Имена | Он пришелКама Гинкас, Новая газета, 1.06.2000 ?Надо было идти на?вечернюю репетицию. Она начиналась в?пять часов. И?вдруг мне говорят: ?Случилось несчастье. Умер Олег Николаевич?. И?? шок. Удар. Очень сильный. Очень личный. Когда-то Олег Николаевич предложил мне работу. Я?был без работы много лет. А?он предложил? И?тогда по?существу спас меня. И?сделал мною сегодняшним. Я попросил передать, что задержусь. Не?пойду сразу на?репетицию. Минут через десять все-таки пришел. Извинился. Объяснил, что произошло. Все встали. И?тот удар, который сам только что почувствовал, я?увидел у?ряда артистов, которые никогда не?работали у?Олега Николаевича, даже, быть может, не?были с?ним знакомы! И?такую?же реакцию? не?могу подобрать слова, может быть?? судорогу? я?увидел в?лице Генриэтты Яновской, моей жены. Произошло что-то страшное. Потому что Олег Николаевич был из?тех немногих, усилиями которых держался советский театр определенного периода, а?потом?? театр России. В?последние годы он?мог играть на?сцене или не?играть. Неважно. Он?сам был?? явление. И?само наличие Ефремова, в?любом его качестве, придавало нашему театру какую-то стабильность. В свое время было несколько таких столпов. Конечно, Товстоногов. Сомнительный для советского истеблишмента, но?абсолютно безусловный для людей театра Эфрос. Любимов, который может нравиться и?не нравиться (мне, в?частности, его театр очень не?близок). ?И, конечно, Олег Николаевич Ефремов. Он?занимал какое-то уникальное место. Как сказать? Место несущей опоры во?всей конструкции? И вот этой опоры нет. Первые встречи с?ним были встречами с?его театром. Я, студент Вильнюсской консерватории, будущий актер, приехал в?Москву, чтобы увидеть все лучшее на?сцене. А?лучшим тогда был, конечно же, ?Современник?, еще находившийся на?площади Маяковского. Всеми правдами и?неправдами я?туда проникал и?видел спектакли, на?которые так рвалась публика, и?пройти было невозможно? Видел ?Продолжение легенды? по?повести Анатолия Кузнецова (он блестяще начинал в?журнале ?Юность?, рано эмигрировал, рано погиб). И??Два цвета? (там замечательно играл Евгений Евстигнеев). И?еще один спектакль, абсолютно меня потрясший, я?хохотал до?упада и?при этом не?понимал, как меня еще не?арестовали? Это был ?Голый король? Шварца. Там фантастически играли все до?единого! ?Может быть, еще не?осознано, не?отмечено, что сделал Олег Ефремов той поры, именно Олег Ефремов?? артист, создатель, художественный руководитель ?Современника?,?? для театра будущего. Он?проломил неколебимую и?самоуверенную стену тогдашнего театра с?его незыблемыми ?нельзя?. Он?принес и?привил ему другой уровень правды. Правды не?сыгранной, а?генетической. Он?влил новую кровь в?окостеневшее тело сцены. ?Сам насквозь московский, с?этой мальчишеской, сугубо московской, уличной манерой держаться, этой пластикой, с?этим говорком?? он?путь проложил на?сцену десяткам талантливых людей, которые, возможно, никогда не?попали?бы в?театр: сцена, не?пережившая ефремовской ?революции?, отторгла?бы их! Известно: артист на?сцене должен говорить округло, окультуренно. И?так?же окультуренно он?должен на?сцене себя вести. Так разговаривали и?так округло среднестатистически вели себя во?всех ленинградских, во?всех московских, во?всех провинциальных театрах? Артист не?мог быть взят с?улицы! А?если даже так?? он?сурово перевоспитывался, менялся впоследствии. И?речь, и?манера, и?