Имена

Три бойбренда

Наталия Каминская, Культура, 22.12.2005
Не заметить в самых первых строках, что Гамлета в новом спектакле играет Михаил Трухин, Клавдия — Константин Хабенский, а Полония — Михаил Пореченков, никак не получится. Важнейшим из искусств ныне являются «Менты», а тут их целых три. Кто-то, конечно, купит билеты на трагедию Шекспира, но (чего уж обольщаться?) гораздо больше сограждан рванут посмотреть на родных — знакомых телеблюстителей порядка, так сказать, живьем, не в «ящике». И куда как меньшее число зрителей осведомлено о том, что три знаменитых артиста — однокашники по Петербургскому театральному институту, что с режиссером Юрием Бутусовым они начинали в профессии, что вместе с ним сделали блестящий спектакль «В ожидании Годо» С. Беккета, который получил в конце 90-х годов «Золотую Маску» за лучшую режиссуру. Трухин до телехождения в народ сыграл и в «Войцеке» Г. Бюхнера, и в «Стороже» Г. Пинтера, да и Пореченков с Хабенским — в том же «Войцеке» и других пьесах мирового классического репертуара. Словом, их театральный путь к Шекспиру вполне последователен и логичен. Спросите, а как же «Менты»? Очень просто: в чем живем, в том и играем.

Однако не брать в расчет сериальную популярность этой троицы при взгляде на «Гамлета» ни в коем случае нельзя. И сам режиссер Юрий Бутусов, конечно, имеет ее в виду. Во всяком случае, свойства актерских индивидуальностей (к счастью, у Трухина, Хабенского и Пореченкова есть индивидуальные свойства) ему принципиально важны. Ясно, что трагедию нам сыграют парни, глубоко демократичные по природе дарования, понятные по-человечески и — каждый по-своему — чертовски обаятельные. Одну шекспировскую глыбу — «Ричарда III» — Бутусов уже спустил в Театре Сатирикон с котурнов, увел от трагедии в сторону фарса. В «Гамлете» режиссер продолжает ту же работу «на снижение». Временами на сцене разыгрывается чистая трагикомедия. Смешны не только Розенкранц (Олег Тополянский) с Гильденстерном (Алексей Агапов), парочка дюжих подобострастных увальней. Смешны временами и Клавдий, и Гертруда (Марина Голуб). А Полоний — чуть ли не эстрадный комик. Шекспировское (в переводе Пастернака) определение «несчастный хлопотун» М. Пореченков по отношению к своему герою возводит в куб. Этот Полоний «хлопочет» лицом, пластикой, голосом — из кожи вон лезет. Но его неуемная прыть, кажется, произрастает из неких абсурдистских категорий. Полоний здесь неумен, неприкаян, зашорен в вечных рабских обязанностях и обуян жаждой непрерывной деятельности, смысл которой ему самому не внятен. Нет бы помолчать, спрятавшись за портьерой во время разговора Гамлета с Гертрудой, но и тут вякнул, обнаружил себя, как малое дитя во время игры в прятки. Неумна и Гертруда, которую Марина Голуб играет непривычно сдержанно и скупо. Впечатляет сам контраст в этой паре Гертруда — Клавдий, где последний явно и намного моложе. Выходит, королева не только слишком поспешно выскочила замуж, но еще и за мужчину, годящегося ей в сыновья. Ничего не поняла, ничем, кроме бабьего инстинкта схватить последний шанс, не руководствовалась. И когда сын раскрывает ей глаза на произошедшее в семье, пугается, как загнанная овца. Голуб замечательно играет трагедию беспомощного испуга — с этого момента ее королева буквально дряхлеет у нас на глазах.

Бутусов ставит «Гамлета» как трагикомедию страстишек, круговую поруку слабых воль, сплетенных в цепь неизбежного зла. Клавдий у Хабенского — абсолютный злодей, но не масштабный, не вызывающий содрогания. Он даже интригу плетет как-то дрожаще поспешно, лишь бы все сошло с рук, лишь бы обошлось. Однако не обходится. Абсолютно инфантильна, послушна обстоятельствам и Офелия — Ольга Литвинова, хрупкий тинейджер, для которой датский принц мог бы стать бойфрендом, но не случилось.

