Имена | «Побредём ещё, Петрович. ..». Памяти Инны СоловьёвойАнатолий Смелянский, Петербургский театральный журнал, 3.06.2024 Сегодня театральный мир прощается с Инной Натановной Соловьевой. Мы публикуем текст, который его автор, Анатолий Миронович Смелянский, просил прочитать на прощании с Инной Натановной в Портретном фойе МХТ им. А. П. Чехова в ту минуту, 11.00. 3 июня 2024 года, когда начинается прощание. Хочу из своего дальнего далека попрощаться с Инной Соловьевой. Прожив почти целый век, она с давних времен стала размышлять о вечном покое. В ее раскладе помимо всех прочих чувств я был еще человеком и начальником, который обеспечит ей место на старом московском кладбище рядом с предками. Я отшучивался, говорил, что еще неизвестно, кто кому будет доставать место. Она соглашалась. «Ну, если не ты, то пусть Лелик (Табаков) сделает». Она пережила Олега Ефремова, а потом и Лелика. В последние годы она снова и снова заводила разговор на тему вечного покоя, и я клятвенно заверял, что мой сменщик, Игорь Золотовицкий, сделает все в лучшем виде. Инна различала родину-место и родину-время. Ее родина-место — Художественный театр и Школа-студия. Два Олега были ее товарищами по всей жизни. Ее сверстниками в послевоенном ГИТИСе были Майя Туровская и Наташа Крымова. Директором того ГИТИСа был замечательный филолог и историк театра Стефан Стефанович Мокульский. Его уволили в 49-м после редакционной статьи «Правды» «Об одной антипатриотической группе театральных критиков». Статья положила начало одной из самых гнусных политических кампаний одряхлевшего сталинизма. Майя Туровская, Наталья Крымова и Инна Соловьева, три лучших театральных писателя страны, входили в мирную профессию под знаком общей беды. Одних беда унижает и подавляет, других, избранных, закаляет на всю будущую жизнь. Инна была одарена особым талантом, необходимым для критика и историка театра. Она угадывала чужой замысел, иногда до пугающей точности. Умение заражать своим восприятием, сдваиваться с играющим или ставящим — одна из ключевых способностей человека, пишущего о театре. Книгу И. Соловьевой «Художественный театр. Жизнь и приключения идеи» мы презентовали в портретном фойе в 2007 году. Книга распахнула новую возможность понимания русского театрального чуда. От момента его зарождения до момента распада. При всем своем внешнем академизме это работа страстная, резкая, взывающая к уму и совести людей театра. Гневная и часто непримиримая, она знала за собой эти свойства. Вполне лирически цитировала шекспировского Лаэрта: «Увижу в церкви, глотку перерву». При всей решительности натуры умела себя сдерживать. И даже каяться. Вера ее была просвещенная, она сильно помогла ей в годы долгой болезни. Свои мучения и напасти воспринимала стоически. Однажды сформулировала предварительный итог: «Вот не умираю, несмотря на то что время умирать давно вышло. В житии Аввакума любимая моя строчка: „Побредем еще, Петрович“, — говорит бедная протопопица, когда сани где-то за Енисеем в очередной раз вывернуло». Свою долгую болезнь она полагала посланным ей испытанием. Как и само долгожительство. Уходили один за другим данные от природы пять чувств, последними ее покинули осязание и вкус пищи. Она описывала этот процесс в письмах ко мне с каким-то особым стилистическим изяществом. Казалось, что она портретирует последний спектакль ее собственной жизни, который надо оставить в памяти потомков. Единственным органом, который не поддавался тотальному разрушению, был ее талантливый мозг, который отвечал за сохранность словесного дара. В последний раз я общался с Инной вживую в начале декабря 2019 года. В канун мирового морока. В том самом портретном фойе, в котором вы сейчас находитесь, мы представляли дневники актера советского МХАТа Ивана Кудрявцева (Николка в «Днях Турбиных»). Презентация собрала замечательных людей театрального цеха. Историк театра Инна Натановна Соловьева восседала в кресле-коляске как королева-мать на троне. Роняла в микрофон совершенно нестандартные слова, снижая пафос шутками. Успела сообщить гостям, что она уже там несколько раз побывала, и заверила почтенную публику, что там (сделав жест рукою вверх) очень хорошо. Проверить это нельзя, но верить, что ей ТАМ будет хорошо, очень хочется. Публикация в «ПТЖ» Пресса Дмитрий Крымов. Памяти Инны Соловьёвой, Театрал, 6.06.2024 Инна Соловьева всегда высоко чтила миссию основателей Художественного театра, Михаил Швыдкой, Российская газета, 4.06.2024 «Побредём ещё, Петрович. ..». Памяти Инны Соловьёвой, Анатолий Смелянский, Петербургский театральный журнал, 3.06.2024 Умерла Инна Соловьева: выпустила десятки книг, посвященных Станиславскому и Немировичу-Данченко, истории МХТ, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 30.05.2024 Человек-институция, Коммерсантъ, 30.05.2024 «Выход хорошей книги это общий праздник», Софья Малинникова, Театрал, 13.04.2024 Инна Соловьёва об Олеге Табакове, ГЛАВтеатр, 23.11.2020 Видение «Чайки», Нина Суслович, журнал «Камергерский, 3», 16.11.2020 Презентация книги «Иван Михайлович Кудрявцев. Дневники». Фоторепортаж Екатерины Цветковой, 10.12.2019 Анатолий Миронович Смелянский и Инна Натановна Соловьева представят книгу «Иван Михайлович Кудрявцев. Дневники», Эксперт, 9.12.2019 Инна Соловьёва о юбилее МХТ: «Осветить тёмную жизнь бедного человечества», Мария Михайлова, Театрал, 26.10.2018 Сергей Женовач возглавил МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 23.04.2018 Алексей Бартошевич о Инне Соловьёвой: «По её книгам можно судить о судьбе русской интеллигенции», Анна Тимина, Театрал, 16.11.2017 Театральный и литературный критик Инна Соловьева принимает поздравления с 90-летием, видеосюжет телеканала «Культура», 16.11.2017 В МХТ имени Чехова раздали золотые «Чайки», Зоя Игумнова, Известия, 27.10.2017 Станиславский: система как свобода / Курс лекций И. Н. Соловьёвой, культурный центр «Хитровка», 25.01.2017 Опубликована переписка двух любимых женщин Чехова, Алексей Бартошевич, Московский комсомолец, 20.01.2017 Инна Соловьева прочитает курс лекций о Станиславском, Colta.ru, 16.01.2017 «Театральный роман» в семи экземплярах, Зоя Игумнова, Известия, 9.12.2016 Лучшие литературные произведения о театре награждены премией «Театральный роман», видеосюжет телеканала «Культура», 9.12.2016 Что движет светилами, Марина Токарева, Новая газета, 24.10.2016 Лекция Инны Соловьёвой «Спектакль Станиславского На Дне», Афиша-Live, 13.09.2016 Пазл из слоновой кости, Ольга Федянина, Коммерсантъ, 22.07.2016 Издана долгожданная книга Инны Соловьёвой о Первой студии и Втором МХАТ, Анастасия Арефьева, Театрал, 17.06.2016 Презентация книги Инны Соловьевой «Первая студия — второй МХАТ. Из практики театральных идей XX века», AprilClubNews, 24.05.2016 Люди театра против трагической реальности в книге «Первая студия Второй МХАТ», видеосюжет телеканала «Культура», 23.05.2016 |