Народный артист СССР

Олег Иванович Борисов

Имена

(8 ноября 1929 г., Приволжск — 28 апреля 1994 г., Москва)

Настоящее имя — Альберт.

Вырос в рабочем посёлке. Приехал в Москву в 1947 году поступать в Институт востоковедения и, уже принятый туда, шутки ради — заодно с мечтавшим о театре земляком — пришёл на экзамен в Школу-студию; ему предложили здесь учиться. Несомненно, что он был самым талантливым из выпускников 1951 года, но место в Художественном театре ему тогда не досталось: сюда он пришёл много позже, когда МХАТ стал открывать двери для людей близкого себе корня, но успевших сложиться, приносивших с собою свои вызревшие темы и свою оригинальную духовную технику.
Годы работы в Киеве (1951-1963), где его использовали в основном как комика (он в самом деле обладал игровой лёгкостью, забавной неожиданностью жеста), мало приближали к открытию индивидуальности Борисова. На неё намекала разве что роль Петра в «Последних» Горького, где актёра увлёк мотив страха смерти, угаданный им в этом юнце.
Его становление связано с БДТ (1964-1983). Уже в первых вводах (Ганя в «Идиоте» по Достоевскому, Пётр в «Мещанах» Горького, Дживоло в «Карьере Артуро Уи» Брехта) была очевидна чёткость формы, филигранность отделки. В ролях, связанных с Г. А. Товстоноговым (из них крупнейшие — принц Гарри в «Генрихе IV» Шекспира, Кистерев в «Трёх мешках сорной пшеницы» Тендрякова, Григорий Мелехов в «Тихом Доне»), окончательно определяются черты Борисова: соединение аналитичности с предельной страстностью, оголённость нерва.
Приглашённый на постановку в БДТ Л. А. Додин заостряет эти черты, готовя с ним роль безымянного персонажа инсценированной повести Достоевского «Кроткая» (1981). Роль потребовала почти актробатического владения темпераментом, парадоксальности и доли фантастичности. Психологизм Достоевского обнаружил в сценическом создании Борисова сродство с сюрреалистической образностью.
Спектакль был некоторое время спустя перенесён на сцену Художественного театра, куда Олег Борисов перешёл в 1983 г. и оставался до 1987 г. В работе над ролью Астрова в «Дяде Ване» (1985) артист искал способов сродниться с более мягким, гармонизованным мировидением, одолевая присущую ему нервную чрезвычайность сценического существования. В роли Выборнова, которую он играл в «Серебряной свадьбе» А. Мишарина, Борисов проявил прежде всего чувство пропорций, соразмеряя свои усилия с коротким дыханием злободневной пьесы и добиваясь социальной точности и простоты рисунка.
Взял в 1988 году отпуск, чтобы сыграть в ЦАТСА трагедию Мережковского «Павел I» (реж. Л. Е. Хейфец, 1989); здесь же началась, но не завершилась работа над ролью Арбенина в «Маскараде» Лермонтова.
С 1990 года, постигнутый уже болезнью, Борисов не состоял ни в какой труппе, участвуя лишь в антрепризе своего сына (авангардистская постановка «Пиковой дамы» Пушкина) и снимаясь в кино.


И. Соловьёва