Похоже, здесь вообще никто не отвечает за свои деяния. Сырой, промозглый воздух Дании, бесконечные оттяпывания друг у друга земель (Фортинбраса нет, о нем только упоминается), какое-то вселенское людское мельтешение без отчетливых стратегий и тактик — возникает вполне экзистенциальный мир, в котором люди не смотрят под ноги и спотыкаются на каждом шагу. Так, в одной, с виду «шекспировской» мизансцене вся семья сидит за длинным столом. Но стулья какие-то дурацкие, будто погнутые от плохого обращения. Стулья падают, бокалы вываливаются из рук. Морские волны сделаны из натянутых тросов с нанизанными на них жестянками, которые дребезжат от прикосновений. Лодки старые и похожи на гробы. В углу — допотопный вентилятор, напоминающий старинную театральную лебедку для поднятия декораций. 

Тема театра воплощена у Бутусова не только в знаменитой сцене «Мышеловки», намекающей, кстати, и на домашний просмотр допотопной «киношки». Она прорастает через весь спектакль: то возникнет «ансамбль» из скамеек, палок и стульев, то с колосников опустится узорная занавеска… Да и начинается все с нашей актерской троицы, которая, не став еще Гамлетом — Клавдием — Полонием, изображает простаков-стражников, испугавшихся духа отца Гамлета (Сергей Сосновский).

Художник Александр Шишкин, постоянный соавтор режиссера, создает действительно потрясающий образ Эльсинора как средоточия неуправляемых стихий и одновременно хлама, которым обрастает любая человеческая жизнь. И живут в этом мире люди-человеки, невеличественные, недалекие, несильные, вполне могущие претендовать на сочувствие и понимание. Все нервны. Все срываются на крик — пронзительный и скрипучий, ибо голоса наших главных героев явно не тянут на трагический диапазон.

При этом Трухин, кажется, готов играть до полной гибели всерьез. И Гамлет его по-человечески интересен. Хороший парень, не предназначенный для действий, которые уготовил ему папаша. Ступив на путь убийств, он - так Гамлета давно не трактовали! — не ожесточается, а, напротив, ломается, теряет остатки самообладания и чуть ли не впадает в истерику. Возможно, этот герой хотел бы прожить жизнь в изначальных шекспировских параметрах, где все отмечено высотой. Так театральная тема входит в бутусовский спектакль еще дважды — предчувствием Гамлета и его воспоминанием. Оба эпизода поставлены как бы традиционно. Сначала возникает сон, где идет финальный поединок принца с Лаэртом, как положено, на шпагах, в окружении оставшихся еще в живых героев, и благородная королева-мать страдает за сына. В действительности же поединок пройдет совсем не так красиво, в сомнамбулической скученности обреченных, за одним общим столом. Потом, перед самой гибелью Гамлета, повторится его сцена с Офелией, где оба наконец испытают любовь и нежность, которых и в помине не было в первый раз, когда несчастная дочь Полония была еще жива. Вспомнив (или домыслив?) то мгновение, где они еще могли быть счастливы, Гамлет повторит монолог «Быть или не быть?» Внезапно этот текст, с которым современный театр решительно уже не знает, что делать, обретет, пусть и утилитарный, зато пронзительно человеческий смысл. «Не быть!» — Гамлет знает, что через несколько минут вопросов больше не будет.

В новой версии «Гамлета» три бойбренда отечественного телевидения примерили на себя шекспировские одежды. Примерка удалась — в той, разумеется, мере, в какой вообще возможны сопряжения театра в его нынешнем состоянии с великими пьесами мирового репертуара.

