Евгений Николаевич Чириков | ||
Имена | (24.7.1864, Казань — 18.1.1932, Прага) Писатель, драматург. Входил в число авторов, группировавшихся вокруг Горького, и именно в этом качестве сблизился с МХТ. Его успех Немирович-Данченко называл “успехом в хвосте кометы”. Чириков привлекал колоритностью жанровых сцен, а еще больше — энергичностью отклика на волнующие события. “Евреи” (1903), написанные под впечатлением кишиневского погрома, и “Мужики” (1905) были запрещены театральной цензурой; за рубежом “Евреев” играла труппа П. Н. Орленева. МХТ в 1905 г. поставил “Ивана Мироныча” — пьесу о бунте против пошлого быта. В ней В. В. Лужский играл самого Ивана Мироныча — вариацию “человека в футляре”, Н. Н. Литовцева играла его молодую жену, Л. В. Гельцер и С. В. Халютина — его детей от первого брака, А. П. Лось — “человека со стороны”, Сергея Борисовича. В роли учителя Соловьева был занят А. Р. Артем. Станиславский зафиксировал ход работы над пьесой в обширном режиссерском дневнике. Хотя спектакль был явной неудачей (что было обусловлено посредственностью дарования автора), Чириков спешил предлагать свои последовавшие пьесы Художественному театру, были ли они написаны в экспрессионистской манере, близкой Леониду Андрееву (“Легенда старого замка”, 1907), или тяготели к фольклорным и космическим мотивам (“Колдунья”, 1909). В пьесе “Дом Кочергиных” (1910) была сделана попытка в духе Горького срастить драму вырождающейся семьи с резким социальным фоном. Одновременно Чириков следует и своим пристрастиям бытовика: в “Шакалах” (1911), с которыми он также знакомит МХТ, фабула связана с преступной борьбой вокруг наследства. В 1916 г. драматург посылал Немировичу-Данченко пьесу “Краса Ненаглядная”, побудив того в пространном отзыве к раздумью о русском характере, как он выразился в народной сказке. Чириков стал соседом Станиславского, незадолго до октябрьского переворота построив дом в известном Батилимане — романтической колонии российских интеллигентов в Крыму. Умер он в эмиграции. И. Соловьёва |