Имена | Ивановы мукиТатьяна Никольская, газета «Дом Актера», 24.12.2009 «Иванов» в МХТ им. А. П. Чехова начинается с финала пьесы. Иванов стреляется, а потом идет сцена его объяснения с Шурочкой. В корсаже тоненькая молоденькая девушка стоит на пеньке и отрешенно двигается в такт звучащему пошленькому мотивчику. Иванов бесстрастно рассказывает ей, почему им не надо жениться. Он говорит так, словно сто раз уже говорил все эти слова, которые ему нещадно надоели, и ему снова повторять их бесконечно скучно. И Шурочка не скрывает, что ей это тоже все давно уже известно, она и не слушает его, и говорит Иванов зря, ни на что он повлиять не может они должны венчаться.Происходит все на каком-то заброшенном пустыре, где сохранилась старая облупившаяся ограда, повсюду разбросаны пни, обрубки деревьев, сучья, и каким-то чудом возникшее здесь старое пианино. В таком жизненном пространстве, не приспособленном для жизни, обитают герои спектакля. Это обочина жизни, ее край, кажется, что дальше уже нет ничего. Здесь нет дома, нет деревьев одни мертвые деревяшки. За них то и дело цепляются одеждой, спотыкаются. Возникает ощущение, что это мертвая зона, куда чьей- то злой волей брошены люди, которые отчаянно пытаются сохранить хотя бы подобие жизни. В этом спектакле все несчастны и одиноки, все чувства давно умерли, остались только воспоминания, в которые мало кто теперь верит. Воспоминания о том, что когда-то Иванов любил Сарру, что когда-то они с Лебедевым были либералами, а у Шабельского была жена Что случилось? Почему кончилась жизнь? Когда Лебедев очень смущенно и неуверенно пробует объяснить Иванову: среда заела. Тот машет рукой, словно говоря: общее место, банально, сколько можно. На самом деле все по-другому, все сложнее, и все гораздо трагичнее. Иванов в спектакле несколько раз стреляется. Он стреляется после каждой сцены, которые следуют от конца к началу. Более того, выстрел слышен еще за занавесом, еще до начала спектакля. Чеховскую фразу, страшную, если вдуматься: то ли чаю попить, то ли повеситься, режиссер Юрий Бутусов развивает дальше, он ставит спектакль об обреченности жизнью. Иванов стреляется, но ничего не меняется. К нему, лежащему на земле, обращается кто-то из героев, он поднимается, и эта мука жизни продолжается. Умер один Иванов, но вместо него заступает другой, который должен дальше участвовать в этом жизненном беге на месте. Ивановы несут этот крест русской жизни, которая не развивается и не меняется. И потому все их муки танталовы муки, напрасные. И либеральные идеи, и любовь, и благородные, смелые поступки, вроде ивановской женитьбы на еврейке все это бессмысленно, ни каким образом не влияющее на общее мироустройство. И. когда в финале Иванов начинает собирать эти тяжелые деревяшки, с огромным усилием тащит их, складывая в один стог, никому не нужный, никому ненадобный, возникает эта пронзительная мысль о тщетности всех усилий человека пробиться к главному смыслу своего существования, пробиться сквозь свое одиночество к человеческой общности. О тотальном, вселенском одиночестве человека на земле сделан спектакль Московского Художественного театра. Замысел Бутусова, созданный в соавторстве с Александром Боровским, художником спектакля, наверное, многим покажется спорным. Во-первых, спорны актерские работы. Монотонен и однообразен Андрей Смоляков в роли Иванова. Непривычна Сарра в исполнении Натальи Рогожкиной, совершенно не похожая