Народный артист СССР, Лауреат Государственных премий СССР и РФ, Герой Социалистического Труда Олег Николаевич Ефремов | ||
Имена | (1.10.1927 г., Москва — 24.5.2000 г., Москва) Актер, режиссер, театральный деятель. Народный артист СССР (1976). Окончил Школу-студию в 1949 г. и был там оставлен как педагог; тогда же его приняли в Центральный Детский Театр. Здесь он сыграл за короткий срок 22 роли, с наибольшим успехом — Ивана в сказке “Конек-горбунок”, Ковьеля в “Мещанине во дворянстве” Мольера, Костю Полетаева и Алексея в пьесах В. Розова “Страницы жизни” и “В добрый час!”. Убежденный адепт “театра живого человека”, он добивался правды существования в образе, ставя самые неожиданные сверхзадачи и находя непривычное сквозное действие; проработанность рисунка сочеталась с его легкостью, а театральная фантазия граничила с озорством. Эти черты сказались и в его первой режиссерской работе — в водевиле “Димка-невидимка” М. Львовского и В. Коростылева (1955). Артистическая свобода Ефремова заставляла руководителя ЦДТ М. О. Кнебель, ученицу Михаила Чехова, вспоминать своего учителя. Артистизм соседствовал с жадностью к жизненным впечатлениям, с талантом лидера и с сознанием гражданского назначения сцены. Летом 1952 г. Ефремов с товарищем предпринял “путешествие по Руси” — вниз по Волге от Ярославля по нищающим русским городкам и деревням до монумента Сталина на Волго-Доне. В 1956 г. он собирает вокруг себя ровесников и учеников (Г. Волчек, Л. Толмачева, Е. Евстигнеев, В. Заманский, И. Кваша, О. Табаков, В. Сергачев и др.). “Студия молодых актеров”, в дальнейшем выросшая в театр “Современник”, считала первоочередной задачей возвращение к заветам Станиславского и Немировича-Данченко, к неподдельности жизни на сцене, при которой была бы невозможна, сама себя выдавала бы любая ложь — художественная или социальная. Этим принципам и отвечали актерские работы самого Ефремова в “Современнике” (Борис Бороздин, а затем Бороздин-отец в “Вечно живых” В. Розова, Лямин в “Назначении” А. Володина, Винченцо Де Преторе в комедии Де Филиппо “Никто” и др.). Вкус Ефремова к достоверности и его понимание “сценизма жизни” разделяли авторы, которые сблизились со студийцами (Розов, Володин, позднее М. Рощин). Как режиссер Ефремов видит свои обязанности не только в построении спектакля, но прежде всего в построении театра — живой и меняющейся художественной целостности; мера удачи для него поверяется тем, насколько удается осуществить замысел длительного творческого союза. Художественное единомыслие в “Современнике” поддерживалось и единством гражданских чувств: наиболее желанным автором для Ефремова надолго становится А. Солженицын (облюбованную им пьесу “Олень и шалашовка” он с огромным запозданием сможет поставить лишь в 1991 г.). Рожденный общественным подъемом шестидесятых, “Современник” отстаивал себя и в пору “отката”. В трилогии, посвященной разным периодам революционного движения в России (“Декабристы” Л. Зорина, “Народовольцы” А. Свободина, “Большевики” М. Шатрова, 1967), режиссер осмысливал историю как непрерывающуюся реальность, выявлял связь нравственных проблем, встающих как в пору надежд, так и в пору глухую. Тему “времена и мы” он решал и на сугубо житейском материале в “Традиционном сборе” Розова (1967); вопрос участия в гражданском действии, трагически вздымавшийся перед героями революционной трилогии, вставал и перед скромнягой Ляминым, которого Ефремов с лирическим юмором играл в “Назначении” Володина (1963). Смена общественной ситуации и накапливающиеся