Имена | Три бойбрендаНаталия Каминская, Культура, 22.12.2005 Не заметить в самых первых строках, что Гамлета в новом спектакле играет Михаил Трухин, Клавдия Константин Хабенский, а Полония Михаил Пореченков, никак не получится. Важнейшим из искусств ныне являются «Менты», а тут их целых три. Кто-то, конечно, купит билеты на трагедию Шекспира, но (чего уж обольщаться?) гораздо больше сограждан рванут посмотреть на родных знакомых телеблюстителей порядка, так сказать, живьем, не в «ящике». И куда как меньшее число зрителей осведомлено о том, что три знаменитых артиста однокашники по Петербургскому театральному институту, что с режиссером Юрием Бутусовым они начинали в профессии, что вместе с ним сделали блестящий спектакль «В ожидании Годо» С. Беккета, который получил в конце 90-х годов «Золотую Маску» за лучшую режиссуру. Трухин до телехождения в народ сыграл и в «Войцеке» Г. Бюхнера, и в «Стороже» Г. Пинтера, да и Пореченков с Хабенским в том же «Войцеке» и других пьесах мирового классического репертуара. Словом, их театральный путь к Шекспиру вполне последователен и логичен. Спросите, а как же «Менты»? Очень просто: в чем живем, в том и играем.Однако не брать в расчет сериальную популярность этой троицы при взгляде на «Гамлета» ни в коем случае нельзя. И сам режиссер Юрий Бутусов, конечно, имеет ее в виду. Во всяком случае, свойства актерских индивидуальностей (к счастью, у Трухина, Хабенского и Пореченкова есть индивидуальные свойства) ему принципиально важны. Ясно, что трагедию нам сыграют парни, глубоко демократичные по природе дарования, понятные по-человечески и каждый по-своему чертовски обаятельные. Одну шекспировскую глыбу «Ричарда III» Бутусов уже спустил в Театре Сатирикон с котурнов, увел от трагедии в сторону фарса. В «Гамлете» режиссер продолжает ту же работу «на снижение». Временами на сцене разыгрывается чистая трагикомедия. Смешны не только Розенкранц (Олег Тополянский) с Гильденстерном (Алексей Агапов), парочка дюжих подобострастных увальней. Смешны временами и Клавдий, и Гертруда (Марина Голуб). А Полоний чуть ли не эстрадный комик. Шекспировское (в переводе Пастернака) определение «несчастный хлопотун» М. Пореченков по отношению к своему герою возводит в куб. Этот Полоний «хлопочет» лицом, пластикой, голосом из кожи вон лезет. Но его неуемная прыть, кажется, произрастает из неких абсурдистских категорий. Полоний здесь неумен, неприкаян, зашорен в вечных рабских обязанностях и обуян жаждой непрерывной деятельности, смысл которой ему самому не внятен. Нет бы помолчать, спрятавшись за портьерой во время разговора Гамлета с Гертрудой, но и тут вякнул, обнаружил себя, как малое дитя во время игры в прятки. Неумна и Гертруда, которую Марина Голуб играет непривычно сдержанно и скупо. Впечатляет сам контраст в этой паре Гертруда Клавдий, где последний явно и намного моложе. Выходит, королева не только слишком поспешно выскочила замуж, но еще и за мужчину, годящегося ей в сыновья. Ничего не поняла, ничем, кроме бабьего инстинкта схватить последний шанс, не руководствовалась. И когда сын раскрывает ей глаза на произошедшее в семье, пугается, как загнанная овца. Голуб замечательно играет трагедию беспомощного испуга с этого момента ее королева буквально дряхлеет у нас на глазах. Бутусов ставит «Гамлета» как трагикомедию страстишек, круговую поруку слабых воль, сплетенных в цепь неизбежного зла. Клавдий у Хабенского абсолютный злодей, но не масштабный, не вызывающий содрогания. Он даже интригу плетет как-то дрожаще поспешно, лишь бы все сошло с рук, лишь бы обошлось. Однако не обходится. Абсолютно инфантильна, послушна обстоятельствам и Офелия Ольга Литвинова, хрупкий тинейджер, для которой датский принц мог бы стать бойфрендом, но