У МХТ тут — свой сюжет, своя параллель. Оригинал в афише театра только что добавился к парафразе — спектаклю «Изображая жертву», где молодые авторы братья Пресняковы играют с темой и сюжетом шекспировского шедевра. Спектакль поставил Кирилл Серебренников. Кому кто и что больше нравится — его вопрос, но умение Олега Табакова растить бренды в отдельно взятом театре — факт неоспоримый.
Пресса
Она играла «своим горюшком», Лев Эренбург, Известия, 8.12.2017
Сегодня исполняется 60 лет со дня рождения Марины Голуб, видеосюжет телеканала «Культура», 8.12.2017
Солнечная Маня, Наталья Анисимова, Столичный информационный портал «ЯМосква», 30.03.2017
«Для меня зажим — это полный разжим», Aлександр Кремнев, Театрал, 30.03.2017
Прерванный полёт, Театрал, 19.03.2017
Любовь и Голуб, Виктор Борзенко, Театрал, 9.10.2014
Год назад не стало Марины Голуб, видеосюжет телеканала «Культура», 10.10.2013
Табаков одарил своих артистов, Марина Райкина, Московский комсомолец, 28.03.2013
Марина Голуб — актриса, приносившая радость, фотогалерея РИА-Новости, 8.12.2012
Марина Голуб: я не уйду, Игорь Логвинов, Гудок, 6.12.2012
«Этот спектакль нужно выпустить ради Марины», Марина Райкина, Московский комсомолец, 29.10.2012
Актриса Марина Голуб в последнем интервью: Я никогда не позволяю себе останавливаться!, Анна Велигжанова, Анна Симоянова, Комсомольская правда, 18.10.2012
Марина Голуб: «Любви было много…», Людмила Вевере, Суббота, 16.10.2012
Русская театральная школа: миф или сохранение традиций?, Ксения Ларина, программа «Культурный шок», радио «Эхо Москвы», 13.10.2012
Марина, Роман Супер, видеосюжет телеканала РЕН-ТВ, 13.10.2012
Театральный мир скорбит о Марине Голуб, видеосюжет канала НТВ, 13.10.2012
Жизни и роль Марины Голуб, WeekEnd РИА-Новости, 13.10.2012
Прощание с актрисой Мариной Голуб, фотолента РИА-Новости, 13.10.2012
Гибель Марины Голуб: театр расстался с сердцем, видеосюжет телеканала «Россия-24», 13.10.2012
В столице простились с актрисой Мариной Голуб, видеосюжет Первого канала, 13.10.2012
Прощание с Мариной Голуб, видеосюжет телеканала НТВ, 13.10.2012
В Москве прощаются с актрисой Мариной Голуб, видеосюжет телеканала «Звезда», 13.10.2012
В Москве простились с актрисой Мариной Голуб, Софья Анохина, Комсомольская правда, 13.10.2012
Ностальгия по Марине, Александр Мельман, Московский комсомолец, 12.10.2012
Марина Голуб: «Не взяли меня в балет, а я все равно танцую», Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 11.10.2012
Актриса сцены и зала, Роман Должанский, Коммерсантъ, 11.10.2012
Прощайте, Марина…, Александр Малюгин-Гаврилов, Аргументы недели, 11.10.2012
Роман Марины Голуб с нами оборвался так трагично, Анна Балуева, Комсомольская правда, 10.10.2012
Коллеги о Марине Голуб: она очень сильно любила жизнь, видеосюжет телеканала «Россия-24», 10.10.2012
Марина Голуб больше не сыграет Вассу Железнову, Любовь Лебедина, Трибуна, 10.10.2012
Памяти Марины Голуб. «Надо уметь любить», Елена Милиенко, Театрал, 10.10.2012
Марина Голуб ушла к Мэрилин Монро, Марина Шимадина, Лариса Юсипова, Известия, 10.10.2012
Марина Голуб: «Нижегородский зритель — сложный и понимающий!», Наталья Халезова, Аргументы и факты — Нижний Новгород, 10.10.2012