противоречия художественного дела к концу 60-х гг. драматизировали обстановку внутри “Современника”. Выветривание идей, разброд эгоистических желаний, отрава наступающего безвременья виделись Ефремову в персонажах “Чайки”, когда он в 1970 г. впервые обратился к Чехову. Хаотичный и неправомерно резкий спектакль еще более осложнил отношения руководителя и труппы. В этот момент последовало приглашение Ефремова на пост главного режиссера в Художественный театр. Он предложил вариант: “Современник” весь целиком входит в МХАТ на правах автономии. Но в “Современнике” этот вариант отвергли, и только несколько актеров перешли в Художественный театр вслед за своим прежним лидером. Возглавив МХАТ в 1970 г., Ефремов настойчиво боролся за право осуществлять пьесы близких ему авторов (“Дульсинея Тобосская” Володина, роль дона Луиса, 1971; “Медная бабушка” Зорина, роль Пушкина,1975). Он искал жизненных красок в картинах Г. Бокарева “Сталевары” (1972); улавливал и усиливал ноты наступающих социальных перемен в “Серебряной свадьбе” А. Мишарина (1985); бился над стилем автора в “Утиной охоте” А. Вампилова (1978, роль Зилова). “Авторами театра” при Ефремове становятся Гельман (“Заседание парткома”,1975, роль Потапова; “Обратная связь”,1977; “Мы, нижеподписавшиеся”, 1979; “Наедине со всеми”,1981, роль Голубева; “Скамейка”, 1984; “Чокнутая”, 1986) и М. Шатров (“Так победим!”, 1981), с которым Ефремова сближал темперамент социально-исторического расследования. В пьесах Рощина (“Валентин и Валентина”, 1971, роль Прохожего; “Старый Новый год”, 1973, роль Себейкина; “Перламутровая Зинаида”, 1987, роль писателя Аладьина) артиста увлекала театральная игра с житейской материей, шутливость и переливчатость манеры. Ефремов в МХАТ упорно работает и над классикой, к которой не обращался в “Современнике”. В “Последних” Горького (1971) он был одушевлен задачей суда над опозорившейся, выродившейся и довольной собой жизнью. Затем был начат цикл чеховских спектаклей. Уязвимость идеалов, конец любви, одичание быта раскрывались в “Иванове” (1976), с его пустынными интерьерами, изнутри поросшими какими-то дикими, цепкими побегами, с тоской и самосудом героя, которого играл Смоктуновский, с бесполезной и трогательной человечностью Лебедева, которого играл А. А. Попов. В “Чайке” (1980) и затем в “Дяде Ване” (1985) драма персонажей, неразрешимая внутри себя, получала разрешение в огромной перспективе времен, о которой говорится в монологе Мировой Души, в ширящемся пространстве, красоту которого передавали декорации Левенталя. Эти спектакли намечали линию возможного развития искусства МХАТ. Но тяжеловесному и многосоставному коллективу явно не хватало подвижности и воли к единству. Разрастание труппы, из которой смерть уносила великих “стариков”, компромиссы в выборе пьес и режиссеров, приглашаемых на постановки (их число росло в связи с необходимостью занять актеров), наконец, падение, измельчание нравов при казенной монументальности организационных форм — все это становилось неодолимым. После провала очередной попытки сократить труппу возникла идея ее разделения. С 1987 г. Ефремов стал главою МХАТ им. Чехова, где, впрочем, ни одна из прежних проблем не оказалась снятой. В последние свои годы Ефремов как режиссер стремится к разгадке русской стихотворной драмы (“Горе от ума”, 1992; “Борис Годунов”,1994). Завершает свой “чеховский цикл”, с трагической простотой поняв поэзию “Трех сестер” (1997). Последней, незавершенной, режиссерской работой стал «Сирано де Бержерак» Ростана. Из