Имена | Королевские игрыКсения Ларина, Театральные Новые Известия, 29.12.2005 Открываю программку: эскизы к спектаклю огромная крыса, пронзенная шпагой, два могильщика за столиком летнего кафе и нечто, напоминающее «Тайную вечерю» длинный стол, за которым сидят фигурки. Под каждой подпись. Там, где Лаэрт, написано «Лоэрт». Слава богу, в спектакле не было ни крысы с человеческий рост, ни «Лоэрта». Зато было много чего другого например «непредвиденных сочинений», то есть тех, что Шекспир не успел сочинить. Ему помог режиссер Юрий Бутусов.На Призрак (в версии МХТ Дух!) нынче ходят с рогатиной, как на медведя. Три сиволапых мужика в вывернутых шерстью вверх тулупах, громыхая консервными банками, символизирующими границы Эльсинора, пытаются поймать «нарушителя». «Нарушитель» вид имеет вполне земной, с Гамлетом беседует запросто, уютно подбрасывая в ладонях обжигающую печеную картошку. И так, между делом, у костерка да на бережку и выкладывает потрясенному юноше жуткую историю про яд в ухе. Это ухо потом крупно покажут актеры в пьесе «Мышеловка», и «ухом» будет страдать король-убийца Клавдий, то и дело прочищая его то указательным пальцем, то хлопая по нему, как пловец, выскочивший из воды. Из этого клавдиевского уха и будут рождаться самые коварные замыслы по устранению взбунтовавшегося пасынка. Главные мужские персонажи Клавдий (Константин Хабенский), Гамлет (Михаил Трухин) и Полоний (Михаил Пореченков) очень хорошо смотрятся втроем. Они как-то друг другу подходят резонер, неврастеник и комик. Такие сыгранные разухабистые ребята с общим портвейновым питерским прошлым, с благополучным настоящим и довольно внятной раскрученной перспективой. Но Шекспир с Пастернаком вносят в этот идиллический союз свои коррективы и милая троица распадается как звездочки салюта в небе, что взмывают вместе, а падают по одиночке. Михаил Трухин дебютирует на московской сцене, и, судя по всему, дебют этот обошелся ему несколькими потерянными килограммами, сорванным голосом и сдавшими нервами. Маленький человечек, на которого свалилась буквально с небес почетная миссия мстителя, этой ноши явно не выдерживает. Он ее бежит и страшится. Паника в его округлившихся глазах угадывается уже в первом появлении задолго до встречи с папашиным призраком. Он с ужасом ждет грядущих мучений и, кажется, уже с первых минут проклинает весь этот Эльсинор с его невестами, матерями, дядями и прочими, в том числе и почившими, родственниками. Существование на грани истерики доходит до своего апогея в сцене с могильщиками, где осатаневший от выпавших на его долю страданий принц с ненавистью выплевывает в пустые глазницы Йорика-черепа все, что накопилось в его истерзанной душе. «Где теперь твои каламбуры, твои смешные выходки, твои куплеты?!» Бедного Гамлета хочется приласкать и успокоить, но даже родная мать (Марина Голуб) не в силах совладать с этим фонтаном неконтролируемых эмоций. Жить «кишками наружу» в течение трех часов невозможно. И Гамлет склоняется к «умереть, уснуть и видеть сны». В снах ему являются мертвая прекрасная Офелия (Ольга Литвинова), победная дуэль с красавцем Лаэртом (Роман Гречишкин) и много-много конфетти, как на детском празднике… Михаилу Пореченкову отвели в этой драме роль придворного (или дворового) Шута, того самого Йорика Весельчак и балагур Полоний шутит с завидным усердием, шутку готовит основательно, с удовольствием выслушивает запрограммированный смех с галерки, удовлетворенно крякает, как после опрокинутой рюмки, и, не