзинского “О женщине”. Пьеса выбрана ради нее и ради нее приглашен режиссером Б. А. Львов-Анохин, с его репутацией “помощника актеров”. Эта работа, однако, явив все обаяние природы дарования Дорониной, не стала толчком для движения ее таланта.

С приходом в МХАТ О. Н. Ефремова актриса получает заглавную роль в его первой постановке — в пьесе Володина “Дульсинея Тобосская” (1971). Естественно было предполагать, что замечательно сложившееся в кино партнерство Дорониной и Ефремова, успешные опыты каждого в драматургии Володина — приведут к счастливому результату. Тем более, что сама Дульсинея, как она написана драматургом, — соединение деревенской молодайки и символа вечной женственности, где непонятно, что более маняще, — эта роль была абсолютно “по мерке” Дорониной.

Однако в дальнейшем личные художественные планы актрисы не совпали с планами театра. В 1972 г. она оставляет МХАТ ради Театра им. Маяковского. Шумный успех имели роли Альдонсы в мюзикле “Человек из Ламанчи”, Марии Стюарт и Елизаветы Английской в пьесе Болта “Виват, королева! Виват!”, Мэгги в “Кошке на раскаленной крыше” Т. Уильямса, Подруги в пьесе Радзинского “Она в отсутствии любви и смерти” и др., но артистка снова круто поворачивает свою судьбу и в 1983 г. возвращается в МХАТ. 

В полунатуралистической, полуабсурдистской комедии на двоих “Скамейка” А. Гельмана (1984) Доронина играет роль женщины, снова названной Она. Гельман написал комедию положений, к которым применяются его герои — Она и Он, всякий раз давая новый поворот классической темы: Мужчина и Женщина. Героиня Дорониной обживала любую ситуацию с пластичностью кошки, всякий раз приземляющейся на четыре лапы. Она поддавалась и обольщала, хитрила и распахивалась навстречу беззаветно и безоглядно. Страстно ища и выдумывая своего мужчину, она всякий раз была готова стать женщиной его мечты. Между героями Дорониной и О. П. Табакова шла азартная, рисковая игра, в которой непонятно, “кто был охотник, кто — добыча”.

За пределами МХАТ в эти годы Доронина выступает в пьесах Радзинского (“Приятная женщина с цветком и окнами на север”, Театр Эстрады; “Спортивные сцены 1981 года”, Театр им. Ермоловой).

В момент кризиса в Художественном театре Татьяна Доронина стала лидером тех, кто противостоял Ефремову; с июля 1987 г. она — художественный руководитель части труппы, сохранившей за собой название МХАТ им. Горького (в противоположность другой части, именующейся МХАТ им. Чехова). Стала здесь режиссером возобновлений спектаклей традиционного репертуара МХАТ — “Три сестры” А. Чехова (1987), “На дне” Горького (1987). Сыграла Раневскую в новой постановке “Вишневого сада” Чехова (1988, реж.С. Данченко), Зойку в “Зойкиной квартире” М. Булгакова (1989, реж. Т. Доронина); леди Макбет в “Макбете” В. Шекспира (1990, реж. В. Белякович); Гурмыжскую в “Лесе” А. Островского (1993, реж. Т. Доронина), в 1996 г. — Софью в “Зыковых” Горького. Наиболее заметная работа этих лет — Она в “Старой актрисе на роль жены Достоевского” Э. Радзинского (1988, реж. Р. Виктюк).

Среди режиссерских работ последних лет также “Вьё Карре”
Т. Уильямса (1990); “Полоумный Журден” М. Булгакова (1991); “Белая гвардия” М. Булгакова (1991); “Мы идем смотреть «Чапаева»” О. Данилова (1993); “Доходное место” А. Островского (1994); “Теркин — жив и будет!” (1995); “Версия «Англетер»” А. Яковлева (1995).

О. Егошина, статья из энциклопедического издания «МХАТ. 100 лет», 1998 г.
Пресса
К юбилею Татьяны Дорониной, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 12.09.2023