актерских работ Ефремова 80—90-х гг. наиболее значительны Мольер в “Кабале святош”, Астров в “Дяде Ване”, Гендель в “Возможной встрече”, Борис Годунов. Олег Ефремов сыграл около 70 ролей в художественных и телефильмах, самые известные из которых: «Первый эшелон» М. Калатозова, «Шли солдаты» Л. Трауберга, «Живые и мертвые» А. Столпера, «Звонят, откройте дверь» А. Митты, «Берегись автомобиля» Э. Рязанова, «Три тополя на Плющихе» Т. Лиозновой, «Батальоны просят огня» В. Чеботарева и А. Боголюбова. На протяжении полувека преподавал мастерство актера в Школе-студии МХАТ, выпустил несколько актерских и режиссерских курсов, был профессором и заведующим кафедрой мастерства актера. Был одним из создателей и Первым секретарем Правления Союза театральных деятелей СССР. Герой Социалистического труда, народный артист СССР, лауреат Государственных премий СССР, кавалер высших орденов СССР, Российской Федерации и иностранных государств. И. Соловьева Пресса От Станиславского до Табакова: пять главных вех в 125-летней истории МХТ, Елизавета Авдошина, Марфа Бубнова, Forbes, 26.10.2023 Вечера в Камергерском. Выпуск № 3, телеканал «Культура», 25.10.2023 В фондах музея МХАТ нашли забытые стихи Олега Ефремова, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 4.10.2022 Вечер памяти Олега Ефремова к 95-летию со дня его рождения прошел в МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 4.10.2022 Николай Скорик: «В конце жизни Ефремов вообще не хотел уходить из театра», Марина Райкина, Московский комсомолец, 1.10.2022 Олег Ефремов. Живой голос, Вадим Верник, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 1.10.2022 Игорь Александров. О пользе бесцеремонности, Нина Суслович, журнал «Камергерский, 3», № 2, 22.04.2021 Вперед к Станиславскому, Михаил Швыдкой, Российская газета, 21.07.2020 Олег Ефремов: На одном дыхании, Светлана Новикова-Ганелина, Story, 27.06.2020 Видеозапись спектакля «Три сестры» Олега Ефремова (премьерный состав, 1997 год), из фондов Музея МХАТ, 23.05.2020 Памяти Олега Ефремова: инфицировал других своей мечтой, Евгения Кузнецова, Московский комсомолец, 23.05.2020 О спектакле «Так победим!», Наталья Витвицкая, Медиацентр МХТ, 2.05.2020 «Художественный театр. Энергия места»: гримуборная Олега Ефремова, Наталья Витвицкая, Медиацентр МХТ, 30.04.2020 Телеверсия спектакля «Соло для часов с боем» и рассказ Бориса Любимова о постановке, Культура.РФ, 27.04.2020 «Художественный театр. История в фотографиях»: Борис Ливанов vs Олег Ефремов, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 27.04.2020 Телеверсия спектакля «Так победим!» (запись 1987 г.) и рассказ Наталии Каминской о постановке, Культура.РФ, 25.04.2020 Видеозапись лекции Анатолия Смелянского «Художественный театр: два Олега (сравнительное жизнеописание)», 23.03.2020 В МХАТ состоится праздничный вечер по случаю 120-летия, видеосюжет телекомпании НТВ, 27.10.2018 Два Олега, Александр Попов, Театр, 14.09.2018 Леонид Эрман: «Олег Ефремов очень любил Киев и киевских зрителей — отзывчивых и глубоко мыслящих», Ольга Сметанская, Факты, 10.11.2017 Как в МХТ отметили юбилей Олега Ефремова, Валерия Новокрещенова, Театрон, 3.11.2017 Фото с историей. МХАТ, 1987 год: комедия распада, Олег Перанов, Собеседник, 8.10.2017 Олег Ефремов: «Искусство определяется жизнью», Экран и сцена, 7.10.2017 «Конечно, это был гений. ..», Анна Тимина, Театрал, 3.10.2017 Программа «Наблюдатель». К 90-летию со дня рождения Олега Ефремова, телеканал «Культура», 2.10.2017 Непостижимый Олег Ефремов, Зоя Игумнова, Известия, 