Имена | Режиссер на обочинеМарина Давыдова, Время новостей, 19.07.2002 Раньше здесь действительно были расположены конюшни купцов Алексеевых, из которых и вышел основоположник знаменитой театральной системы. Теперь в конюшни ходят зрители. Их немного. Во-первых, потому что зал очень маленький. Во-вторых, Юрий Погребничко не стремится к всенародной славе. Он вообще старается жить тихо и скромно, ясно понимая тщету успеха и не обольщаясь насчет высокого призвания художника. Театр для него лишь одно из проявлений той трудно определимой субстанции, которую называют душой. Время от времени Погребничко ставит спектакли, которые большая часть критиков потом пересматривает с завидной регулярностью. Некоторые плачут при этом тихими слезами. Все поголовно хватаются за бока. Недавно расположившийся около дома Станиславского режиссер поставил очередной такой спектакль - ?Странники и гусары? по ?Старшему сыну? Александра Вампилова и ?Трем сестрам? Антона Чехова. С Юрием ПОГРЕБНИЧКО беседует Марина ДАВЫДОВА.
- Вы упорно возвращаетесь к одним и тем же текстам. Они вас не отпускают от себя? Вот «Старшего сына» вы какой раз ставите? Третий? Да. Третий. А какая разница, сколько с текстом работать, если он хороший. То есть в пределе можно вообще всю жизнь ставить одну и ту же пьесу? Если под «ставить» вы имеете в виду то же, что и я, то да. А вы что имеете в виду? Я имею в виду, что театральный текст не равен литературному. Ну, это понятно. Означает ли это, что один и тот же режиссер может поставить одну и ту же пьесу диаметрально противоположным образом? Наверное, может, если он сам диаметрально изменился. Но на практике этого почти не бывает. Даже частично человек не меняется. Да вы что? А как же пушкинское «не меняются только дураки»? Кардинально, я думаю, и сам Пушкин не менялся. Разумеется, он был и остался тем же человеком, но его взгляды, в том числе общественно-политические (от фрондерства в ранние годы до государственно-монархических убеждений в зрелые), претерпели существенную эволюцию. Это не означает, что он изменялся, просто по-разному интерпретировал реальность. Я бы, например, хотел меняться, но самому это сделать невозможно. Просто технически. Психология меняется, тело, мышцы ослабевают или становятся сильнее, но в некой глубинной сущности личность человека остается прежней. Думаю, нам нужно спуститься на землю, а то наше интервью вообще не опубликуют в газете. Давайте вернемся к началу разговора. Давайте. Есть на свете какое-то количество хороших текстов. Можно ограничиться частью из них. А можно бесконечно расширять территорию, но результат будет тот же. К тому же в театре выбор того или иного текста часто зависит от конкретных обстоятельств помещение, возможность распределить роли и т.д. Можно я задам вам совсем простой вопрос. Когда вы соединили тексты Чехова и Вампилова в пределах одного спектакля, вы что имели в виду? У меня нет прямого и логичного ответа. Давно, еще работая в Театре на Таганке, я пытался соединить «Старшего сына» и «Трех сестер». Я вообще люблю соединять пьесы. Время идет, и они становятся вровень и события, и персонажи. Это все ушедшие люди, и о них одинаково можно ностальгировать. Так же как при слове «Москва» мы думаем о каком-то одном городе, хотя он тоже очень менялся во времени. Да, но ностальгировать можно и по героям Достоевского или Гончарова. Далеко не все тексты так счастливо соединяются, как чеховский и вампиловский. Чехов, я думаю, был последним реформатором в театре. Он предложил новую эстетику, и для этого потребовалась новая актерская техника. После него драматический театр практически не претерпел никаких изменений. Из Чехова все выросло. В том числе и театр абсурда. Я помню, как на один из Чеховских фестивалей Кристоф Марталер привез «Трех сестер», и выяснилось, что Чехов это совершеннейший Беккет. Да. Только театр абсурда развил чеховские идеи в