Народный артист РСФСР, Лауреат Сталинских премий

Николай Иванович Боголюбов

Имена

(22.10.1899, село Ивановское, Рязанская губ. — 9.3.1980)

Актер. Народный артист РСФСР (1945).

Пришел в МХАТ в 1938 г. — после закрытия Театра им. Вс. Мейерхольда, в котором он проработал 12 лет. До поступления к Мейерхольду он учился в студии Рязанского драмтеатра, потом служил в Красной Армии, где участвовал в самодеятельности, а после демобилизации вернулся в Рязань, где играл в пьесах Горького и Чехова. В Театре им. Вс. Мейерхольда, куда он был принят в 1926 г. после окончания студии при Театре РСФСР‑1, играл самые разнообразные роли — не только героические (“Командарм 2”, “Последний решительный”), но и комедийные (Смирнов в водевиле Чехова “Медведь”, Скалозуб в “Горе от ума”, в пьесах Маяковского “Клоп” и “Баня”).

В 30-е гг. Боголюбов много снимался в кино. Тотальное признание принес ему фильм “Великий гражданин”, где он создал образ идеального партийного вождя (прототипом его был С. М. Киров).

Первой ролью Боголюбова в Художественном театре был ввод в “Воскресение” (“От автора”). Но его “большевистская” актерская индивидуальность вошла в противоречие с философским решением инсценировки романа Льва Толстого. Зато дальнейшее его участие в многочисленных советских пьесах принесло ему полный успех. Его могучая приземистая фигура, низкий глуховатый голос, страстный темперамент, мужественное лицо и обаяние сделали его символом положительного героя-борца сталинской эпохи. Качества личности артиста прикрывали схематизм и демагогичность многих персонажей конъюнктурных фильмов и пьес, за исполнение которых он получил два ордена Ленина и шесть Сталинских премий. Боголюбов играл эти роли с такой верой и убежденностью, что казалось — он и вне сцены продолжает жить жизнью своих героев. Он был человеком широкой души, верным товарищем и преданным Художественному театру артистом.

Слава Боголюбова ушла вместе со сталинской эпохой, его награды потеряли значение. По болезни он не смог продолжать свою актерскую деятельность и в 1958 г. вышел на пенсию. В последние годы жизни, потеряв жену и сына, Николай Иванович оказался в полном одиночестве и забвении. Единственным утешением для него был внук, который вместе со своей мамой заботился о нем: приносил ему из магазина кефир и хлеб, а из столовой котлеты. Между тем и его роли (матрос Рыбаков в “Кремлевских курантах”, генерал Муравьев в “Победителях”, Кондратьев в “Офицере флота”) и сам тип творческой личности его неотъемлемы от истории русского театра и кино советской эпохи.

Владлен Давыдов