дав опомниться, сразу же приступает к следующей шутке. Гибель свою за резным ковром в будуаре у Гертруды он переживает мужественно и покорно. Правда, после смерти со сцены не исчезает, а радует всех своим упитанным довольным видом в других ролях и ролишках, чьи имена авторы спектакля поленились (в отличие от Шекспира) перечислить в программке. В то, что у Полония есть дочь, которую он любит, поверить так же трудно, как и понять а зачем, собственно, вам здесь Полоний? Загулявший обаятельный гусар, эдакий поручик Ржевский, он искрит интонациями Жоржа Бенгальского и выполняет функции дивертисмента для увеселения подуставшей от трагедий публики. А трагедия разыгралась нешуточная. И тащит на себе эту трагедию король датский, Клавдий. Константину Хабенскому удалось то, что до него не удавалось никому Клавдий стал главным персонажем всей драмы, главным ее двигателем и идеологом. И очень быстро все стали зависеть от его настроения, от его темперамента, от его публичных угрызений и злодеяний, приведших к трагическому исходу и оставивших без ответа главный вопрос спектакля. Нет, не угадали. Не «Быть или не быть?» Здесь главный вопрос задает король-убийца: «За что прощать того, кто тверд в грехе?» Сцена покаяния Клавдия всегда игралась как прелюдия к несовершенному Гамлетом убийству, это была сцена Гамлета, стоящего за спиной коленопреклоненного врага с занесенным кинжалом. Здесь же Юрий Бутусов выволок Клавдия на авансцену вместе с железным разделочным столом на спине, дал ему в руку огарок свечи и повернул лицом в зал. А Хабенский взял, да и сыграл. Да так, что мурашки по спине. Отвергнутый небесами, Клавдий постепенно обретает дьявольские черты голос его начинает поскрипывать как старая прогнившая дверь, руки и ноги сводит судорогой. Бесы крутят, бесы подсказывают ему на ухо все новые и новые смертельные игры. Неожиданно решенная (и получившаяся!) роль Короля датского главная удача спектакля, который ко второму акту обрел недостающую стройность и глубину. Борьба с раскаянием и неотвратимость возмездия красивые и мощные «слова, слова, слова», что продираются сквозь балаганный угар и настигают-таки всех участников трагедии. А участники, надо сказать, сильно «сдают» к финалу и на смерть идут чуть ли не с облегчением. Хорошо только счастливому Призраку-Духу (Сергей Сосновский), который и заварил всю эту «кашу». Теперь он, отмщенный, с победительным гиканьем носится вокруг кучи трупов, размахивая белоснежной исподней рубахой на палке знаменем бессмысленной чистоты. В спектакле много цитат из Някрошюса, Штайна, Стуруа В изощренности фантазий Юрию Бутусову не откажешь артистам всегда есть, что делать и чем прикрыться (первый монолог Гамлет произносит с залепленным кремом для торта лицом). Но, чересчур увлекаясь внешними придумками, Бутусов лишает многих возможности играть в полную силу… Осталась недоигранной роль Гертруды очень интересная заявка Марины Голуб, с ее мощным неиспользованным темпераментом и эмоциональной пластичностью. Не дали развернуться юному утонченному Лаэрту, Роману Гречишкину. Зато могильщики-эстеты в белых штанах, декадентская томная «Мышеловка» и Клавдий, играющий на трости, как на саксофоне, останутся в истории, и завтра кто-нибудь процитирует и этого «Гамлета». Пресса Юрий Бутусов отметил юбилей, видеосюжет телеканала «Культура», 25.09.2021 Режиссер Юрий Бутусов: мне важна обстановка доверия и свободы, Ольга Свистунова, ТАСС, 24.09.2021 Худруки московских театров к 60-летию Юрия