Друзья и коллеги скорбят о кончине Марины Голуб, Екатерина Чеснокова, МТРК «Мир», 10.10.2012
Марина Голуб. Она была абсолютной оптимисткой…, видеосюжет телеканала «Культура», 10.10.2012
Страшная автокатастрофа унесла жизнь Марины Голуб, видеосюжет телеканала «Культура», 10.10.2012
Марина Голуб погибла в ДТП, Российская газета, 10.10.2012
Марина Голуб всегда хотела, чтобы вокруг нее было веселье, Григорий Заславский, радио «ВестиFM», 10.10.2012
МХТ: «Марине Голуб замены нет», Вера Копылова, Аргументы и факты, 10.10.2012
Актриса Марина Голуб погибла в Москве, телеканал «Культура», 10.10.2012
Марина Голуб в программе «Главная роль», телеканал «Культура», 2.10.2012
Марина Голуб в программе Киры Прошутинской «Жена», видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 7.09.2012
115-й сезон стартует в МХТ имени А. П. Чехова, фотогалерея «Комсомольской правды», 7.09.2012
Сбор труппы МХАТа им. А. П. Чехова, фоторепортаж PRAVDA. RU, 3.09.2012
В МХТ имени А. П. Чехова прошел вечер памяти поэта …, видеосюжет телеканала «Звезда», 13.06.2012
Марина Голуб: «Надо уметь любить», Елена Милиенко, Театрал, 3.01.2011
Марина Голуб в программе «Линия жизни», телеканал «Культура», 9.11.2010
Марина Голуб: женский юмор — трудная вещь, видеосюжет телеканала «Россия-24», 6.05.2010
МХТ дает шанс покаяться, Любовь Лебедина, Трибуна, 8.04.2010
По сравнению с 1913 годом…, Григорий Заславский, РИА новости, 29.03.2010
«Титаник» класса «Волга-Волга», Елена Дьякова, Новая газета, 29.03.2010
Пароход назвали «Вассой», Марина Райкина, Московский комсомолец, 28.03.2010
Жизнь в трубу, Роман Должанский, Коммесантъ, 26.03.2010
Горький вернулся в МХТ имени Чехова, Алла Шендерова, InFox.ru, 24.03.2010
Два взгляда на «Вассу Железнову», Григорий Заславский, радио «Вести-FM», 24.03.2010
Новый взгляд на классическую пьесу, Гуля Балтаева, видеосюжет телеканала «Вести-Москва», 23.03.2010
Горькая правда, Анна Нечаева, радио «Культура», 23.03.2010
Горькая история порочного семейства, Илья Бухтуев, видеосюжет телеканала НТВ, 23.03.2010
«Васса Железнова» в МХТ — царство мрачного матриархата, Нара Ширалиева, видеосюжет телеканала «Культура», 23.03.2010
Мастер изнанки, Роман Должанский, Коммерсантъ-Weekend, № 10, 19.03.2010
МХТ привез в Петербург необычную версию «Трёхгрошовой оперы», телеканал «Россия», «Вести» — Санкт-Петербург, 10.09.2009
Непраздничная радость, Катерина Антонова, Театрал, 2.09.2009
Трехгрошовая опера" в постановке Кирилла Серебренникова, новостной видеосюжет ВГТРК «Культура», 5.06.2009
«Трехгрошевую оперу» оценили по-новому, Видеосюжет программы «Сегодня», НТВ, 5.06.2009
Всегда в «Дозоре», Лариса Резникова, Московский Комсомолец, 11.01.2007
Весёлый Гамлет Бутусова, Елена Горфункель, Театр, № 1, 04.2006
Интервью программе «Дифирамб», Ксения Ларина, радиостанция «Эхо Москвы», 28.01.2006
Три бойбренда, Наталия Каминская, Культура, 22.12.2005
Один как перст, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 19.12.2005
Пластилиновые люди, Марина Райкина, «Московский комсомолец», 23.01.2002
Им удалось иное рвение, Виталий Вульф, «Литературная газета», 11.07.2001