совершенно определенном направлении, а Вампилов не сделал никакого нового шага. Он жил в советское время, но использовал темы классической русской драматургии. Легко можно проследить генеалогию Зилова из «Утиной охоты» Федя Протасов Толстого, чеховский Иванов. Но мне все же кажется, что «Утиная охота» послабее «Старшего сына». «Охота» более социальная, а «Старший сын» более театральный. В нем есть хрестоматийная для драматургии тема хозяин и гость. Вся русская драматургия построена на этом. То же «Горе от ума». Но одно дело Фамусов и Чацкий, другое Сарафанов и Бусыгин. Святой человек (так о нем Бусыгин говорит) в советской провинциальной действительности и его ложный сын. Меня глубоко задел этот ваш спектакль Правда? А на меня он как-то не производит впечатления. Хотя местами, когда репетировал, казалось вот, вот, нашел. Я попытаюсь объяснить. Это конечно же не просто совмещение, а скорее система отражений двух текстов и двух ситуаций. Из этих отражений следует очень важная вещь. Есть два подхода к русской истории. Один из них такой: была какая-то страна и какие-то люди. Потом, после известных событий, эта страна исчезла и началась другая история, чрезвычайно мерзкая. А можно сказать иначе: есть Россия, и даже несмотря на чудовищный перелом ее история едина. И связь между людьми не порвана. В вашем спектакле советские обыватели возвышены до чеховских героев, а чеховские наоборот. Их никогда прежде так не играли. Они снижены, но не окарикатурены. Та же Ирина хорошая, немного глуповатая мещаночка вполне могла бы работать в галантерейном магазине в советские времена. И оказывается, никакой пропасти между двумя мирами нет, можно сделать шаг и переступить какую-то заветную черту. Мне кажется, что единство жизни и истории вообще тема всех ваших спектаклей. В общем да. Либо это одно (не одно и то же, а единое), либо ни в том, ни в другом нет смысла. Потому что можно, конечно, смотреть на обе части, от них отъединившись, но только умозрительно. Только в том случае, если вы решили проблему себя как ограниченного существа во времени, в геометрическом пространстве и в пространстве истории. Если нет, то с какой позиции вы можете говорить, что там было так, а тут эдак. Герои Чехова не утверждают, что они рождены восстановить связь времен, но их все время это беспокоит. И меня беспокоит. Вы очень хорошо чувствуете время и знаете его приметы. В ваших спектаклях всегда очень точно подобрана музыка и бутафория. А артисты при этом почти постоянно пребывают в каком-то отрешенном состоянии. Как будто медитируют. Так только такой артист и нужен. Зачем другой-то? Артист должен быть немного отстранен. Иначе он ничего не изобразит. Ведь помимо обычных будничных событий идет и какая-то таинственная жизнь. Вы же отличаетесь от меня каким-то неповторимым вашим «я». И если забывать об этой тайне, все остальное в общем ерунда. Я бы не стал употреблять слово «медитация», но мы тренируем в артистах специальную отстраненность. Вы с любыми артистами можете работать? Думаю, с любыми. Даже с артистом-премьером? Я с трудом представляю себе, например, Калягина, который играет в театре Погребничко. Да бог его знает. Человек может прожить всю жизнь и не встретиться с тем, что действительно представляет для него интерес. Может, тогда он бросит то, чем занимался, и займется чем-то иным. Но это не значит, что он изменился внутренне. Просто произошла нужная встреча. Вы ведете здесь существование, я не скажу полуподпольное, скорее камерное. Если бы вам предложили завтра сцену какого-нибудь крупного академического театра, вы бы согласились? Не знаю, я никогда не пытался как-то специально устроить свою жизнь. Как поворачивалось, так и действовал. Крупный театр? Тоже, в общем, интересно. Я какое-то время довольно много в таких работал. Но, знаете, надоело. Очень большие расстояния. Приходится все время ходить на сцену, чтобы показать что-то