стать. И?вдруг?? молодой Олег Ефремов? Я знаю, что ряда спектаклей вообще не?возникло?бы на?нашей сцене, и, смею сказать, не?было?бы даже самой Таганки с?ее физиономией и?выговором, если?бы не?было ?Современника?. И?уж точно не?было?бы моего ?Вагончика? во?МХАТе, не?будь всего, что сделано в??Современнике?. И еще важнее?? сам ?Современник? первого периода был местом, где рождались, возникали гениальные артисты! Через несколько лет я?впервые пришел к?Олегу Николаевичу. Я?прибалтийский человек, я?ленинградский человек и?был приучен к?субординации, к?корректным отношениям со?старшими и?с начальством. Так всегда было в?театре Товстоногова. Во?всех ленинградских театрах той поры. Но с?Ефремовым было по-иному. Я был без работы много лет, и?драматург Кутерницкий как-то рассказал Ефремову, что вот есть такой Кама Гинкас? не?встретитесь?ли с?ним? И?Олег Николаевич сказал: ?Давайте?. Я?приехал в?Москву и?пошел к?нему домой. Он?сидел на?кухне, ужинал, угощал? на?маленькой кухне, в?советской квартире? и?слушал, что я?хочу поставить, какие у?меня идеи. Я?был человек с?улицы, мальчишка. А?он?? Ефремов, руководитель самого московского и?самого художественного театра всего эСэСэСэРа! Часа два шел потрясающий разговор о?театре, о?драматургии, о?литературе, об?артистах. Это трудно объяснить. Но?до встречи с?Олегом Николаевичем в?моей жизни такого не?было. Спустя годы, будучи в?очередной раз абсолютно без работы, я?поставил ?Пушкина и?Натали?. Поставил дома. Показывал изредка в?клубах. Оказался с?этим спектаклем в?Москве, на?каком-то смотре молодежи (а мне уже было почти сорок)? Я рискнул позвонить Ефремову. И?пригласить. ?Да, я?приду?,?? сказал он. Я?был уверен, что не?придет. Почему он?должен прийти смотреть самодеятельный, в?общем-то, спектакль?! (Пусть и?с профессиональным, но?не известным никому ленинградским артистом, да?и?у меня был диплом в?кармане?) Для чего это руководителю Художественного театра? ОН ПРИШЕЛ. И как он?смотрел! Как хохотал и?как замолкал в?драматических местах. Когда кончился спектакль, он?зашел в?маленькую комнатку Дома актера, где мы?переодевались. И?опять два часа с?нами разговаривал? Зачем? Это алогично. Так не?бывает. Но?он так делал. Как выяснилось потом, ЕМУ ВООБЩЕ БЫЛ ИНТЕРЕСЕН ТЕАТР. Он, один из?немногих, ходил и?смотрел спектакли в?городе Москве. Ходят на?чужие постановки не?все? Это специфика профессии. Но Ефремов?? всегда ходил и?смотрел. ?Вагончик?, мой первый московский, МХАТовский спектакль, был поставлен после ?Пушкина и?Натали?. Олег Николаевич этого захотел. Ничего не?получалось, очень хорошо помню. Я?ходил и?думал, ну?как?же закрыть этот бездарный спектакль? И вдруг Кашпур отказывается играть? а?он играл одну из?главных ролей, и?играл замечательно. Но?у?него случился какой-то срыв, он?пошел к?Ефремову и?сказал, что отказывается от?роли, что он?уйдет из?театра! И тогда Ефремов пригрозил? Сказал, что есть такой закон: актер не?может уйти из?театра до?конца сезона. И?обязан доиграть все, что ему полагается! Я до?сих пор не?знаю, есть?ли на?самом деле такой закон. Но Кашпур вынужден был согласиться, пришел и?стал репетировать. Через неделю мы?выпустили спектакль, и?он оказался вовсе не?таким дурным, а?Кашпур играл просто замечательно! На?прогон пришли Ефремов, Рощин, Смелянский. И?мы увидели, что они смеются, что они реагируют, что они затихают. А?в конце мы?увидели, что Рощин плачет и?