Бутусова, Театрал, 24.09.2021 Юрий Бутусов: «Главный вопрос жизни — в каком настроении ты просыпаешься», Марина Токарева, Новая газета, 23.09.2021 МХТ проведёт онлайн-премьеру “Иванова” Юрия Бутусова, Елена Алдашева, Театр, 29.05.2020 Лаура Пицхелаури: «Театр это территория свободы», Михаил Тихонов, Театрал, 4.04.2020 «Меж двух кулис: Юрий Бутусов. В поисках радости». Документальный фильм, телеканал «Культура», 27.03.2020 Юрий Бутусов: «Театр единственное место, где можно всю жизнь оставаться ребёнком», Михаил Тихонов, Театрал, 20.12.2019 “Человек из рыбы” в МХТ: Снег на Караванной и все-все-все, Юлия Зу, Musecube.org, 12.03.2019 Ольга Хенкина: «Никто его при встрече не узнал бы, этот психологический театр», Елена Ковальская, Театр, № 36, 5.02.2019 Ностальгия по несбывшемуся, Татьяна Филиппова, Театральная афиша столицы, № 1, 29.01.2019 Юрий Бутусов: Невозможно на мастер-классе вскрыть язвы профессии, Анастасия Скорондаева, Российская газета, 20.11.2018 Язык твой враг твой, Вадим Рутковский, CoolConnections.ru, 20.11.2018 Чешуя к чешуе, Анастасия Вильчи, index-art, 17.11.2018 Место риска, Анна Сиротина, Аэрофлот, 2.11.2018 Воробей — птица. Россия — наше отечество. Смерть неизбежна. Интервью с театральным режиссером Юрием Бутусовым, Сергей Вересков, Нож, 27.10.2018 Мыльные пузыри, Елена Федоренко, Культура, 5.10.2018 Мама, я боюсь человека из рыбы, Елизавета Авдошина, Независимая газета, 25.09.2018 Цветы зла и люди-рыбы на сцене МХТ, Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 24.09.2018 «А вы ноктюрн сыграть могли бы
», Ольга Егошина, Театрал, 22.09.2018 Игры в бисер на Караванной, Мария Хализева, Экран и сцена, 20.09.2018 Иностранцы в родной стране, которую потеряли, Любовь Лебедина, Трибуна, 10.09.2018 Нужна санобработка, Анастасия Паукер, Петербургский театральный журнал, 9.09.2018 Репост-модерн, Алена Карась, Colta.ru, 6.09.2018 В МХТ имени Чехова рассказали о планах на новый сезон, видеосюжет телеканала «Культура», 3.09.2018 Осторожно, гештальты закрываются, Вячеслав Шадронов, Частный корреспондент, 16.07.2018 МХТ им. А. Чехова завершил сезон предпремьерным показом спектакля Юрия Бутусова «Человек из рыбы». Отклик драматурга Аси Волошиной, Театр, 11.07.2018 Максим Матвеев сыграет в новом спектакле МХТ им. Чехова, Ирина Корнеева, Российская газета, 5.07.2018 Критик. Как говорить о войне?, Марина Тимашева, телеканал «Культура», 31.03.2016 Юрий Бутусов в программе «Линия жизни», телеканал «Культура», 19.02.2016 Режиссёр Юрий Бутусов: «Для меня есть один путь драться», Театрал, 6.11.2015 Конспект встречи с Юрием Бутусовым, репзал МХТ, 29 октября 2015 г., Елена Аксёнова, 30.10.2015 Встреча с режиссёром Юрием Бутусовым. Тезисы, Павел Руднев, 30.10.2015 Юрий Бутусов: Театр дело молодое, Дмитрий Циликин, Росбалт, 15.06.2013 Юрий Бутусов: «Для меня главное вовремя спрятаться», Инна Денисова, Colta.ru, 23.05.2013 Мучитель, Константин Райкин, Итоги, 29.10.2012 Коллеги Марины Голуб собираются в гримерке актрисы, видеосюжет телеканала НТВ, 10.10.2012 Олег Табаков. В поисках радости. Театральная повесть в пяти вечерах, Анатолий Смелянский, телеканал «Культура», 13.08.2012 «И снова вам расскажем, что видали две ночи мы