на чахоточную больную, не похожая и на жертву, более того, по логике спектакля это она совершила подвиг, выйдя замуж за Иванова, а не наоборот. Странный здесь и Шабельский Сергей Сосновский играет какого-то водевильного графа. Невнятно решение образа доктора Львова (Павел Ворожцов). Роль Зюзюшки сведена к эпизоду, хотя и сыгранному Полиной Медведевой очень точно. Шурочка (Наташа Швец) народоволка, эмансипированная барышня, твердо знающая, что она хочет. И понятно, почему пьет Лебедев, у которого такие жена и дочь. Лебедев Игоря Золотовицкого это самая бесспорная актерская работа в спектакле, он один, по сути, сыграл судьбу и ни разу ситуацию. Через Лебедева вырисовывается и становится понятен этот Иванов. Во-вторых, почему нельзя было сыграть пьесу, как она написана у Чехова? Почему с финала? Не знаю. Но именно так она прозвучала еще пронзительней и страшней. Еще более жестко и жестоко. «Иванов» написан Чеховым в 27 лет, и становится не по себе, как много понимал этот еще молодой доктор про человека, про жизнь и про смерть. И еще удивляешься безграничному пространству пьесы Чехова, легко вмещающему самые неожиданные режиссерские высказывания, которые всегда про себя, про свое время. Спектакль Бутусова это абсолютно современный спектакль. Современный по мироощущению, по настроению, но мучительному поиску ответов на сегодняшние наши вопросы. Иванов из интеллигента, аристократа духа и крови, мучащегося от несовершенства мира, каковым играл его Смоктуновский на той же сцене МХАТа, стал человеком толпы, одним из бесконечных Ивановых живущих, в огромной России. И не потому что того Иванова играл великий Смоктуновский, а сегодня его играет просто очень хороший артист Смоляков. То была трагедия узкого круга интеллигенции, сегодня это трагедия каждого человека, не умеющего справиться ни с жизнью, ни со смертью. Такова корректура времени, в котором жизнь обесценена, а смерть событие на короткий миг. Интересно, что незадолго до выхода «Иванова» состоялась премьера «Дяди Вани» в Вахтанговском театре в постановке Римаса Туминаса режиссера совершенно иных эстетических, воззрений, нежели у Бутусова. Но в обоих спектаклях, мне кажется, есть общее движение мысли, пусть едва уловимое. Туминас «Дядю Ваню» разыгрывает силами некоей труппой в случайно возникшем пространстве. Начинается спектакль со сцены, в которой актриса, играющая няню Марину, вместо привычных спиц и мотка шерсти, в руках держит зеркало. Она старательно румянит щеки и красит губы, словно постаревшая прима, готовящаяся к выходу на сцену. Точно также театрально оформлен выход других героев спектакля, в котором каждому выделена своя маска. И только в финале Соня подходит к дяде Ване, чтобы снять с него маску страдания в мир иной он уходит с улыбкой. У Туминаса, как и у Бутусова, все герои люди средние, не выдающиеся. В то, что Войницкий мог бы стать Шопенгауэром, никто не верит. Все, что происходит, фарс, да и только, но фарс трагический. Все люди актеры, актеры пошленького фарса, каковой является наша жизнь, и которая, как правило, проходит «мимо» Пресса Юрий Бутусов отметил юбилей, видеосюжет телеканала «Культура», 25.09.2021 Режиссер Юрий Бутусов: мне важна обстановка доверия и свободы, Ольга Свистунова, ТАСС, 24.09.2021 Худруки московских театров к 60-летию Юрия Бутусова, Театрал, 24.09.2021 Юрий Бутусов: «Главный вопрос жизни — в каком настроении ты просыпаешься», Марина Токарева, Новая