не случилось. Похоже, здесь вообще никто не отвечает за свои деяния. Сырой, промозглый воздух Дании, бесконечные оттяпывания друг у друга земель (Фортинбраса нет, о нем только упоминается), какое-то вселенское людское мельтешение без отчетливых стратегий и тактик возникает вполне экзистенциальный мир, в котором люди не смотрят под ноги и спотыкаются на каждом шагу. Так, в одной, с виду «шекспировской» мизансцене вся семья сидит за длинным столом. Но стулья какие-то дурацкие, будто погнутые от плохого обращения. Стулья падают, бокалы вываливаются из рук. Морские волны сделаны из натянутых тросов с нанизанными на них жестянками, которые дребезжат от прикосновений. Лодки старые и похожи на гробы. В углу допотопный вентилятор, напоминающий старинную театральную лебедку для поднятия декораций. Тема театра воплощена у Бутусова не только в знаменитой сцене «Мышеловки», намекающей, кстати, и на домашний просмотр допотопной «киношки». Она прорастает через весь спектакль: то возникнет «ансамбль» из скамеек, палок и стульев, то с колосников опустится узорная занавеска Да и начинается все с нашей актерской троицы, которая, не став еще Гамлетом Клавдием Полонием, изображает простаков-стражников, испугавшихся духа отца Гамлета (Сергей Сосновский). Художник Александр Шишкин, постоянный соавтор режиссера, создает действительно потрясающий образ Эльсинора как средоточия неуправляемых стихий и одновременно хлама, которым обрастает любая человеческая жизнь. И живут в этом мире люди-человеки, невеличественные, недалекие, несильные, вполне могущие претендовать на сочувствие и понимание. Все нервны. Все срываются на крик пронзительный и скрипучий, ибо голоса наших главных героев явно не тянут на трагический диапазон. При этом Трухин, кажется, готов играть до полной гибели всерьез. И Гамлет его по-человечески интересен. Хороший парень, не предназначенный для действий, которые уготовил ему папаша. Ступив на путь убийств, он - так Гамлета давно не трактовали! не ожесточается, а, напротив, ломается, теряет остатки самообладания и чуть ли не впадает в истерику. Возможно, этот герой хотел бы прожить жизнь в изначальных шекспировских параметрах, где все отмечено высотой. Так театральная тема входит в бутусовский спектакль еще дважды предчувствием Гамлета и его воспоминанием. Оба эпизода поставлены как бы традиционно. Сначала возникает сон, где идет финальный поединок принца с Лаэртом, как положено, на шпагах, в окружении оставшихся еще в живых героев, и благородная королева-мать страдает за сына. В действительности же поединок пройдет совсем не так красиво, в сомнамбулической скученности обреченных, за одним общим столом. Потом, перед самой гибелью Гамлета, повторится его сцена с Офелией, где оба наконец испытают любовь и нежность, которых и в помине не было в первый раз, когда несчастная дочь Полония была еще жива. Вспомнив (или домыслив?) то мгновение, где они еще могли быть счастливы, Гамлет повторит монолог «Быть или не быть?» Внезапно этот текст, с которым современный театр решительно уже не знает, что делать, обретет, пусть и утилитарный, зато пронзительно человеческий смысл. «Не быть!» Гамлет знает, что через несколько минут вопросов больше не будет. В новой версии «Гамлета» три бойбренда отечественного телевидения примерили на себя шекспировские одежды. Примерка удалась в той, разумеется, мере, в какой вообще возможны сопряжения театра в его нынешнем состоянии с великими пьесами мирового репертуара. У МХТ тут свой сюжет, своя параллель. Оригинал в афише театра только что добавился к парафразе спектаклю «Изображая жертву», где молодые авторы братья Пресняковы играют с темой и сюжетом шекспировского шедевра. Спектакль поставил Кирилл Серебренников. Кому кто