» Легендарный МХТ и «Гамлет» Бутусова продолжают удивлять!, сайт Хабаровского краевого театра драмы, 3.07.2012 Служитель Годо, Ольга Фукс, МИТ-инфо / ITI-info, № 2 (11), 03.2012 Юрий Бутусов о «Чайке» и о себе, Анна Банасюкевич, OpenSpace.ru, 17.01.2012 Юрий Бутусов. Что такое режиссура сегодня?, Петербургский театральный журнал, № 1 (63), 02.2011 МХТ отметил 112-летие вручением Чеховских медалей, видеосюжет программы «Вести», телеканал «Россия-24», 27.10.2010 Юрий Бутусов в программе «Театральная среда братьев Верников», Вадим Верник, радио «Культура», 29.09.2010 Юрий Бутусов поставил «Иванова» в МХТ, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 19.01.2010 Ивановы муки, Татьяна Никольская, газета «Дом Актера», 24.12.2009 Русский Сизиф, Ольга Галахова, Независимая газета, 21.12.2009 Юрий Бутусов о спектакле «Иванов», Ольга Коршакова, «Другие в городе», радио «Культура», 20.12.2009 Чехов в роли Беккета, Елена Дьякова, Новая газета, 18.12.2009 Готов застрелиться? Всегда готов!, Наталия Каминская, Культура, 17.12.2009 Действующие лица: Андрей Смоляков о премьере «Иванова», Владислав Борецкий, радио «Культура», 15.12.2009 Пиф-паф, Марина Зайонц, Итоги, № 51, 14.12.2009 Режиссер устроил отстрел покойников, Ольга Романцова, «Газета», 9.12.2009 МХТ на руинах «Иванова», Алла Шендерова, Infox.ru, 8.12.2009 Премьера «Иванова» в МХТ, Анна Нечаева, Радио «Культура», 14.11.2009 Юрий Бутусов поставил «Иванова» в МХТ, Вечерняя Москва, 13.11.2009 МХТ вновь ставит чеховского «Иванова», видеосюжет программы «Вести», 13.11.2009 В МХТ новая постановка чеховского «Иванова», видеосюжет Первого телеканала, 13.11.2009 Андрей Смоляков перевоплотился в Иванова, видеосюжет ВГТРК «Культура», 12.11.2009 Московский художественный театр завершает подготовку к премьере чеховского «Иванова», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 11.11.2009 «Иванов» двадцать первого века, Алла Шендерова, Ваш досуг, 11.11.2009 Люди и премьеры. «Иванов» Юрия Бутусова, телеканал «Театр», 11.2009 Юрий Бутусов: «Пришла пора начать учиться», Ольга Варганова, Петербургский театральный журнал, № 1 (51), 01.2008 Наши в Эльсиноре, Жанна Зарецкая, Вечерний Петербург, 15.09.2006 Вам принца Гамлета?, Юрий Фридштейн, Страстной бульвар, 10. № 5-85, 04.2006 Юрий Бутусов: «Взаимосвязи остаются», Марина Багдасарян, Театр, № 1, 04.2006 Весёлый Гамлет Бутусова, Елена Горфункель, Театр, № 1, 04.2006 Человек проверяется на перезагрузках, Ольга Коршакова, Новая газета, 9.02.2006 Юрий Бутусов. Анкета «Петербургского театрального журнала», Петербургский театральный журнал, № 2 (44), 02.2006 Разбитые фонари Датского королевства, Марина Квасницкая, Россiя, 19.01.2006 Бедный, бедный Гамлет, Елена Строгалева, Петербургский театральный журнал, № 43, 2006 Петушиные бои, Кристина Матвиенко, Петербургский театральный журнал, № 43, 2006 Королевские игры, Ксения Ларина, Театральные Новые Известия, 29.12.2005 Без пистолета, Алиса Никольская, Взгляд, 23.12.2005 Михаил Пореченков: артисту без амбиций никуда!, Марина Зельцер, Вечерняя Москва, 22.12.2005 Три бойбренда, Наталия Каминская, Культура, 22.12.2005 Один как перст, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 19.12.2005 Тень мента Гамлета, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 16.12.2005 В постели с Хабенским, Елена Левинская, Московские новости, 16.12.2005 Силовики берут шекспира с поличным, Елена Красникова, Комсомольская правда, 15.12.2005 Гамлет-банд, Ольга Егошина, Новые Известия, 15.12.2005 «Гамлет», МХТ им. Чехова, Марина Давыдова, Известия, 9.12.2005 Прапорщик Полоний, Ольга Коршакова, Огонёк, 14.11.2005 Три товарища, Марина Зайонц, Итоги, 19.09.2005 Юрий Бутусов. Анкета «Петербургского театрального журнала», Петербургский театральный журнал, № 2 (17), 02.1999 |