газета, 23.09.2021 МХТ проведёт онлайн-премьеру “Иванова” Юрия Бутусова, Елена Алдашева, Театр, 29.05.2020 Лаура Пицхелаури: «Театр это территория свободы», Михаил Тихонов, Театрал, 4.04.2020 «Меж двух кулис: Юрий Бутусов. В поисках радости». Документальный фильм, телеканал «Культура», 27.03.2020 Юрий Бутусов: «Театр единственное место, где можно всю жизнь оставаться ребёнком», Михаил Тихонов, Театрал, 20.12.2019 “Человек из рыбы” в МХТ: Снег на Караванной и все-все-все, Юлия Зу, Musecube.org, 12.03.2019 Ольга Хенкина: «Никто его при встрече не узнал бы, этот психологический театр», Елена Ковальская, Театр, № 36, 5.02.2019 Ностальгия по несбывшемуся, Татьяна Филиппова, Театральная афиша столицы, № 1, 29.01.2019 Юрий Бутусов: Невозможно на мастер-классе вскрыть язвы профессии, Анастасия Скорондаева, Российская газета, 20.11.2018 Язык твой враг твой, Вадим Рутковский, CoolConnections.ru, 20.11.2018 Чешуя к чешуе, Анастасия Вильчи, index-art, 17.11.2018 Место риска, Анна Сиротина, Аэрофлот, 2.11.2018 Воробей — птица. Россия — наше отечество. Смерть неизбежна. Интервью с театральным режиссером Юрием Бутусовым, Сергей Вересков, Нож, 27.10.2018 Мыльные пузыри, Елена Федоренко, Культура, 5.10.2018 Мама, я боюсь человека из рыбы, Елизавета Авдошина, Независимая газета, 25.09.2018 Цветы зла и люди-рыбы на сцене МХТ, Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 24.09.2018 «А вы ноктюрн сыграть могли бы
», Ольга Егошина, Театрал, 22.09.2018 Игры в бисер на Караванной, Мария Хализева, Экран и сцена, 20.09.2018 Иностранцы в родной стране, которую потеряли, Любовь Лебедина, Трибуна, 10.09.2018 Нужна санобработка, Анастасия Паукер, Петербургский театральный журнал, 9.09.2018 Репост-модерн, Алена Карась, Colta.ru, 6.09.2018 В МХТ имени Чехова рассказали о планах на новый сезон, видеосюжет телеканала «Культура», 3.09.2018 Осторожно, гештальты закрываются, Вячеслав Шадронов, Частный корреспондент, 16.07.2018 МХТ им. А. Чехова завершил сезон предпремьерным показом спектакля Юрия Бутусова «Человек из рыбы». Отклик драматурга Аси Волошиной, Театр, 11.07.2018 Максим Матвеев сыграет в новом спектакле МХТ им. Чехова, Ирина Корнеева, Российская газета, 5.07.2018 Критик. Как говорить о войне?, Марина Тимашева, телеканал «Культура», 31.03.2016 Юрий Бутусов в программе «Линия жизни», телеканал «Культура», 19.02.2016 Режиссёр Юрий Бутусов: «Для меня есть один путь драться», Театрал, 6.11.2015 Конспект встречи с Юрием Бутусовым, репзал МХТ, 29 октября 2015 г., Елена Аксёнова, 30.10.2015 Встреча с режиссёром Юрием Бутусовым. Тезисы, Павел Руднев, 30.10.2015 Юрий Бутусов: Театр дело молодое, Дмитрий Циликин, Росбалт, 15.06.2013 Юрий Бутусов: «Для меня главное вовремя спрятаться», Инна Денисова, Colta.ru, 23.05.2013 Мучитель, Константин Райкин, Итоги, 29.10.2012 Коллеги Марины Голуб собираются в гримерке актрисы, видеосюжет телеканала НТВ, 10.10.2012 Олег Табаков. В поисках радости. Театральная повесть в пяти вечерах, Анатолий Смелянский, телеканал «Культура», 13.08.2012 «И снова вам расскажем, что видали две ночи мы
