Народная артистка РСФСР Ирина Прокофьевна Гошева | ||
Имена | (12.3.1911, Архангельск — 11.5.1988, похоронена в Ивантеевке) Актриса. Народная артистка РСФСР (1963). Она была приглашена в МХАТ после того, как Немирович-Данченко увидел ее Аннунциатой в “Тени” Е. Шварца, во время московских гастролей Театра Комедии Н. П. Акимова (1940). Воспитанница Ленинградского института сценического искусства, Гошева дебютировала в 1932 г. у С. Э. Радлова (Дездемона), а перейдя в 1935 г. к Акимову, получила роли Дианы в “Собаке на сене” Лопе де Вега, Олуэн в “Опасном повороте” Пристли и др. В ее индивидуальности было и лучезарное и трогательное. Пленительны были ее красивые большие глаза, присущая ей какая-то необыкновенная пластика и беспомощно-вопросительные интонации. Оценив ее способность передавать тонкую динамику внутренних изменений растущей или сламывающейся души, Немирович-Данченко рассчитывал на нее в роли Офелии; он подготовил с нею Ирину в только что поставленных им “Трех сестрах” и Аню в “Вишневом саде”. Дебюты подтвердили верность выбора, но дальнейшая судьба этой лирической актрисы сложилась несчастливо. Не состоялся “Гамлет”, где Гошевой был предложен близкий ее артистической личности ход: “вначале девушка, сияющая радостью жизни. Наивное непосредственное сияние. Стихийное тяготение к Гамлету. Самая настоящая влюбленность. Уже отец и брат начинают затуманивать это сияние. Потом безумие Гамлета… Ворвалось что-то страшное, свершилось что-то необыкновенное, небывалое в ее жизни… Все потемнело, сияние исчезает… Мертвый отец. И убил кто? — Гамлет. Маленький мозг не выдержал — и сошла с ума”. После смерти Немировича-Данченко она играла чаще всего вводы (Сюзанна, “Женитьба Фигаро”, 1951; Негина, “Таланты и поклонники”, 1952). Обаяние не изменяло Гошевой ни в роли маленькой леди Мейбл в “Идеальном муже” О. Уайльда, ни тогда, когда она играла Аню Клименко в длинной солдатской шинели и тяжелых сапогах, которая появлялась среди развалин и блиндажей фронтового Сталинграда (“Дни и ночи” К. Симонова). Она играла Падчерицу в сказке “Двенадцать месяцев”, Констанс в “Осеннем саде” Хеллман; однако она оставалась в театре как бы “на втором плане”. Ушла из МХАТ в 1974 г. |