и что больше нравится его вопрос, но умение Олега Табакова растить бренды в отдельно взятом театре факт неоспоримый. Пресса МХТ покажет последнюю большую работу Марины Голуб, Татьяна Власова, Театрал, 15.06.2020 Она играла «своим горюшком», Лев Эренбург, Известия, 8.12.2017 Данила Козловский о Марине Голуб: «Она такая одна», Виктор Борзенко, Театрал, 8.12.2017 Сегодня исполняется 60 лет со дня рождения Марины Голуб, видеосюжет телеканала «Культура», 8.12.2017 МХТ им. Чехова опубликовал видеозапись «Вассы Железновой» с Мариной Голуб, Ирина Колесникова, Театрал, 10.10.2017 «Уж мне такую больше не видать»: близкие вспоминают Марину Голуб, Зоя Игумнова, Известия, 30.03.2017 Солнечная Маня, Наталья Анисимова, Столичный информационный портал «ЯМосква», 30.03.2017 «Для меня зажим это полный разжим», Aлександр Кремнев, Театрал, 30.03.2017 «Марина Голуб в жизни, театре, кино. Воспоминания друзей». Фоторепортаж Екатерины Цветковой, 29.03.2017 Презентация книги «Марина Голуб в жизни, театре, кино». Фоторепортаж Михаила Белоцерковского, 29.03.2017 Марина Голуб стала героиней книги, 7 дней, 24.03.2017 Прерванный полёт, Театрал, 19.03.2017 Анастасия Голуб: «Хочется, как в детстве: мама рядом и я счастлива», Виктор Борзенко, Театрал, 8.12.2016 Любовь и Голуб, Виктор Борзенко, Театрал, 9.10.2014 Год назад не стало Марины Голуб, видеосюжет телеканала «Культура», 10.10.2013 Табаков одарил своих артистов, Марина Райкина, Московский комсомолец, 28.03.2013 Женщина-праздник Марина Голуб не дожила до 55-летия, Аргументы недели, 8.12.2012 Марина Голуб актриса, приносившая радость, фотогалерея РИА-Новости, 8.12.2012 Актрисе и телеведущей Марине Голуб могло бы исполниться 55 лет, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 8.12.2012 Марина Голуб: я не уйду, Игорь Логвинов, Гудок, 6.12.2012 «Этот спектакль нужно выпустить ради Марины», Марина Райкина, Московский комсомолец, 29.10.2012 Актриса Марина Голуб в последнем интервью: Я никогда не позволяю себе останавливаться!, Анна Велигжанова, Анна Симоянова, Комсомольская правда, 18.10.2012 Последнее интервью Марины Голуб: У меня серьезная трагическая роль
, Светлана Бойко, Собеседник, 17.10.2012 Марина Голуб: «Любви было много
», Людмила Вевере, Суббота, 16.10.2012 Русская театральная школа: миф или сохранение традиций?, Ксения Ларина, программа «Культурный шок», радио «Эхо Москвы», 13.10.2012 В Москве прошла гражданская панихида по актрисе Марине Голуб, ИТАР-ТАСС, 13.10.2012 Марина, Роман Супер, видеосюжет телеканала РЕН-ТВ, 13.10.2012 Театральный мир скорбит о Марине Голуб, видеосюжет канала НТВ, 13.10.2012 Жизни и роль Марины Голуб, WeekEnd РИА-Новости, 13.10.2012 Прощание с актрисой Мариной Голуб, фотолента РИА-Новости, 13.10.2012 Гибель Марины Голуб: театр расстался с сердцем, видеосюжет телеканала «Россия-24», 13.10.2012 Прощание с Мариной Голуб 13 октября. Фоторепортаж, Мой район, 13.10.2012 В столице простились с актрисой Мариной Голуб, видеосюжет Первого канала, 13.10.2012 В Москве простились с Мариной Голуб, трагически погибшей в аварии, видеосюжет Пятого канала, 13.10.2012 Москва простилась с актрисой и телеведущей Мариной Голуб, видеосюжет Первого канала, 13.10.2012 Прощание с Мариной Голуб, видеосюжет телеканала НТВ, 13.10.2012 Москва попрощалась с Мариной Голуб: «Ей не хватило 30-ти секунд любви», Анна Балуева, Комсомольская правда, 13.10.2012 Сотни поклонников несли букеты в театр на прощание с Мариной Голуб, видеосюжет РИА-Новости, 13.10.2012 В Москве простились с Мариной Голуб, Дни.ру, 13.10.2012 В Москве прощаются с актрисой Мариной Голуб, видеосюжет телеканала «Звезда», 13.10.2012 Прощай, Марина! Мы знаем, что ты там, где нет боли и все хорошо