» Легендарный МХТ и «Гамлет» Бутусова продолжают удивлять!, сайт Хабаровского краевого театра драмы, 3.07.2012 Служитель Годо, Ольга Фукс, МИТ-инфо / ITI-info, № 2 (11), 03.2012 Юрий Бутусов о «Чайке» и о себе, Анна Банасюкевич, OpenSpace.ru, 17.01.2012 Юрий Бутусов. Что такое режиссура сегодня?, Петербургский театральный журнал, № 1 (63), 02.2011 МХТ отметил 112-летие вручением Чеховских медалей, видеосюжет программы «Вести», телеканал «Россия-24», 27.10.2010 Юрий Бутусов в программе «Театральная среда братьев Верников», Вадим Верник, радио «Культура», 29.09.2010 Юрий Бутусов поставил «Иванова» в МХТ, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 19.01.2010 Ивановы муки, Татьяна Никольская, газета «Дом Актера», 24.12.2009 Русский Сизиф, Ольга Галахова, Независимая газета, 21.12.2009 Юрий Бутусов о спектакле «Иванов», Ольга Коршакова, «Другие в городе», радио «Культура», 20.12.2009 Чехов в роли Беккета, Елена Дьякова, Новая газета, 18.12.2009 Готов застрелиться? Всегда готов!, Наталия Каминская, Культура, 17.12.2009 Действующие лица: Андрей Смоляков о премьере «Иванова», Владислав Борецкий, радио «Культура», 15.12.2009 Пиф-паф, Марина Зайонц, Итоги, № 51, 14.12.2009 Режиссер устроил отстрел покойников, Ольга Романцова, «Газета», 9.12.2009 МХТ на руинах «Иванова», Алла Шендерова, Infox.ru, 8.12.2009 Премьера «Иванова» в МХТ, Анна Нечаева, Радио «Культура», 14.11.2009 Юрий Бутусов поставил «Иванова» в МХТ, Вечерняя Москва, 13.11.2009 МХТ вновь ставит чеховского «Иванова», видеосюжет программы «Вести», 13.11.2009 В МХТ новая постановка чеховского «Иванова», видеосюжет Первого телеканала, 13.11.2009 Андрей Смоляков перевоплотился в Иванова, видеосюжет ВГТРК «Культура», 12.11.2009 Московский художественный театр завершает подготовку к премьере чеховского «Иванова», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 11.11.2009 «Иванов» двадцать первого века, Алла Шендерова, Ваш досуг, 11.11.2009 Люди и премьеры. «Иванов» Юрия Бутусова, телеканал «Театр», 11.2009 Юрий Бутусов: «Пришла пора начать учиться», Ольга Варганова, Петербургский театральный журнал, № 1 (51), 01.2008 Наши в Эльсиноре, Жанна Зарецкая, Вечерний Петербург, 15.09.2006 Вам принца Гамлета?, Юрий Фридштейн, Страстной бульвар, 10. № 5-85, 04.2006 Юрий Бутусов: «Взаимосвязи остаются», Марина Багдасарян, Театр, № 1, 04.2006 Весёлый Гамлет Бутусова, Елена Горфункель, Театр, № 1, 04.2006 Человек проверяется на перезагрузках, Ольга Коршакова, Новая газета, 9.02.2006 Юрий Бутусов. Анкета «Петербургского театрального журнала», Петербургский театральный журнал, № 2 (44), 02.2006 Разбитые фонари Датского королевства, Марина Квасницкая, Россiя, 19.01.2006 Бедный, бедный Гамлет, Елена Строгалева, Петербургский театральный журнал, № 43, 2006 Петушиные бои, Кристина Матвиенко, Петербургский театральный журнал, № 43, 2006 Королевские игры, Ксения Ларина, Театральные Новые Известия, 29.12.2005 Без пистолета, Алиса Никольская, Взгляд, 23.12.2005 Михаил Пореченков: артисту без амбиций никуда!, Марина Зельцер, Вечерняя Москва, 22.12.2005 Три бойбренда, Наталия Каминская, Культура, 22.12.2005 Один как перст, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 19.12.2005 Тень мента Гамлета, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 16.12.2005 В постели с Хабенским, Елена Левинская, Московские новости, 16.12.2005 Силовики берут шекспира с поличным, Елена Красникова, Комсомольская правда, 15.12.2005 Гамлет-банд, Ольга Егошина, Новые Известия, 15.12.2005 «Гамлет», МХТ им. Чехова, Марина Давыдова, Известия, 9.12.2005 Прапорщик Полоний, Ольга Коршакова, Огонёк, 14.11.2005 Три товарища, Марина Зайонц, Итоги, 19.09.2005 Юрий Бутусов. Анкета «Петербургского театрального журнала», Петербургский театральный журнал, № 2 (17), 02.1999 |