2.10.2017 Фоторепортаж «Вечер памяти Олега Ефремова в МХТ», Известия, 2.10.2017 Юбилейным вечером «Наш Ефремов» друзья и коллеги отметили 90 лет со дня рождения актера, видеосюжет телеканала «Культура», 2.10.2017 1 октября режиссеру и актеру Олегу Ефремову исполнилось бы 90 лет, видеосюжет Первого канала, 2.10.2017 «Ему можно было простить всё». Документальный фильм к юбилею Олега Ефремова, Первый канал, 1.10.2017 Александр Калягин: «Ефремов мог сыграть абсолютно всё», Театрал, 1.10.2017 В Художественном театре им. Чехова пройдет вечер «Наш Ефремов», РИА Новости, 1.10.2017 Олег Табаков: «Всегда первый», Театрал, 1.10.2017 В Кремле и театрах Москвы отметят 90-летие со дня рождения Олега Ефремова, Ольга Свистунова, ТАСС, 1.10.2017 Живой Ефремов, Дмитрий Брусникин, Известия, 1.10.2017 А славы он не желал. Почему на Ефремова нападало «антиефремовское» войско?, Марина Мурзина, Аргументы и факты, 1.10.2017 В Кремлевском дворце пройдет вечер памяти Олега Ефремова, РИА Новости, 15.09.2017 Телеверсия спектакля Олега Ефремова «Три сестры» и рассказ Галины Скоробогатовой о постановке, Культура.РФ, 2017 РАМТ поздравил своего патриарха, Елена Владимирова, Театрал, 13.12.2016 Олег Ефремов и театральная Москва, Григорий Заславский, Римма Кречетова, радио «Вести FM», 23.07.2016 МХТ: путешествие по закулисью. Документальный фильм, культура.рф, 6.11.2015 Как Олег Ефремов делил МХАТ, Анжелика Пахомова, 7 дней, 4.02.2015 Театральный критик в заложниках у дворника МХАТа, Григорий Заславский, Независимая газета, 17.06.2014 Московскому Художественному театру 115 лет, видеосюжет телеканала «Культура», 28.10.2013 Олег Табаков: «Ефремов, как былинный богатырь, лбом пробивал дорогу к театру», Наталья Маргиева, Комсомольская правда, 2.10.2012 Поэт, и раб, и гражданин, Марина Райкина, Московский комсомолец, 2.10.2012 Телеверсия вечера «Олег Ефремов. Если я честный, я должен
», телеканал «Культура», 1.10.2012 «Он курил, даже дыша через кислородный аппарат». Коллеги вспоминают Олега Ефремова в день 85-летия со дня его рождения, Зоя Игумнова, Собеседник, 1.10.2012 Олег Ефремов: жизнь по системе Станиславского, WeekEnd, РИА-Новости, 1.10.2012 Фотогалерея «Великий Современник Олег Ефремов», Голос России, 1.10.2012 Со дня рождения Олега Ефремова исполняется 85 лет, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 1.10.2012 Вечер памяти Олега Ефремова, телеканал «Культура», 1.10.2012 Последняя осень патриарха, Марина Райкина, Московский комсомолец, 1.10.2012 Олег Ефремов жил театром, Григорий Заславский, радиостанция «Вести-FM», 1.10.2012 Сирано де Ефремов, Ирина Корнеева, Российская газета, 1.10.2012 85 лет со дня рождения Олега Ефремова, телеканал «Культура», 1.10.2012 Вечер, посвященный Олегу Ефремову, прошел в МХТ имени Чехова в Москве, РИА-Новости, 1.10.2012 Исполняется 85 лет со Дня Рождения Олега Ефремова, видеосюжет Первого канала, 1.10.2012 День памяти Олега Ефремова, видеосюжет телеканала «Россия-24», 1.10.2012 Мхатчики. Театр времён Олега Ефремова. Эпизод восьмой. «Художественное целое», Анатолий Смелянский, телеканал «Культура», 27.09.2012 Мхатчики. Театр времён Олега Ефремова. Эпизод седьмой. «Аритмия», Анатолий Смелянский, телеканал «Культура», 26.09.2012 День памяти Олега Ефремова: «Я в ответе за всех!», Валентина Оберемко, Аргументы и факты, 26.09.2012 Мхатчики. Театр времён Олега Ефремова. Эпизод шестой. «Четвертая работа», Анатолий Смелянский, телеканал «Культура», 25.09.2012 Мхатчики. Театр времён Олега Ефремова. Эпизод пятый. «Не от мира сего», Анатолий