Ефремов плачет? Потом?? был МХАТовский спектакль ?Тамада?. Мне были доверены великие артисты: там играли Смоктуновский, Екатерина Васильева, Калягин. Это был фантастический период в?жизни Московского Художественного театра! В?это время, с?1982-го по?1988?год, в?Московском Художественном ставил Эфрос, ?Короля Лира? репетировал Анатолий Васильев (но умер Андрей Попов, для него спектакль задумывался)? Тогда?же во?МХАТе у?Ефремова ставил Виктюк, ставил Марк Розовский, Лев Додин ставил два спектакля. Были приглашены два замечательных режиссера из?Болгарии и?Румынии. В?общем?? все, что было живого и?интересного, пусть и?спорного,?? работало в?Московском Художественном театре! ?Нынешней весной позвонили из?Художественного театра и?сказали: Олег Николаевич хочет посмотреть мой спектакль ?Золотой Петушок?. Мы?восприняли это как чью-то шутку. Знали, что он?очень болен, и?если хочет посмотреть какой-то мой спектакль?? то?не ?Золотой Петушок? же, спектакль-то все-таки для детей! К?этому времени шел уже ?Черный монах?, шел спектакль ?Пушкин. Дуэль. Смерть??? Олег Николаевич всегда интересовался Пушкиным, сам играл его? Перезвонили во?МХАТ. Там подтвердили: да-да-да. И?именно ?Золотой Петушок?. До последней секунды я?не верил, что он?придет. ОН?ПРИШЕЛ. С?ним были две сотрудницы театра. Как всегда, очень элегантно и?в то?же время очень скромно одет. Сидел в?администраторской, в?низком глубоком кресле. Я, войдя в?комнату, к?нему кинулся: никогда с?ним не?обнимался, не?целовался, но?мы очень давно не?виделись! А поскольку Олег Николаевич сидел в?низком кресле, получилось, что я?как?бы встал на?колени и?обнял его. Он?заплакал. И?я заплакал. И?обняв его, почувствовал легкость плоти. Тоненькие косточки, и?более ничего. Воздух. ?Все пошли на?второй этаж, где идет ?Золотой Петушок?. Он встал?? стройный, элегантный. Пошел по?лестнице. Там на?два пролета надо подняться. Он?легко прошел один пролет. Остановился. Прошел и?второй, но?с?затруднением. Когда сел?? ему пришлось долго, очень долго восстанавливать дыхание. И я?понял, почему он?не захотел смотреть ?Черного монаха?. ?Черный монах? играется на?третьем этаже театра. Он смотрел ?Петушка?. Потом сказал: ?Ну ты?знаешь, я?реалист. Я?не люблю такое. Но?знаешь, это убедительно?. Тут я?вспомнил, как мне кто-то рассказывал? Когда в?первый раз в?Москву приехал Марсель Марсо, весь бомонд, вся элита конца 1950-х сбежались смотреть великого мима. В?Советском Союзе ведь пантомимы как?бы и?не было. Что-то чуждое, не?наше? Не?реалистическое. Вот все и?кинулись на?спектакль. И?молодой Олег Николаевич тоже пришел. Он был уже знаменитый артист. Только что открылся театр ?Современник?. Ефремов сидел в?центре зала. Смотрел Марселя Марсо, смотрел?? и?вдруг сказал соседу, довольно громко: ?Зачем я?должен смотреть эту ерунду?? Встал и?вышел. Собственно, он?всегда был человеком определенного театра и?очень самостоятельным. И?никогда не?стеснялся того, что он?такой. И?не стеснялся, что кому-то это может показаться приземленным, неинтеллектуальным, неверным? Я всегда чувствовал себя в?долгу перед ним. Понимал, что должен этот долг как-то отдать. Он?обижался в?последние годы, что не?ставлю в?Художественном театре. Несколько раз мне это высказывал. Я?ему говорил, что вот нет пьесы, которую я?мог?бы поставить во?МХАТе. И?понял наконец, что могу поставить там. С Ефремовым. Для Ефремова. ?Скрипку Ротшильда? Чехова. С?