, Елена Сергиенко, Аргументы.ру, 13.10.2012 На панихиде в МХТ показали последнюю съёмку Марины Голуб, видеосюжет телеканала НТВ, 13.10.2012 Константин Райкин: Немыслимо, что Марины Голуб не будет с нами, Аргументы недели, 13.10.2012 Зрители, друзья и коллеги простились в Москве с актрисой Мариной Голуб, РИА-Новости, 13.10.2012 В Москве простились с актрисой Мариной Голуб, Софья Анохина, Комсомольская правда, 13.10.2012 В Москве прощаются с актрисой Мариной Голуб, погибшей в ДТП в ночь на 10 октября, видеосюжет Первого канала, 13.10.2012 Москва простилась с актрисой Мариной Голуб, Российская газета, 13.10.2012 Российская столица прощается с Мариной Голуб, МТРК «Мир», 13.10.2012 Марина Голуб мечтала преподавать в Школе-студии МХАТ, Марина Шимадина, Труд, 12.10.2012 Вслед за Мариной Голуб уйдут «Гамлет» и «Васса Железнова», Известия, 12.10.2012 Ностальгия по Марине, Александр Мельман, Московский комсомолец, 12.10.2012 Марина Голуб: «Не взяли меня в балет, а я все равно танцую», Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 11.10.2012 Актриса сцены и зала, Роман Должанский, Коммерсантъ, 11.10.2012 Марина Голуб: «Произойдет то, что на роду написано, и ничего изменить нельзя», МедиаКорСеть (Уфа), 11.10.2012 Прощайте, Марина
, Александр Малюгин-Гаврилов, Аргументы недели, 11.10.2012 Марина Голуб актриса, приносившая радость, фотолента РИА-Новости, 10.10.2012 Прощание с актрисой Мариной Голуб состоится 13 октября в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 10.10.2012 Сергей Капков выразил соболезнование родным и близким Марины Голуб, Вечерняя Москва, 10.10.2012 Роман Марины Голуб с нами оборвался так трагично, Анна Балуева, Комсомольская правда, 10.10.2012 Коллеги о Марине Голуб: она очень сильно любила жизнь, видеосюжет телеканала «Россия-24», 10.10.2012 Коллеги Марины Голуб собираются в гримерке актрисы, видеосюжет телеканала НТВ, 10.10.2012 Коллеги Марины Голуб со слезами на глазах вспоминают о погибшей актрисе, видеосюжет РИА-Новости, 10.10.2012 Марина Голуб больше не сыграет Вассу Железнову, Любовь Лебедина, Трибуна, 10.10.2012 Памяти Марины Голуб. «Надо уметь любить», Елена Милиенко, Театрал, 10.10.2012 Марина Голуб ушла к Мэрилин Монро, Марина Шимадина, Лариса Юсипова, Известия, 10.10.2012 Марина Голуб: «Нижегородский зритель сложный и понимающий!», Наталья Халезова, Аргументы и факты Нижний Новгород, 10.10.2012 «Марина была воплощением жизненной энергии», Известия, 10.10.2012 Друзья и коллеги скорбят о кончине Марины Голуб, Екатерина Чеснокова, МТРК «Мир», 10.10.2012 Марина Голуб. Она была абсолютной оптимисткой
, видеосюжет телеканала «Культура», 10.10.2012 Страшная автокатастрофа унесла жизнь Марины Голуб, видеосюжет телеканала «Культура», 10.10.2012 Прощание с Мариной Голуб состоится в субботу, 13 октября, в МХТ имени Чехова, видеосюжет Первого канала, 10.10.2012 Актриса Марина Голуб погибла в автокатастрофе, Коммерсантъ, 10.10.2012 Марина Голуб погибла в ДТП, Российская газета, 10.10.2012 Марина Голуб всегда хотела, чтобы вокруг нее было веселье, Григорий Заславский, радио «ВестиFM», 10.10.2012 Известные роли актрисы Марины Голуб, РИА-Новости, 10.10.2012 Коллеги М. Голуб не могут поверить в смерть актрисы, РБК, 10.10.2012 МХТ: «Марине Голуб замены нет», Вера Копылова, Аргументы и факты, 10.10.2012 Михаил Швыдкой: «Марина Голуб была театральным феноменом», телеканал «Культура», 10.10.2012 Актриса Марина Голуб погибла в Москве, телеканал «Культура», 10.10.2012 Марина Голуб в программе «Главная роль», телеканал «Культура», 2.10.2012 Трагикомедия по новой пьесе Петрушевской в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 1.10.2012 Последняя съёмка Марины Голуб, 10.2012 Табаков учит актеров здороваться, 7 дней, 12.09.2012 Марина Голуб в программе Киры Прошутинской «Жена», видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 7.09.2012 115-й сезон стартует в МХТ имени А. П. Чехова, фотогалерея «Комсомольской правды», 7.09.2012 Сбор труппы МХАТа им. А. П. Чехова, фоторепортаж PRAVDA. RU, 3.09.2012 В МХТ имени А. П. Чехова прошел вечер памяти поэта