Смелянский, телеканал «Культура», 24.09.2012 Мхатчики. Театр времён Олега Ефремова. Эпизод четвертый. «Мышеловка», Анатолий Смелянский, телеканал «Культура», 20.09.2012 Мхатчики. Театр времён Олега Ефремова. Эпизод третий. «Только с восклицательным знаком…», Анатолий Смелянский, телеканал «Культура», 19.09.2012 Мхатчики. Театр времён Олега Ефремова. Эпизод второй. «Сборная страны», Анатолий Смелянский, телеканал «Культура», 18.09.2012 Мхатчики. Театр времён Олега Ефремова. Эпизод первый. «Нижнее фойе», Анатолий Смелянский, телеканал «Культура», 17.09.2012 Олег Табаков. В поисках радости. Театральная повесть в пяти вечерах, Анатолий Смелянский, телеканал «Культура», 13.08.2012 Демократическая тирания. Заметки о «ефремовском МХАТе», Вячеслав Долгачев, Петербургский театральный журнал, № 68, 1.02.2012 Крик над озером, Виктор Борзенко, Новые известия, 8.02.2011 В МХТ имени Чехова вспоминали Олега Ефремова, видеосюжет телеканала «Культура», 25.05.2010 Исполнилось 10 лет со дня смерти народного артиста СССР Олега Ефремова, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 24.05.2010 Ефремов поселился у Станиславского, Мария Москвичева, Московский Комсомолец, 6.10.2007 Он говорил за всю среду, Анатолий Смелянский, Культура, 4.10.2007 Его жизнь была полна отваги, Лев Додин, Виктор Гвоздицкий, Культура, 4.10.2007 С Ефремова начался отсчёт нового театрального времени, Олег Табаков, Литературная газета, 3.10.2007 Его домом был театр, Любовь Лебедина, Труд, 2.10.2007 Леонид Парфенов: Если у социализма было человеческое лицо, это было лицо Ефремова, Денис Корсаков, Комсомольская правда, 1.10.2007 Звезда Олега Ефремова, Ольга Кучкина, Комсомольская правда, 1.10.2007 7 лет без Олега Ефремова, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 1.10.2007 Современник, Ирина Корнеева, Российская газета, 1.10.2007 Ностальгия по позапрошлому, Елена Ямпольская, Известия, 1.10.2007 Все дальше от настоящего Ефремова, Григорий Заславский, Независимая газета, 1.2007 Вечный Олег. Фильм Леонида Парфёнова к 80-летию О.Н. Ефремова, Первый канал, 2007 Не наш современник, Марина Давыдова, Время Новостей, 1.10.2002 Освоение кумира, Роман Должанский, Коммерсантъ, 1.10.2002 1 октября исполнилось 75 лет со дня рождения Олега Ефремова, NTVRU, 1.10.2002 Под знаком Весов, Анатолий Смелянский, Московские Новости, 1.10.2002 Во вторник талантливейшему актеру и выдающемуся режиссеру Олегу Ефремову исполнилось бы 75 лет, Наталья Курова, РИА Новости, 1.10.2002 Александр Калягин рассказывает про Олега Ефремова, раздел МХАТа, рождение театра Et cetera, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002 Александр Калягин о чеховских спектаклях и о мхатовской «Чайке» 1980 года, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002 Александр Калягин об отношениях с Олегом Ефремовым. Переписка, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002 «Чайка» опять полетела, Роман Должанский, Коммерсант, 25.10.2001 Погиб поэт, невольник чести, Валентина Львова, Комсомольская правда, 3.10.2001 Когда разгуляется 2, Известия, 1.10.2001 И мы идем по кругу..., Анатолий Смелянский, Известия, 24.05.2001 Чудо, Лев Додин, Независимая газета, 1.06.2000 Он пришел, Кама Гинкас, Новая газета, 1.06.2000 «Три сестры» Олега Ефремова, Анатолий Смелянский, энциклопедическое издание «Московский Художественный театр. 100 лет», 26.10.1998 Если бы жить
, Вера Максимова, Независимая газета, 11.03.1997 Три ли сестры, Людмила Петрушевская, Коммерсантъ, 25.02.1997 «Старый новый год», Труд, 6.06.1973 |