тем, чтобы Олег Николаевич играл Бронзу. Это история про старого гробовщика, который только к?концу жизни осознает, как неправильно он?жил. Делает страшное умозаключение, что жизнь?? сплошные убытки, что смерть прибыльнее. А?в жизни, что ты?ни делаешь?? все делаешь не?так? Гениальный рассказ. Я предложил Художественному театру эту постановку больше года назад. Еще не?было у?нас на?сцене ?Черного монаха?. Анатолий Смелянский мне позвонил через некоторое время и?передал, что Олег Николаевич плохо себя чувствует, но?чрезвычайно тронут предложением? И я?думаю, я?надеюсь, что так оно и?было тогда. Пресса От Станиславского до Табакова: пять главных вех в 125-летней истории МХТ, Елизавета Авдошина, Марфа Бубнова, Forbes, 26.10.2023 Вечера в Камергерском. Выпуск № 3, телеканал «Культура», 25.10.2023 В фондах музея МХАТ нашли забытые стихи Олега Ефремова, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 4.10.2022 Вечер памяти Олега Ефремова к 95-летию со дня его рождения прошел в МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 4.10.2022 Николай Скорик: «В конце жизни Ефремов вообще не хотел уходить из театра», Марина Райкина, Московский комсомолец, 1.10.2022 Олег Ефремов. Живой голос, Вадим Верник, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 1.10.2022 Игорь Александров. О пользе бесцеремонности, Нина Суслович, журнал «Камергерский, 3», № 2, 22.04.2021 Вперед к Станиславскому, Михаил Швыдкой, Российская газета, 21.07.2020 Олег Ефремов: На одном дыхании, Светлана Новикова-Ганелина, Story, 27.06.2020 Видеозапись спектакля «Три сестры» Олега Ефремова (премьерный состав, 1997 год), из фондов Музея МХАТ, 23.05.2020 Памяти Олега Ефремова: инфицировал других своей мечтой, Евгения Кузнецова, Московский комсомолец, 23.05.2020 О спектакле «Так победим!», Наталья Витвицкая, Медиацентр МХТ, 2.05.2020 «Художественный театр. Энергия места»: гримуборная Олега Ефремова, Наталья Витвицкая, Медиацентр МХТ, 30.04.2020 Телеверсия спектакля «Соло для часов с боем» и рассказ Бориса Любимова о постановке, Культура.РФ, 27.04.2020 «Художественный театр. История в фотографиях»: Борис Ливанов vs Олег Ефремов, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 27.04.2020 Телеверсия спектакля «Так победим!» (запись 1987 г.) и рассказ Наталии Каминской о постановке, Культура.РФ, 25.04.2020 Видеозапись лекции Анатолия Смелянского «Художественный театр: два Олега (сравнительное жизнеописание)», 23.03.2020 В МХАТ состоится праздничный вечер по случаю 120-летия, видеосюжет телекомпании НТВ, 27.10.2018 Два Олега, Александр Попов, Театр, 14.09.2018 Леонид Эрман: «Олег Ефремов очень любил Киев и киевских зрителей — отзывчивых и глубоко мыслящих», Ольга Сметанская, Факты, 10.11.2017 Как в МХТ отметили юбилей Олега Ефремова, Валерия Новокрещенова, Театрон, 3.11.2017 Фото с историей. МХАТ, 1987 год: комедия распада, Олег Перанов, Собеседник, 8.10.2017 Олег Ефремов: «Искусство определяется жизнью», Экран и сцена, 7.10.2017 «Конечно, это был гений. ..», Анна Тимина, Театрал, 3.10.2017 Программа «Наблюдатель». К 90-летию со дня рождения Олега Ефремова, телеканал «Культура», 2.10.2017 Непостижимый Олег Ефремов, Зоя Игумнова, Известия, 2.10.2017 Фоторепортаж «Вечер памяти Олега Ефремова в МХТ», Известия, 2.10.2017 Юбилейным вечером «Наш Ефремов» друзья и коллеги отметили 90 лет со дня рождения актера, видеосюжет телеканала «Культура», 2.10.2017 1 октября режиссеру и актеру