Имена | Дмитрий Крымов. Памяти Инны Соловьёвой, 6.06.2024 Девять дней прошло с того дня, как не стало выдающегося историка театра Инны Натановны Соловьевой. Пронзительные слова прощания, которые были зачитаны 3 июня на гражданской панихиде в МХТ имени Чехова, сказал Дмитрий Крымов. «Театрал» полностью публикует этот текст.– Я не знаю, как начать, и как продолжить, и как закончить. Я прослушал несколько записей, которые я сделал как-то пару лет назад по телефону, когда мы говорили или я был у Инны в гостях. Они все начинались одинаково. Я говорил: «Инна, это я». Она говорила: «Это кто? Димочка? Анатольевич?» Вот я хочу, не знаю, сейчас сказать: «Инна, это я, здравствуйте. Мне без вас очень тоскливо, я скучаю по вам, очень одиноко, мне ужасно вас не хватает. Вот вы часто спрашивали: А ты будешь меня любить все время?“ – Буду. Буду. Буду. Честное слово, буду. И любить, и испытывать сосущее чувство вашего отсутствия, возможности вам позвонить. Я буду разговаривать с вами, я буду рассказывать вам, как у меня дела. Вы обычно спрашивали очень подробно. Но мне не будет хватать ваших ответов, которые уводили в какие-то гущи, чащи, какие-то… Я как-то… Это я хочу вам всем сказать Когда я набрал свой последний курс, вот который я сейчас закончил, это было четыре года назад или четыре с половиной, я решил их познакомить с Инной Натановной. И я так сделал, когда мы были в Портретном фойе МХТ, вот где вы сейчас все сидите, где Инна сейчас лежит. И я связался с ней по телефону, договорившись с ней, что если я не буду знать про какой-то портрет, а я им хотел очень рассказать историю МХАТа, как я ее знаю – по этим лицам, то я ей позвоню, и она скажет то, что она знает про этих людей, а знала-то она всё. И я так и сделал. И на каком-то портрете – я уже сейчас не помню, на каком – я заткнулся, замкнулся, затыкнулся и позвонил ей. По-моему, это была Книппер, я не знаю. Я тоже знал что-то про Книппер, но я хотел, чтобы она рассказала. Короче говоря, она начала рассказывать, не о Книппер, она начала рассказывать, как в раю росло дерево познания, она начала рассказывать про устройство рая. Это было очень долго, это было минут 40, вы не представляете… Я, честно говоря, со страхом смотрел на моих первокурсников: что они обо мне думают? И главное, что они думают про Инну, которую я хотел им подарить? Что какая-то сумасшедшая, которую спросили про Книппер, рассказывает про рай? И вы знаете, через 40 минут я начал распрямляться, во мне было такое чувство гордости, что у меня такая… чуть не сказал подруга. Ну, подруга. (Она одно время все время просила меня назвать на ты“ ее. Я не смог преодолеть эту ступень). Что у меня такая есть знакомая, моя подруга, которую я им хочу подарить. У меня это слилось всё. Я понял, что историю МХАТа можно рассказывать с истории рая, и с истории Адама и Евы, и как это все во имя добра существовало. Она, по-моему, даже не перешла к Книппер, но я понял вообще конструкцию мира. Надо сказать, что, о чем бы с ней ни заговорить – Инна, простите, пожалуйста, что я говорю о вас в третьем лице, при том что вы здесь. Я хочу и с вами поговорить, просто даже в таком виде, в котором вы сейчас находитесь. Ну кроме того, что я скучаю и тоскую и у меня ком в горле, я вряд смогу сейчас что-то толковое сказать. Лучше я одну штуку скажу. Вот все говорят, что вы много знали, ну это понятно, это сейчас всем понятно, и все об этом говорят, но вы знаете, вот есть понятие, вот я как-то читал книжку про мир. Не мир в смысле война и мир, а мир как целое. Я читал, читал, я как-то никогда в голове не держал это понятие – мир как целое. Вот она, Инна Натановна, обладала этим качеством. С ней можно заговорить про всё что угодно, про любой маленький объект, любую маленькую тему. Маленьких тем не бывает. Они ведут на втором, на третьем шаге к пониманию мироздания. Мы с ней вот… – Инна, здрасте, это я. – Димочка? И я что-то такое говорил. И дальше пошло-поехало… А получался мир. Мир. И это так важно, это так крупно. Это такой потрясающий взгляд на мироздание, на человечество, на вообще смысл нашего существования. Нет отдельных вещей, нет отдельных спектаклей, нет отдельных актеров, персоналий и поступков. Это всё часть мира, которая или во благо, или во вред, или между, или как-то связано. Это такой GPS. Разговаривая с ней, ты понимал, где ты находишься, и что такое вокруг тебя и во имя чего это все существует. Не даром она все время сползала в разговоре на космос. Как ходят облака? Это лермонтовское стихотворение Хоры стройные светил“, ее