Лев Николаевич Булгаков

Имена

(1888 — 20.7.1948, Нью-Йорк)

Актер. В труппе МХТ с 1911 по 1924 г., участник спектаклей Первой студии (Василий в “Каликах перехожих”). Первой “премьерной” ролью Булгакова стал Бобчинский в “Ревизоре” (1921). К концу его пребывания в Художественном театре в список его ролей (вводов) входили: Телегин (“Дядя Ваня”), Родэ (“Три сестры”), начальник станции и почтовый чиновник в “Вишневом саде”, Алешка в “На дне”, Огонь в “Синей птице”, 1‑й гость в “Иванове”, Смердяков в “Братьях Карамазовых”, Голутвин в “На всякого мудреца довольно простоты”, Биллинг в “Докторе Штокмане”. Большинство этих работ он получил в пору зарубежных гастролей в 1922 — 1924 гг., в которых также участвовала его жена В. П. Булгакова (роли ее в МХТ, где она служила с 1916 г.: Наташа, “Три сестры”; Наташа, “На дне”; Деянира, “Хозяйка гостиницы”; Мавра Григорьевна,“Смерть Пазухина”и др.). Когда Лев и Варвара Булгаковы гастролировали в Нью-Йорке с МХТ, они привлекли внимание Мориса Геста, который убедил их остаться. Хотя Лев и получил эпизодическую роль в “Миракле” в постановке М. Рейнхардта, их первые сезоны были полны неопределенности. В 1926 г. в театре Provincetown Playhouse он поставил “Принцессу Турандот”, а в 1927 г. вошел в труппу Grand Street Theatre, где сыграл роль Николая Ивановича в “Любовниках и врагах” Арцыбашева. В пьесе Максвелла Андерсона и Харолда Хикерсона “Боги молнии” (1928), основанной на истории дела Сакко и Ванцетти, он играл контрабандиста Суворина, а в спектакле “Уличная сцена” по пьесе Элмера Райса — Эбрахама Каплана, говоруна-реформатора. В 1928 г. в ознаменование 30‑летия МХАТ Булгаков поставил “Вишневый сад” в Еврейском Художественном театре (Yiddish Art Theatre).
Он основал труппу “Сподвижники Льва Булгакова”, где осуществил постановки “Чайки” (1930) и “На дне” в качестве экспериментальных утренников на сцене театра Комедии. В последующий период Булгаков играл и ставил второ- и третьеразрядные бродвейские спектакли. Булгаковы начали преподавать в Нью-Йорке с 1932 г., а в 1939 г. ими была открыта Булгаковская студия театрального искусства. Булгаков утверждал, что “актеры должны в глубинах своей души находить источники для воображения и эмоциональной выразительности”.

Лоренс Сенелик