Олегу Ефремову исполнилось бы 90 лет, видеосюжет Первого канала, 2.10.2017 «Ему можно было простить всё». Документальный фильм к юбилею Олега Ефремова, Первый канал, 1.10.2017 Александр Калягин: «Ефремов мог сыграть абсолютно всё», Театрал, 1.10.2017 В Художественном театре им. Чехова пройдет вечер «Наш Ефремов», РИА Новости, 1.10.2017 Олег Табаков: «Всегда первый», Театрал, 1.10.2017 В Кремле и театрах Москвы отметят 90-летие со дня рождения Олега Ефремова, Ольга Свистунова, ТАСС, 1.10.2017 Живой Ефремов, Дмитрий Брусникин, Известия, 1.10.2017 А славы он не желал. Почему на Ефремова нападало «антиефремовское» войско?, Марина Мурзина, Аргументы и факты, 1.10.2017 В Кремлевском дворце пройдет вечер памяти Олега Ефремова, РИА Новости, 15.09.2017 Телеверсия спектакля Олега Ефремова «Три сестры» и рассказ Галины Скоробогатовой о постановке, Культура.РФ, 2017 РАМТ поздравил своего патриарха, Елена Владимирова, Театрал, 13.12.2016 Олег Ефремов и театральная Москва, Григорий Заславский, Римма Кречетова, радио «Вести FM», 23.07.2016 МХТ: путешествие по закулисью. Документальный фильм, культура.рф, 6.11.2015 Как Олег Ефремов делил МХАТ, Анжелика Пахомова, 7 дней, 4.02.2015 Театральный критик в заложниках у дворника МХАТа, Григорий Заславский, Независимая газета, 17.06.2014 Московскому Художественному театру 115 лет, видеосюжет телеканала «Культура», 28.10.2013 Олег Табаков: «Ефремов, как былинный богатырь, лбом пробивал дорогу к театру», Наталья Маргиева, Комсомольская правда, 2.10.2012 Поэт, и раб, и гражданин, Марина Райкина, Московский комсомолец, 2.10.2012 Телеверсия вечера «Олег Ефремов. Если я честный, я должен
», телеканал «Культура», 1.10.2012 «Он курил, даже дыша через кислородный аппарат». Коллеги вспоминают Олега Ефремова в день 85-летия со дня его рождения, Зоя Игумнова, Собеседник, 1.10.2012 Олег Ефремов: жизнь по системе Станиславского, WeekEnd, РИА-Новости, 1.10.2012 Фотогалерея «Великий Современник Олег Ефремов», Голос России, 1.10.2012 Со дня рождения Олега Ефремова исполняется 85 лет, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 1.10.2012 Вечер памяти Олега Ефремова, телеканал «Культура», 1.10.2012 Последняя осень патриарха, Марина Райкина, Московский комсомолец, 1.10.2012 Олег Ефремов жил театром, Григорий Заславский, радиостанция «Вести-FM», 1.10.2012 Сирано де Ефремов, Ирина Корнеева, Российская газета, 1.10.2012 85 лет со дня рождения Олега Ефремова, телеканал «Культура», 1.10.2012 Вечер, посвященный Олегу Ефремову, прошел в МХТ имени Чехова в Москве, РИА-Новости, 1.10.2012 Исполняется 85 лет со Дня Рождения Олега Ефремова, видеосюжет Первого канала, 1.10.2012 День памяти Олега Ефремова, видеосюжет телеканала «Россия-24», 1.10.2012 Мхатчики. Театр времён Олега Ефремова. Эпизод восьмой. «Художественное целое», Анатолий Смелянский, телеканал «Культура», 27.09.2012 Мхатчики. Театр времён Олега Ефремова. Эпизод седьмой. «Аритмия», Анатолий Смелянский, телеканал «Культура», 26.09.2012 День памяти Олега Ефремова: «Я в ответе за всех!», Валентина Оберемко, Аргументы и факты, 26.09.2012 Мхатчики. Театр времён Олега Ефремова. Эпизод шестой. «Четвертая работа», Анатолий Смелянский, телеканал «Культура», 25.09.2012 Мхатчики. Театр времён Олега Ефремова. Эпизод пятый. «Не от мира сего», Анатолий Смелянский, телеканал «Культура», 24.09.2012 Мхатчики. Театр времён Олега Ефремова. Эпизод четвертый. «Мышеловка», Анатолий