артистам. Много времени на это уходит. Не успеваешь поговорить толком ни о пьесе, ни о чем-то важном. А тут все под носом. А почему вы вообще решили стать режиссером? А я и не решал. Я закончил строительный институт. Жил в Иркутске. Потом под влиянием своего друга и прекрасного художника Юры Кононенко поступил в ЛГИТМиК на актерский. Конкурс был большой. Тогда все хотели быть актерами. Постепенно втянулся. Роза Сирота советовала мне стать режиссером. Я и стал. Наверное, правильно. Актерская профессия это постоянная борьба амбиций. Театр вообще плохое место редко кто не теряет здесь возможности для спасения. В этом смысле я никому не рекомендовал бы связывать свою жизнь с театром. В нем есть возможность духовного прорыва, но для этого надо через такое пройти. Это вас мучает? Мучает, конечно. Утешает только, что мне уже не надо побеждать. Я уже не бегу по дорожке. Я же на обочине. Мы театр на обочине. Мы и на Эдинбургском фестивале получили Fringe first. То есть «первые на обочине». Значит, и на обочине есть соревнование? Да. Но осознание, что ты бежишь по обочине, превращает все в юмор. Это даже смешнее, чем соревнование инвалидов. У вас не было желания все бросить и уйти? Ну, я не знаю в монастырь. Или для вас выход из театра существует только в другой театр? Я никогда ничего не предпринимал в смысле изменения. Иногда что-то знал наперед будет это и это. Но ничего не делал. Когда мне говорили: иди туда-то, я обычно шел, но сам никуда не рвался. «Жизнь умнее нас, живущих и мудрствующих». Это фраза из «Старшего сына» Вампилова. Иногда мне кажется, я понимаю, что он имел в виду. Пресса Видеоверсия спектакля «Дядя Ваня» (режиссёр Денис Азаров), Культура.РФ, 26.04.2024 Видение «Чайки», Нина Суслович, журнал «Камергерский, 3», 16.11.2020 Ника Пархомовская о «Чайке» Оскараса Коршуноваса, Дмитрий Трубочкин, «Новости. Подробно», телеканал «Культура», 24.09.2020 Доплывут? / «Дуэль» в МХТ им. А. П. Чехова, Елена Омеличкина, Страстной бульвар, 10, 29.04.2020 Пять «Чаек» МХТ — от Станиславского до Коршуноваса, Дарья Андреева, Сноб, 24.03.2020 Выставка «Чайка. Перезагрузка» открывается в МХТ им. А. П. Чехова, АртМосковия, 12.02.2020 Соломон Волков: Как открывался МХТ имени Чехова, Сноб, 5.10.2019 Как Антон Чехов не хотел жениться, но пришлось, Ирина Чуди, Город 812, 21.09.2018 Три плюс три сестры, Ольга Фукс, Международный институт театра, 19.07.2018 Зарево новой жизни и тотальное безразличие / «Три сестры» в СТИ и МХТ им. А. П. Чехова, Дарья Андреева, Страстной, 10, 12.07.2018 Богомолов показал в спектакле «Три сестры» женскую любовь, Алексей Филиппов, News.ru, 31.05.2018 Фоторепортажи с премьеры спектакля «Три сестры», 31.05.2018 В МХТ имени Чехова Константин Богомолов поставил «Трех сестер», видеосюжет Первого канала, 30.05.2018 Константин Богомолов поставил «Трех сестер» в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 29.05.2018 В музее «Мелихово» пройдёт выставка, посвящённая сотрудничеству Чехова с МХТ, Радио 1, 2.03.2018 Опубликована переписка двух любимых женщин Чехова, Алексей Бартошевич, Московский комсомолец, 20.01.2017 Телеверсия спектакля Олега Ефремова «Три сестры» и рассказ Галины Скоробогатовой о постановке, Культура.РФ, 2017 Вышел свет двухтомник переписки Ольги Леонардовны Книппер-Чеховой и Марии Павловны Чеховой, Сергей Кольцов, Страницы воронежской культуры, 26.09.2016 Сайт проекта «Чехов жив», 17.12.2015 Запущен сайт проекта «Чехов жив», Аргументы и факты, 17.12.2015 У «Чайки» – юбилей, Павел Подкладов, Литературная газета, 3.12.2015 Анатолий Белый: «Чайка» – это парадокс, Анжелика Заозерская, Труд, 19.11.2015 Сорок восемь произведений Чехова за сутки, Антонина Крюкова, Трибуна, 29.09.2015 Классик в джинсах, Андрей Васянин, Российская газета, 28.09.2015 На YouTube прошла 24-часовая театрализованная акция «Чехов жив», Антон Хитров, Ведомости, 27.09.2015 Чехов в прямом эфире, радио «Эхо Москвы», 27.09.2015 Произведения Чехова прочитали в разных уголках мира, видеосюжет телеканала «Мир 24», 26.09.2015 В мире завершился литературный марафон «Чехов жив», Оксана Полякова, Вечерняя Москва, 26.09.2015 Проект «Чехов жив» монолог Сони из «Дяди Вани», 25.09.2015 Проект «Чехов жив» «Невеста», 25.09.2015 Проект «Чехов жив» «Каштанка», 25.09.2015 Проект «Чехов жив» «Чайка», 25.09.2015 Проект «Чехов жив» письма про МХТ, 25.09.2015 Проект «Чехов жив» «Цветы запоздалые», 25.09.2015 Проект «Чехов жив» «Анюта», 25.09.2015 Проект «Чехов жив» «Крыжовник», 25.09.2015 Проект «Чехов жив» «Ионыч», 25.09.2015 Проект «Чехов жив» «Анна на шее», 25.09.2015 Проект «Чехов жив» «Человек в футляре», 25.09.2015 Проект «Чехов жив» «Мальчики», 25.09.2015 Проект «Чехов жив» «Шуточка», 25.09.2015 Проект «Чехов жив» «Детвора», 25.09.2015 Проект «Чехов жив» «Дом с мезонином», 25.09.2015 Проект «Чехов жив» «Архиерей», 25.09.2015 Проект «Чехов жив» «Дама с собачкой», 25.09.2015 «Чехова можно и нужно читать везде», Игорь Карев, Газета.ru, 25.09.2015 Чеховские онлайн-чтения увлекли людей по всему миру, видеосюжет телекомпании НТВ, 25.09.2015 По следам классика: чеховские места по всему миру, Бюро 24/7, 25.09.2015 Олег Табаков: «Антона Павловича Чехова можно и нужно читать всегда и везде», Никита Карцев, Московский комсомолец, 25.09.2015 По всему миру проходит акция «Чехов жив!», видеосюжет Первого канала, 25.09.2015 Олег Табаков: «Чехов принес мне массу доходов», Дарья Хальзова, Комсомольская правда, 25.09.2015 Чехов жив: сотни ценителей творчества писателя приняли участие в онлайн-чтениях, видеосюжет телеканала НТВ, 25.09.2015 Международный проект «Чехов жив» приурочен к 155-летию со дня рождения писателя, видеосюжет Первого канала, 25.09.2015 Дан официальный старт проекту «Чехов жив», видеосюжет телеканала «Культура», 25.09.2015 На старт! Внимание! Чехов!, Вечерняя Москва, 24.09.2015 Проект «Чехов жив» завтра в эфире, Театрал, 24.09.2015 Более 500 человек со всего мира прочтут Чехова в прямом эфире, Дарья Смольякова, Собака.ru, 21.09.2015 «Чехов жив»: герои из произведений писателя среди нас, Бюро 24/7, 16.09.2015 Более 700 человек выбраны для участия в онлайн-чтениях «Чехов жив», ТАСС, 3.09.2015 Его герои среди нас. «Чехов жив», YouTube.com, 9.07.2015 Чеховед рассказала Metro, где в произведениях писателя найти дауншифтера, Дарья Буянова, Метро, 8.07.2015 Более 500 человек со всего мира прочтут сочинения Чехова в режиме онлайн, видеосюжет телеканала «Культура», 26.06.2015 "Чехов жив” театрализованные чтения на мировой онлайн-сцене, ТАСС, 26.06.2015 Произведения Чехова прочтут от Гарварда до Гонконга, Аргументы и факты, 26.06.2015 Театр начинается с… Чехова, Кристина Малая, Диалог, 12.06.2015 Антон Чехов: особые приметы. Инфографика, Кирилл Яблочкин, Аргументы и факты, 29.01.2015 Антон Чехов. Юбилейная «Дуэль», радио Финам-FM, 29.04.2010 Юбилей Чехова. Творческий вечер в МХТ, новостной сюжет телеканала «Звезда», 26.01.2010 Чехов без глянца, Ольга Романцова, «Газета», 26.01.2010 Год Чехова в МХТ, Анна Нечаева, новостной сюжет радио «Культура», 25.01.2010 Чеховский юбилей в МХТ, новостной сюжет телеканала «Культура», 25.01.2010 «Живёшь в таком климате» авторский цикл Анатолия Смелянского к 150-летию А.П. Чехова, Анатолий Смелянский, телеканал «Культура», 2010 Больше, чем любовь. Антон Чехов и Ольга Книппер, телеканал «Культура», 2008 После пожара, Павел Подкладов, РГ, 8.11.2005 Кабуки средней полосы, Олег Зинцов, Ведомости, 28.04.2005 Дядя Ваня-сан, Марина Шимадина, Коммерсант, 23.04.2005 Режиссер на обочине, Марина Давыдова, Время новостей, 19.07.2002 Дом, которого здесь нет, Юрий Фридштейн, «Литературная газета», 2002, 2002 «Три сестры» Олега Ефремова, Анатолий Смелянский, энциклопедическое издание «Московский Художественный театр. 100 лет», 26.10.1998 Огонь, вода и внутренняя Монголия, Надя Плунгян |