, видеосюжет телеканала «Звезда», 13.06.2012 В МХТ имени Чехова вспоминали Андрея Вознесенского, телеканал «Культура», 13.06.2012 Марина Голуб: У меня расчетверение творческой личности!, «День за днём» (Эстония), 22.11.2011 Марина Голуб: на Вассу Железнову меня вдохновил Туминас, Наталья Зверко, ru.DELFI. lt, 4.11.2011 Марина Голуб: «Надо уметь любить», Елена Милиенко, Театрал, 3.01.2011 Марина Голуб в программе «Линия жизни», телеканал «Культура», 9.11.2010 Марина Голуб: женский юмор трудная вещь, видеосюжет телеканала «Россия-24», 6.05.2010 МХТ дает шанс покаяться, Любовь Лебедина, Трибуна, 8.04.2010 По сравнению с 1913 годом
, Григорий Заславский, РИА новости, 29.03.2010 «Титаник» класса «Волга-Волга», Елена Дьякова, Новая газета, 29.03.2010 Пароход назвали «Вассой», Марина Райкина, Московский комсомолец, 28.03.2010 Царскую Россию представили прогнившим миром пьяниц и убогих, Ольга Романцова, «Газета», 26.03.2010 Жизнь в трубу, Роман Должанский, Коммесантъ, 26.03.2010 Горький вернулся в МХТ имени Чехова, Алла Шендерова, InFox.ru, 24.03.2010 Два взгляда на «Вассу Железнову», Григорий Заславский, радио «Вести-FM», 24.03.2010 Новый взгляд на классическую пьесу, Гуля Балтаева, видеосюжет телеканала «Вести-Москва», 23.03.2010 Горькая правда, Анна Нечаева, радио «Культура», 23.03.2010 Горькая история порочного семейства, Илья Бухтуев, видеосюжет телеканала НТВ, 23.03.2010 «Васса Железнова» в МХТ царство мрачного матриархата, Нара Ширалиева, видеосюжет телеканала «Культура», 23.03.2010 «Васса Железнова». Большая премьера в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала НТВ, 23.03.2010 «Васса Железнова» впервые на сцене МХТ имени Чехова, телеканал «Культура», 23.03.2010 Мастер изнанки, Роман Должанский, Коммерсантъ-Weekend, № 10, 19.03.2010 Лев Эренбург: «Важнее следовать не букве, а духу Горького», Елена Добрякова, Невское время, 18.03.2010 Люди и премьеры. «Васса Железнова» Льва Эренбурга, телеканал «Театр», 03.2010 МХТ привез в Петербург необычную версию «Трёхгрошовой оперы», телеканал «Россия», «Вести» Санкт-Петербург, 10.09.2009 Непраздничная радость, Катерина Антонова, Театрал, 2.09.2009 Громкая премьера в Московском художественном театре имени Чехова, новостной видеосюжет, Первый канал, 6.06.2009 Трехгрошовая опера" в постановке Кирилла Серебренникова, новостной видеосюжет ВГТРК «Культура», 5.06.2009 «Трехгрошевую оперу» оценили по-новому, Видеосюжет программы «Сегодня», НТВ, 5.06.2009 Всегда в «Дозоре», Лариса Резникова, Московский Комсомолец, 11.01.2007 Марина Голуб: «Порой своих зрителей я люблю и ненавижу одновременно», Марина Квасницкая, Театральная афиша, 12.2006 Марина Голуб: «Классика не любит торопливых»., Мария Безрук, Труд, 3.10.2006 Весёлый Гамлет Бутусова, Елена Горфункель, Театр, № 1, 04.2006 Интервью программе «Дифирамб», Ксения Ларина, радиостанция «Эхо Москвы», 28.01.2006 Три бойбренда, Наталия Каминская, Культура, 22.12.2005 Один как перст, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 19.12.2005 Марина Голуб: Счастье быть свободным человеком, Мария Безрук, Труд-7, 6.10.2005 Сюжет о спектакле «Терроризм» в телепрограмме «Без антракта». Часть II, Екатерина Рындык, 01.2003 Сюжет о спектакле «Терроризм» в телепрограмме «Без антракта». Часть I, Екатерина Рындык, 01.2003 Пластилиновые люди, Марина Райкина, «Московский комсомолец», 23.01.2002 Им удалось иное рвение, Виталий Вульф, «Литературная газета», 11.07.2001 |