почему-то очень беспокоило. Как они ходят? Как они ходят, эти облака? Вот этот разговор, который Сережа Николаевич упоминает в своем тексте про Современник“, это я с ней говорил, и он в четыре раза больше или в пять раз, чем то, что осталось для выставки в Современнике“. И вот эта история Современника“, связанная с этими хОрами или хорАми стройными светил, что такие времена, когда вдруг почему-то становится теплее. Почему теплее, что такое Россия? Голова кружится! Я вышел зареванный. Инна, моя жена, на меня смотрела на кухне, там кто-то еще был у нас… А, Леша Трегубов, собственно, который эту выставку делал. Они на меня смотрели, как на какого-то сумасшедшего. Я вышел просто весь в слезах, просто буквально в слезах. Это было мироздание. Она обладала этим чудесным, чудесным философским качеством очень крупных людей. Я таких знал в жизни ну два-три человека. О чем бы ни заговорить, о супе, который ты ешь, и это превращается на третьем шаге в мироздание. Этот суп начинает вращаться как планета вместе с Юпитером, Сатурном, Венерой, и это все ты видишь и вправо далеко, и влево далеко, и понимаешь вообще, что ты не просто ешь суп, а ты где-то ешь суп и зачем-то ты ешь суп. О господи боже мой, я не могу сейчас долго говорить вообще, но я просто, ну я, Инна, я просто без вас буду очень-очень мучиться. И любить. Что призываю делать и всех присутствующих. И всех отсутствующих. Спасибо вам. Вот буквально – вечная память. И пусть земля вам будет пухом. И вы у меня в сердце навсегда как связующее звено какой-то Атлантиды, которая с вашим отсутствием ушла под воду почти уже вся, и просто как вы лично. Вы очень красивы. Я вас сейчас не вижу, но думаю, что и сейчас тоже. Вы даже в старости были очень-очень красивы, потому что содержание в вас было очень сильное. И вообще просто красивы. И как женщина тоже, и, вообще, как персонаж какой-то в моей жизни. Ну вот, до свидания. Ваш Дима. Публикация в журнале Театрал“ Пресса Дмитрий Крымов. Памяти Инны Соловьёвой, Театрал, 6.06.2024 Инна Соловьева всегда высоко чтила миссию основателей Художественного театра, Михаил Швыдкой, Российская газета, 4.06.2024 «Побредём ещё, Петрович. ..». Памяти Инны Соловьёвой, Анатолий Смелянский, Петербургский театральный журнал, 3.06.2024 Умерла Инна Соловьева: выпустила десятки книг, посвященных Станиславскому и Немировичу-Данченко, истории МХТ, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 30.05.2024 Человек-институция, Коммерсантъ, 30.05.2024 «Выход хорошей книги это общий праздник», Софья Малинникова, Театрал, 13.04.2024 Инна Соловьёва об Олеге Табакове, ГЛАВтеатр, 23.11.2020 Видение «Чайки», Нина Суслович, журнал «Камергерский, 3», 16.11.2020 Презентация книги «Иван Михайлович Кудрявцев. Дневники». Фоторепортаж Екатерины Цветковой, 10.12.2019 Анатолий Миронович Смелянский и Инна Натановна Соловьева представят книгу «Иван Михайлович Кудрявцев. Дневники», Эксперт, 9.12.2019 Инна Соловьёва о юбилее МХТ: «Осветить тёмную жизнь бедного человечества», Мария Михайлова, Театрал, 26.10.2018 Сергей Женовач возглавил МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 23.04.2018 Алексей Бартошевич о Инне Соловьёвой: «По её книгам можно судить о судьбе русской интеллигенции», Анна Тимина, Театрал, 16.11.2017 Театральный и литературный критик Инна Соловьева принимает поздравления с 90-летием, видеосюжет телеканала «Культура», 16.11.2017 В МХТ имени Чехова раздали золотые «Чайки», Зоя Игумнова, Известия, 27.10.2017 Станиславский: система как свобода / Курс лекций И. Н. Соловьёвой, культурный центр «Хитровка», 25.01.2017 Опубликована переписка двух любимых женщин Чехова, Алексей Бартошевич, Московский комсомолец, 20.01.2017 Инна Соловьева прочитает курс лекций о Станиславском, Colta.ru, 16.01.2017 «Театральный роман» в семи экземплярах, Зоя Игумнова, Известия, 9.12.2016 Лучшие литературные произведения о театре награждены премией «Театральный роман», видеосюжет телеканала «Культура», 9.12.2016 Что движет светилами, Марина Токарева, Новая газета, 24.10.2016 Лекция Инны Соловьёвой «Спектакль Станиславского На Дне», Афиша-Live, 13.09.2016 Пазл из слоновой кости, Ольга Федянина, Коммерсантъ, 22.07.2016 Издана долгожданная книга Инны Соловьёвой о Первой студии и Втором МХАТ, Анастасия Арефьева, Театрал, 17.06.2016 Презентация книги Инны Соловьевой «Первая студия — второй МХАТ. Из практики театральных идей XX века», AprilClubNews, 24.05.2016 Люди театра против трагической реальности в книге «Первая студия Второй МХАТ», видеосюжет телеканала «Культура», 23.05.2016 |