Смелянский, телеканал «Культура», 20.09.2012 Мхатчики. Театр времён Олега Ефремова. Эпизод третий. «Только с восклицательным знаком…», Анатолий Смелянский, телеканал «Культура», 19.09.2012 Мхатчики. Театр времён Олега Ефремова. Эпизод второй. «Сборная страны», Анатолий Смелянский, телеканал «Культура», 18.09.2012 Мхатчики. Театр времён Олега Ефремова. Эпизод первый. «Нижнее фойе», Анатолий Смелянский, телеканал «Культура», 17.09.2012 Олег Табаков. В поисках радости. Театральная повесть в пяти вечерах, Анатолий Смелянский, телеканал «Культура», 13.08.2012 Демократическая тирания. Заметки о «ефремовском МХАТе», Вячеслав Долгачев, Петербургский театральный журнал, № 68, 1.02.2012 Крик над озером, Виктор Борзенко, Новые известия, 8.02.2011 В МХТ имени Чехова вспоминали Олега Ефремова, видеосюжет телеканала «Культура», 25.05.2010 Исполнилось 10 лет со дня смерти народного артиста СССР Олега Ефремова, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 24.05.2010 Ефремов поселился у Станиславского, Мария Москвичева, Московский Комсомолец, 6.10.2007 Он говорил за всю среду, Анатолий Смелянский, Культура, 4.10.2007 Его жизнь была полна отваги, Лев Додин, Виктор Гвоздицкий, Культура, 4.10.2007 С Ефремова начался отсчёт нового театрального времени, Олег Табаков, Литературная газета, 3.10.2007 Его домом был театр, Любовь Лебедина, Труд, 2.10.2007 Леонид Парфенов: Если у социализма было человеческое лицо, это было лицо Ефремова, Денис Корсаков, Комсомольская правда, 1.10.2007 Звезда Олега Ефремова, Ольга Кучкина, Комсомольская правда, 1.10.2007 7 лет без Олега Ефремова, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 1.10.2007 Современник, Ирина Корнеева, Российская газета, 1.10.2007 Ностальгия по позапрошлому, Елена Ямпольская, Известия, 1.10.2007 Все дальше от настоящего Ефремова, Григорий Заславский, Независимая газета, 1.2007 Вечный Олег. Фильм Леонида Парфёнова к 80-летию О.Н. Ефремова, Первый канал, 2007 Не наш современник, Марина Давыдова, Время Новостей, 1.10.2002 Освоение кумира, Роман Должанский, Коммерсантъ, 1.10.2002 1 октября исполнилось 75 лет со дня рождения Олега Ефремова, NTVRU, 1.10.2002 Под знаком Весов, Анатолий Смелянский, Московские Новости, 1.10.2002 Во вторник талантливейшему актеру и выдающемуся режиссеру Олегу Ефремову исполнилось бы 75 лет, Наталья Курова, РИА Новости, 1.10.2002 Александр Калягин рассказывает про Олега Ефремова, раздел МХАТа, рождение театра Et cetera, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002 Александр Калягин о чеховских спектаклях и о мхатовской «Чайке» 1980 года, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002 Александр Калягин об отношениях с Олегом Ефремовым. Переписка, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002 «Чайка» опять полетела, Роман Должанский, Коммерсант, 25.10.2001 Погиб поэт, невольник чести, Валентина Львова, Комсомольская правда, 3.10.2001 Когда разгуляется 2, Известия, 1.10.2001 И мы идем по кругу..., Анатолий Смелянский, Известия, 24.05.2001 Чудо, Лев Додин, Независимая газета, 1.06.2000 Он пришел, Кама Гинкас, Новая газета, 1.06.2000 «Три сестры» Олега Ефремова, Анатолий Смелянский, энциклопедическое издание «Московский Художественный театр. 100 лет», 26.10.1998 Если бы жить
, Вера Максимова, Независимая газета, 11.03.1997 Три ли сестры, Людмила Петрушевская, Коммерсантъ, 25.02.1997 «Старый новый год», Труд, 6.06.1973 |